Революционно-демократическое направление

Революционно-демократическое направление политико-правовых идей в Германии в 90-х годах ХУШ в. представлял Георг Форстер (1754-1794) – крупный ученый и выдающийся политический деятель. Он говорил: «Быть свободными, равноправными – таков девиз людей разумных и нравственных; теперь это и наш девиз. Для полного развития своих духовных и физических сил каждый нуждается в равных правах, в равной свободе».

Хорошо зная экономический уклад и государственно-правовые порядки европейских стран Г.Форстер пришел к выводу, что не следует уповать на благодеяния «просвещенных» монархов, напрасно обольщаться учреждением сословного представительства. Кратчайшая дорога к счастливому процветанию общества – раскрепощение крестьян, уничтожение сословных привилегий, установление республиканской формы правления.

Форстер развитие общества отождествляет с эволюцией живого организма, т.е. устанавливающего социально-политические формы неизбежно должны стареть и умирать. Но их смерть наступает в результате революционного движения, главенствующую роль которого играет народ.

В ходе революции, созданные республиканские политико-юридические институты должны создавать условия, при которых была бы достигнута гражданская и моральная свобода. Государство должно не только охранять внешнюю безопасность людей и выступать в качестве полицейского. Оно должно стать активным организатором народного благополучия.

До Форстера о такой миссии государства в немецком просвещении не говорил никто.

Форстер был инициатором создания первой в истории Германии независимой народной республики, которой был Майнц. По его предложению Национальный Конвент в Майнце 21 марта 1793 гю принял декрет о присоединении к Французской республике. «Свободные немцы и свободные франки, - восклицал Форстер с трибуны Конвента, - отныне единый, независимый народ».

Признание общности и неразрывности судеб в революции народов Франции и Германии явилось со стороны Форстера мужественным шагом, по-настоящему демократическим интернационализмом.

Теория утопического социализма

В период подъема духовной жизни в Германии, вызванного французской буржуазной революцией, в 1762 году появилось произведение владельца библиотеки-читальни в Берлине К.Фрелиха (1759-1828) «О человеке и его отношениях», а также произведение гамбургского купца Ф.Цигенхагена (1753-1806) «Учение о правильном отношении к творениям Божьим и о всеобщем человеческом счастье, которого можно достичь лишь путем общественного введения этого учения.

Теоретической основой для изыскания Фрелиха и Цигенхагена явились постулаты естественно-правовой доктрины; критерием оценки политических явлений было соответствие (или несоответствие) последних «природе» и «разуму».

С этой точки зрения разоблачался угнетательный антинародный строй, который довел человечество до упадка и пожирал все кругом, будто рак.

Цигенхаген писал: «Больницы, чумные лазареты, дома умалишенных, княжеские правительства, тюрьмы, суды, поля сражений все подтверждает неупорядоченность жизни, ее неразумность». Он считает причинно-общественной дисгармонии – частную собственность, социальное неравенство. Фрелих пишет: «Если бы возможно было, чтобы частная собственность перестала существовать... какое бесчисленное множество преступлений... исчезло бы!».

Фрелих и Цигенхаген считали своей программой общность имущества и коллективный труд. Мешает выполнению этой программы испорченность и невежество людей, над которыми тяготеет косное, ложное мировоззрение. Необходимо освободиться от него, раскрепостить мышление.

Фрелих писал, что «... если бы какому-нибудь народу удалось пустить в ход сумму чистых истин разума... вместо всевозможных исторически сложившихся положений, лежавших в фундаменте современного общества, то такое общество выиграло бы чрезвычайно». То есть просвещение и воспитание – надежные средства достижения нового строя.

Желаемый строй они представляют или в виде небольших сельскохозяйственных коммун (Фрелих) или виде колоний – округов (Цигенхаген), основанных на общественной собственности.

По их мнению, такая структура превосходит все другие, ибо обеспечивает свободу человеку и коллективу. Здесь каждый индивид гарантирован от произвола. Навязывание народу односторонней воли тут невозможно.

По мысли Цигенхагена в созревших коммунистических колониях будет наидемократичнейший порядок:

- выборы всем народам должностных лиц; во главе общества станут десять старейшин, советников правильных отношений;

- с общего согласия он и назначают руководителей отдельных отраслей хозяйства и культуры: заведующих отделами торговли, земледелия, советников «естественного учения о здоровье», общественных учителей «правильных отношений» и т.д.

Таким образом политико-правовые учения в Германии в конце ХУШ – начале Х1Х в.в. развивались под влиянием Великой Французской буржуазной революции.

Социально-политическая обстановка в самой Германии выдвинула теоретиков политико-правовой мысли различных взглядов, которые выразились в таких направлениях как историческая школа права, революционно—демократические направления, теорию социалистов-утопистов, теорию либерализма и диалектической теории.

Наши рекомендации