Систематизировать и сформировать у курсантов четкое представление о политической идеологии марксизма и социал-демократии.
Сформировать у обучающихся чувство понимания, что умения, знания и навыки, полученные ими в ходе занятия, необходимы для работы в органах МЧС России.
Подготовить квалифицированных сотрудников МЧС России, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в области теории права.
3. Формировать у обучающихся качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, а именно умение выступать перед аудиторией и логически, последовательно, обоснованно и грамотно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать собственную позицию.
II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Политическая и правовая мысль периода становления суверенного российского государства. 2. Политико-правовые учения в России в период абсолютизма. 3. Развитие идей “просвещенного абсолютизма” в России. 4. Политико-правовые учения 19 века. Консервативно-либеральное направление. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
III. Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература
Основная
1. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений : учебное пособие : [гриф УМО] / И. Ф. Мачин. - М. : Юрайт, 2012. - 412 с
2. История политических и правовых учений: учебник для вузов / ред. В.С. Нерсесянц. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 944 с.
3. История политических и правовых учений: учебник / МГЮА; ред. О.В. Мартышин. – М.: Норма, 2005.
Дополнительная
1. Бачинин В.А. Правовая реальность в контексте цивилизации и культуры. Методология причинного анализа: монография / В.А. Бачинин, В.П. Сальников; ред. В.П. Сальников; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: Фонд «Университет», 2005.
2. Гайнутдинов Р.К. Эволюция политико-правовой мысли России XVI - начала XVIII веков: учебное пособие / Р.К. Гайнутдинов; МО РФ, МГПИ. – Мурманск: МГПИ, 2002.
3. История политических и правовых учений: Хрестоматия для вузов / под ред. Г.Г. Демиденко – Харьков: Факт, 2000.
4. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб, Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.
5. Корнев А.В. Правовая мысль в дореволюционной России: учебное пособие / А.В. Корнев, А.В. Борисов. – М.: ЭКСМО, 2005.
6. Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. – СПб.: СПб университет МВД России «ИДТ «Герда»», 2001.
7. Шершеневич Г.Ф. История философии права: монография / Г.Ф. Шершеневич; авт. вступ. ст. Л.А. Игнатьева; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: «Лань»: Фонд «Университет», 2001.
IV. Учебно-материальное обеспечение
1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.
2. Демонстрационные схемы.
V. Текст лекции
Вводная часть
Преподаватель проверяет наличие обучающихся, объявляет тему № 11. «Политические и правовые учения в России»
В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Политическая и правовая мысль периода становления суверенного российского государства.
2. Политико-правовые учения в России в период абсолютизма.
3. Развитие идей “просвещенного абсолютизма” в России.
4. Политико-правовые учения 19 века. Консервативно-либеральное направление.
Переходим к рассмотрению учебных вопросов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Вопрос1. Первый русский политический трактат «Слово о Законе и благодати» был написан в XI веке киевским митрополитом Илларионом.
Илларион.
Киевский Митрополит. Написал в XI в. первый русский политический трактат - «Слово о Законе и благодати», где предпринял попытку обосновать независимость Киевского государства от Византии, идею сильной княжеской власти.
Идеи Илариона получили дальнейшее развитие в летописях. Они составлялись на протяжении многих веков, подвергались многочисленным переделкам. До нас дошли сравнительно поздние летописи (Новгородская летопись XIII- XIV вв., Лаврентьевская летопись 1377 г., Ипатьевская летопись начала ХV в.). Ядром летописания стала «Повесть временных лет» Нестора, завершенная при Владимире Мономахе. Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, широко образованный человек. В своей «Повести» защищал идеи единства и суверенитета крещенной Руси.
Стремление к захватам Нестор рассматривает как гордость, высокоумие и «крамолу». В «Повести…» решались три задачи:
- утверждение законности княжеской власти;
- обоснование независимости Руси от Византии;
- повышение значения власти Киевских князей (подчеркивание их старшинства среди русских князей и прекращение междоусобных войн).
В «Повесть временных лет» органической частью вошли произведения Владимира Мономаха: «Поучение детям», «Письмо двоюродному брату Олегу Черниговскому», «Автобиография». В них Мономах затрагивает большой круг вопросов: устанавливает объем власти великого князя киевского, определяет его отношения с вассальными князьями. Основное внимание Мономах уделяет идее укрепления государственного единства, подчиненности интересов отдельных князей задачам и целям всей русской земли.
К началу ХIII в. центр русской общественно-политической жизни перемещается из Киева во Владимир. Здесь и появляется «Моление Даниила Заточника» (1229г.), где определены способы укрепления княжеской власти.
Сам автор «Моления» – бывший дружинник князя, попавший в немилость, а возможно и в заточение. Сильная княжеская власть – стержень всего произведения. Князь должен управлять справедливо, иметь при себе «думцев» и опираться на их совет. Задача заключалась в том, чтобы был произведен правильный подбор людей. Советники князя должны быть умны, не допускать беззакония. Среди качеств идеального князя выделял заботу о подданных: «Земля плод дает обилия, древеса – овощ; а ты нам княже – богатство и славу».
В ХV – ХVII вв. происходит дальнейшее укрепление Московского государства и его правителей. В связи с возросшей ролью правителя активно обсуждались нравственные и юридические нормы, которыми он должен руководствоваться. В спорах по этим вопросам формулировались основные направления политической мысли: теория «Москва- третий Рим», спор «нестяжателей» и «посифлян», деспотическая доктрина Ивана Грозного, тираноборческие идеи А.Курбского.
Теория «Москва – третий Рим» свою окончательную формулировку получила в посланиях Филофея – монаха Псковского Елезарова монастыря к псковскому наместнику и великим князем Василию и Ивану. Эти послания стали широко известными политическими документами конца ХV – начала ХVII вв. Главная цель теории – доказать закономерность возвышения Москвы и великого князя Московского как главы всей русской земли. Для основания этой цели Филофей формулирует теолого-историческую концепцию государственности, стимулом для которой послужило завоевание турками Византии в 1453 г.
История человечества – это возникновение, развитие и упадок мировых царств в соответствии с волей Бога. Первое мировое царство – Древний Рим – пало из-за своего язычества. Второе мировое царство – Византия – погибло из-за унии с католической церковью. Византию наказал Бог и Константинополь был завоеван турками. Третий Рим –Москва. Центр православия будет стоять до скончания мира, ибо русское государство избрано для защиты православной веры.
Церковь Филофей представляет как одно из ведомств государства, поэтому он возлагает на царя заботы по борьбе с ересями, назначению епископов, содержанию церквей и монастырей.
Проблема соотношения светской и духовной властей решена Филофеем посредством увеличения объема светской власти и ограничения духовной, ее полного подчинения светским правителям.
Светская власть должна осуществляться в законных формах. Филофей советует царю жить праведно, наблюдая за тем, чтобы и поданные жили по закону и заповедям.
Законы государства – это лишь часть «правды», поддерживаемая силой государства, они основаны на божественных заповедях, которые через них и реализуются.
Беззаконие Филофей считает всякое безнравственное деяние, независимо от того указано ли оно в источниках права. Любое аморальное действие – нарушение «правды», которое наказуемо по воле провидения. Если кто пострадал, то восстановление справедливости ожидается прежде всего от небесных сил.
Роль церкви в жизни общества, соотношение церкви и государства активно обсуждались «иосифлянами» и «нестяжателями». Поводом для оформления этих течений политической мысли и полемики между ними послужила проблема секуляризации моностырских земель. Царская власть неоднократно ставила вопрос о передачи моностырских земель в руки государства. Это была третья часть удобной для сельского хозяйства земли.
Сторонники лишения церкви ее права владения землями стали называться «нестяжателями». Приверженцы сохранения существующих церковных земель и богатств назывались «иосифлянами», по имени их идеолога Иосифа Волоцкого, игумена Волоколамского монастыря.
В политике правовой сферы серьезных споров между иосифлянами нестяжателями не было, оба направления выступали за объединение русских земель и создание единого государства, защищающего «правду».
Основоположник учения «нестяжателей» Нил Сорский (1433-1508) для своего времени был широко образованным человеком, знатоком византийской церковной литературы. Он выступил с проповедью аскетизма и отказался от стяжания. Сорский основал скит на р.Соре, близ Кирилло-Белозерского монастыря, где жил вместе с другими монахами своим трудом, противопоставляя подобные скиты богатым монастырям. На Соборе 1503 г. он поддержал предложение великокняжеской власти о ликвидации церковного землевладения, проповедовал идеи духовного подвижничества, нравственного совершенствования. Его взгляды исходят из раннехристианской трактовки природы человека. Она состоит из разума страстей: чревообъедения, блуда, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости, сребролюбия. Праведный человек должен бороться с этими страстями, и особенно со сребролюбием.
Деятельность церкви должна быть ограничена духовной сферой и ориентирована на помощь человеку в преодолении страстей.
Идеальной организацией, способной решать эту задачу, является раннехристианская община, экономической основой которой была общая собственность и обязанность труда каждого общинника. Для веры не должны быть сферой вмешательства государства, это прерогатива церкви.
Традиции Нила были продолжены Вассианом Патрикеевым – представителем княжеского рода, насильно постриженным в монахи и сосланным в Кирилло-Белозерский монастырь, в 1499г. после разгрома боярской оппозиции, великому князю Ивану III. В 1509г. он вернулся в Москву из ссылки, был приближен к Василию III. Патрикеев также выступал против монастырского землевладения, призывал к терпимому отношению к еретикам.
Вассиану принадлежит редакция Кормчей 1511 г. – сборника апостольских, соборных и епископских правил и посланий, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде. Выступив против развода Василия III, Вассиан был отдален от князя, и в 1531 году вновь сослан в Волоколамский монастырь, где и умер.