Обобществленная экономика против частной
Отсюда, думаю, становится ясным различие между частной и обобществленной экономиками. Словосочетание «моя вещь» имеет смысл (относится ко мне), тогда как «вещь других» — это, скорее, res nullius (ничья вещь), что похоже на известное выражение «apres moi le de-louge» («После меня хоть потоп» — слова фаворитки Людовика XV маркизы Помпадур. — Примеч. переводчика). Владение собственностью' способствует рачительности. И только у неимущего и/или ъ условиях общественной собственности преобладают беззаботные настроения. Владение собственностью предполагает бескорыстие и особое отношение к стоимости. Бескорыстие, потому что частник не тратит общественных денег (он выплачивает их из собственного кармана) и работает на самого себя даром. В результате владение собственностью приносит ему значительные (хотя и не всегда определимые) сбережения с наименьшими потерями17, тогда как общественная собственность все время требует (по причине сверхдополнительных затрат на чиновников) все боле крупных средств. При этом любые изменения в сфере финансов обходятся также дорого, так как оплачиваются из общественного кармана, Следовательно, различие весьма четко проявляется в самой жизни. Если частное хозяйство самодостаточно, то общественное — саморазорительно. По иронии судьбы (если сослаться на удачное выражение), «частнособственнический индивидуализм» как раз и есть то выигрышное свойство экономических систем, основанных на частной собственности которое отличает их от хозяйствования общественного типа.
Но есть у рыночных механизмов и другая, скрытая сторона. Это «забота о хозяйстве». Наше отношение к предметам (собственности)' как к продолжению самости, дополнение к ней. Долгое время возражения против собственности сводились к следующему. Во-первых, считалось, что во многих культурах владение собственностью не порождает заботу о ней (здесь, мол, нет ни необходимой, ни достаточной связи), и, во-вторых, что при некапиталистических и/или неиндивидуалистических условиях общественную собственность будут оберегать так же, как и частную. Первый пункт совершенно верен. Он всего лишь помогает понять, почему коснеют и даже разваливаются некоторые экономические системы (в Африке, например) под действием демографических взрывов, которых не может выдержать дряблая экономика. Второй же пункт можно легко опровергнуть. Достаточно было приехать в Восточную Европу или Советский Союз, чтобы увидеть, в каком ужасном состоянии их хозяйство в целом, и, на мой взгляд, это совершенно неудивительно.
Итак, главное в общественной собственности и вообще в обобществленной экономике — это то, что она хозяйственно не ухожена. Частный собственник должен жить на собственные средства: он должен соизмерять расходы и доходы. Общественный собственник, т.е. государство, такой обязанности не имеет, поскольку общественный распорядитель-чиновник тратит деньги других ради других и способен потратить их слишком много и даже растратить (попросту украсть). Следовательно, выражение «частное хозяйство» на самом деле просто не сравнимо с выражением «частное хозяйство». Употребление последнего понятия едва ли правомерно, поскольку ему нет реальных соответствий в самой жизни. Но тем не менее оно достойно, видимо, сохранения ради «обобществленной экономики», которую все-таки следует искать и стараться осуществлять по мере возможности.
Я сказал, что ухоженное хозяйство, приверженцами которого мы («частники») являемся, предполагает, что индивиды тратят свои деньги на собственные нужды: они рачительны и расходуют их с умом, что и приводит к снижению цен. Последнее очень важно, поскольку богатые владения или приносят доход, или становятся убыточными и разоряются. Так вот, если сходные требования применить в обобществленной экономике, то у нас действительно получится общественное домохозяйство. Но оно будет таковым, пока «обобществленная экономика» остается экономикой по названию, а по сути ею не является, будучи неэкономической экономикой. На что, как известно, указывал и сам Маркс, когда писал, что коммунизм, возникая, предполагает устранение экономики как таковой; достижение изобилия при этом он считал (и вполне серьезно) как бы само собой разумеющимся18. Однако «неумолимый для любого общества является тот фа.кт... что избавления от «экономики» не существует»19. Но существует, к счастью, возможность избавления от бездарной экономической политики.
Предшествующее изложение можно рассматривать как поиск определения «хорошей политики». Нас долго мучил вопрос: почему кожу-то что-либо выгодно? Но еще более важным является, я считаю, следующий вопрос: что именно бывает выгодно? К успехам в сфере политики можно относиться по-разному. Однако деидеологизированное непредвзятое мышление вряд ли будет возражать против того, что
«хорошая политика» это и «хорошая экономика». А раз так, то главной задачей ближайших лет должно стать нахождение соответствующих инструментов и средств для сдерживания бюрократического государства, промышленного государства и государства, печатающего деньги.
В принципе (но не на практике) излечить дорогостоящее, раздутое и ленивое административно-бюрократическое государство довольно просто: многие его службы должны быть переданы в ведение частных фирм. И точно так же промышленно-управленческое государство может быть приведено в порядок и содержаться в приличествующих ему рамках путем закрытия или продажи убыточных предприятий.
Фактически неизлечимая проблема — это печатный станок. Государство может брать в долг точно так же, как и отдельный человек; и нет ничего непоправимого в наличии бюджетного дефицита, хотя в какой-то момент слишком большой дефицит становится непозволительным. Проблема возникает, когда государство платит (или отдает долг) пустой бумагой, т. е. обесценивает денежные накопления заимодавца. Конечно же, это жульничество, когда говорят, что только частная экономика не дает воли паразитам, а обобществленная — пожалуйста, уничтожая тем самым благополучие и богатство целого общества. Водораздел здесь такой: просто из всех возможных видов бездарной политики последняя по своим последствиям наиболее вредоносна.
Следует подчеркнуть, что главный предмет моих устремлений (закон хозяйствования) вовсе не ведет к доказательству того, что частное неизбежно лучше общественного. Если бы это было моей идеологией, моим убеждением, я посвятил бы свою жизнь исследованию общественного домохозяйства. Но я прекрасно понимаю, что ограничение роли государства, т. е. уменьшение политического поля его деятельности, отнюдь, не спасение от бездарной политики. Призыв «Даешь приватизацию!» в этом смысле всего лишь обывательское представление. Приватизация как средство, стимулирующее развитие экономики и затрудняющее проведение бездарной политики, может просто-напросто заменить одни болезни другими20. Горькие лекарства кажутся горькими только поначалу…
Разумеется, мое предостережение против благоглупостей приватизации сродни предостережению от веры в волшебную силу «самотека», при котором все совершается как бы само собой. Последний хорош, когда устраняет плохое управление политикой, но разве при этом следует отказываться от хорошего управления? Я считаю, что в том перенаселенном и создающем вокруг себя искусственную среду обитания мире, в который мы все более и более входим, порядок будет нужен как никогда и нигде. Поэтому столь важно, чтобы частное предпринимательство исправляло и предупреждало разного рода просчеты и отклонения в обобществленной сфере, а общественное хозяйствование уравновешивало недостатки частного сектора. Лозунг «Частное—
это лучшее» нужно заслужить и подтвердить, но то же самое справедливо и в отношении лозунга «Общее — это лучшее»21.
«Власть мошны»
А теперь посмотрим, насколько современные демократические государства способны противостоять бездарной экономике и соответственно такой же политике.
Практически во всех странах, опиравшихся в XVIII в. на систему конституционного правления, наблюдалось -стремление к тому, чтобы: избежать политических издержек. Это достигалось с помощью разного рода противовесов. Но независимо от того, был ли при этом (как например, в США) парламент отделен от правительства (короля, исполнительной власти), или они правили вместе (Британия)—в любом случае «власть мошны» находилась у парламента. Другими словами, именно парламент распоряжался повышением денежного курса, дотациями. И это распределение и последующее разделение ролей между гак называемым парламентским «предводительством» и правительственным «распорядительством» отражают тот простой факт, что в конце концов и после XVIII в. парламенты еще долго представляли непосредственные интересы налогоплательщиков—.работяг, а не бессребреников, т. е. следили за расходами и контролировали их. .
Однако в наш век это равновесие между парламентским «тормозом» и исполнительским «акселератором» во многом нарушено, как и сама способность к восстановлению подобного равновесия. С утверждением всеобщего избирательного права и появлением на месте закона и порядка «государства благосостояния» парламенты стагли даже большими мотами, чем правительства. Естественным сдерживающим началом, которое помогало уравновешивать государственные бюджеты вплоть до середины XX в., была вера в то, что его суть — в безубыточном ведении дел. Во-всяком случае последствия двух мировых войн были преодолены с помощью этой веры. Но все пошло по-иному,, когда политики поверили словам Кейнса о дефицитных расходах22. Свободный проезд стал невозможен. За препонами конституционного государства сегодня уже трудно отыскать ответственную в финансовом отношении власть какого-либо привратника23.
Но если это так и разудалые политики могут разделываться с долговыми расписками, просто печатая деньги, а не платя их из собственного кармана, то, очевидно, в этом и проявляется их бездарность, отражающаяся на экономике.
Редемократизация
Переосмысление демократии в том виде, как предлагаю я . или кто-то другой — не важно, в любом случае.это долгое и противоречивое дело. То, что мы стоим у перекрестка истории, вовсе не означает, что у нас тут же появятся свежие мысли и будет найден сча-
65.
стливый выход. Мир возвращается к демократии разными путями. И возвращение это означает тольно одно, что былая заорганизованность — фикция. Мы видим, с одной стороны, Латинскую Америку, а с другой — посткоммунистические общества, и они сталкиваются сегодня с совершенно различными проблемами. Латинской Америке предстоит расстаться с наследием «популизма», а посткоммунистическим странам важно сосредоточивать сбои силы на том, чтобы перейти наконец от бездействующей к действующей экономике.
При этом на первый взгляд кажется, что «возвращение к экономике» плановых (нерыночных) обществ связано со свободой или, вернее, с эйфорией освобождения их от коммунистического гнета. Однако будет не до эйфории, когда проблемы создания рыночной экономики практически из ничего действительно встанут во весь рост.: Ведь ни восточный, ни советский homo economicus. не привык обращать внимание на «стоимостные показатели». Рыночные же цены при наличии каких-то ограничений теряют смысл и перестают влиять на производство, стимулировать его.
Как я уже говорил, трудность состоит не в том, чтобы покончить с диктатурой, а в том, чтобы войти в общество рыночного типа. Это та «великая трансформация», которая по своей важности напоминает первую промышленную революцию, прославленную Карлом Поляни24. 70 или даже 40 лет коммунистического владычества породили «подпольного человека» — человеческое существо, невосприимчивое и недоверчивое к опасностям и превратностям открытого общества с его конкурентной гонкой. Восточного человека непреодолимо влекут к себе западное изобилие и другие блага, высокие заработки и удобства, однако он совершенно не подготовлен к тому, чтобы принять те издержки, которые они несут человеку: жестокость рынка, безработицу, тяжелый труд и дорогое (без каких-либо дотаций) жилье. Он, конечно же, счастлив, что вырвался из своей темницы, но не хочет расстаться с опекой, т. е. мы снова сталкиваемся с боязнью свободы25. Можно быть уверенным, что обычный восточный человек без ума от своей свободы, однако ему не нравится неравенство и его преследует страх перед необеспеченностью.
Я как бы возвращаюсь тем самым к своему предупреждению, т. е. пишу о том, что демократия как принцип легитимизации — это одно, а осуществленная демократия — совершенно иное. Как мы можем быть уверены в том, что, несмотря на отступления и трудности, демократический дух времени все-таки доведет нас до грядущего светлого царства? Порукой окончательной победы будет, я считаю, следующее. Все зависит от того, на что будут ориентироваться ведущие демократии'.90-х годов. Поскольку факты таковы, давайте открыто смотреть правде в глаза — «образцовые страны» сейчас сами попали в шторм, который не ослабевает, а только усиливается. Поэтому мой оптимизм основыается на том, что общественное хозяйство должно использовать именно хозяйственные установки, принять «власть мощны», т. е. не допускать финансовых махинаций. Но и в этом случае, даже поняв, что
у бездарной политики и экономики — одно и то же «рыло», мы не должны забывать о том, что, когда идеология прекратит свое существование, во что она может превратиться и какая при этом будет политика. А теперь обратимся к видеополитике.