Механизм формирования политической элиты
Характеристика политической элиты будет неполной,еслине рассмотреть вопрос о ее формировании и воспроизводстве. В основе системы отбора в политическую элиту лежит несколько факторов. Основными из них являются широта социальной базы, круг лиц, осуществляющих отбор, критерии и порядок отбора элит. Очевидно, что конкретное содержание данных факторов меняется от страны к стране. Многое зависит от господствующего политического режима. Содержание названных факторов и политические режимы порождают две тенденции в формировании политических элит. Сравним их:
Для первой тенденции характерна закрытость механизма формирования политической элиты
• социальная база ее формирования очень узкая (при создании видимости всенародного участия),
•как правило, приток происходит за счет преданных руководству страны единомышленников,
• круг лиц (селекторат), осуществляющих отбор, ограничен. Данная тенденция типична для государств с авторитарным и тоталитарным политическими режимами. Если говорить об общественных интересах, то данная тенденция приводит к застою, нарастанию кризисных явлении Чем более замкнута политическая элита, тем менее она способна сохранить свое господство, утрачивая возможность эффективно управлять обществом.
В рамках данной тенденции находился номенклатурный путь формирования политической элиты в бывшем СССР. По существу это был процесс «антиселекции». Последствия такого механизма формирования политической элиты ощущаются и в настоящее время, когда Россия стала на путь демократических преобразований. «Номенклатурность» некоторых наших политических деятелей очевидна. Ясно также, почему это происходит. Некоторые из них имеют недостаточный уровень профессионализма, потому что никогда ранее не входили в политическую элиту, а, следовательно, не имеют «школы», опыта соответствующей работы. Но как это ни парадоксально, другие некомпетентны именно потому, что ранее принадлежали к элите, формирующейся по номенклатурному принципу «антиселекции», и, следовательно, «отягощены» грузом прошлых понятий и представлений о задачах политической элиты общества, механизме ее функционирования.
Вторая тенденция в формировании и воспроизводстве политической элиты носит прямо противоположный характер. Сразу отметим, что действие данной тенденции характерно для государств с демократическим политическим режимом. Следовательно, речь идет о государствах, где большая часть политической элиты формируется не путем назначений, а в результате всеобщих выборов.
В силу названных обстоятельств данная тенденция характеризуется:
• широтой селектората (все избиратели);
• открытостью процесса отбора;
• возможностью претендовать на занятие должности в политической структуре представителям любой социальной группы общества;
• конкурентным характером отбора;
• высокими требованиями к личным качествам, способностям и профессионализму претендентов на руководящие должности.
Такая система способствует тому, что на самый верх, в политическую элиту общества попадают люди профессионально грамотные, знакомые с механизмом власти не «издали», а «изнутри».
Однако тенденции есть тенденции. Поэтому не следует думать, что в политической элите бывшего СССР не было одаренных политиков, профессионалов высокого класса, людей умных и одаренных, которые даже в той сложной атмосфере тоталитаризма сумели немало сделать для Отечества. Не следует также думать, что формирование и воспроизводство политической элиты в США, Англии, ФРГ и других государствах происходит исключительно в соответствии с названными выше демократическими принципами. Как, например, объяснить, что подавляющее большинство политической элиты этих стран составляют крупные собственники? Чем можно объяснить, что в целом непропорциональность представительства различных социальных слоев общества в политической элите обычно растет по мере повышения статуса занимаемой должности? На нижних этажах политической пирамиды низшие слои представлены значительно шире, чем в верхних эшелонах власти.