Крестовые походы и инквизиция
В конце XI века положение Византии резко ухудшилось. Ослабленная усобицами Русь перестала сдерживать половцев, которые начали разорять северные земли Византии. Турки, захватившие власть в Багдадском халифате, присоединили к себе большую часть территории Византии — Малую Азию, Сирию и Палестину. В этих условиях, несмотря на конфликт с римско-католической церковью, император Византии Алексей I обратился за помощью к папе римскому Урбану И. В 1095 г. папа, в свою очередь, призвал христиан Европы освободить Святую землю (Иерусалим) от язычников. Всем участникам похода, в том числе ворам и убийцам, которые омоются в водах Иордана, где крестился Христос, папа обещал отпущение грехов.
Первыми в крестовый поход в 1096 г. двинулись толпы беднейших крестьян, горожан, безземельных рыцарей. По дороге в Константинополь крестоносцы, надеясь на последующее искупление грехов, грабили и разоряли земли Венгрии, Болгарии, Византии. Их плохо вооруженные, неорганизованные толпы легко разгромили турецкие войска.
Основные силы крестоносцев, возглавлявшиеся высшей знатью Франции и Фландрии, достигли Малой Азии в 1097 г. Турки не смогли противостоять фанатично настроенным тяжеловооруженным рыцарям. Им удалось отвоевать значительную часть Малой Азии, захватить Иерусалим и большую часть городов Средиземноморья. Далеко не все земли были переданы Византии: на них были основаны государства крестоносцев — Иерусалимское королевство, графство Эдесское, княжество Антиохия, графство Триполи.
Крестоносцы стремились расширить свои владения, в частности завоевать Египет. Их ударной силой стали рыцарские ордена (госпитальеров, или иоаннитов; тамплиеров, или храмовников; святой девы Марии, или Тевтонский орден).
Члены орденов приносили обет целомудрия (безбрачия), нестяжательства (отказа от обогащения) и послушания. Создание орденов обеспечило римско-католическую церковь собственной, хорошо организованной вооруженной силой и позволило найти сферу деятельности для младших сыновей феодалов (безземельных рыцарей).
Всего за 1096—1270 гг. состоялось восемь крестовых походов в Малую Азию, однако крестоносцам не удалось добиться новых успехов. Напротив, к концу XIII века турки и Египетский халифат отвоевали Святую землю. Причиной этого стали раздоры между европейскими феодалами, а также конфликт между крестоносцами и Византией. Во время четвертого крестового похода (1202—1204) крестоносцы вмешались в борьбу за власть в Византии, захватили и разграбили Константинополь. На его руинах была создана католическая Латинская империя. Православные византийские земли, избежавшие завоевания, объединились. После длительной войны в 1261 г. их войска выбили крестоносцев из Константинополя. Однако, чтобы избежать продолжения заведомо неравного противоборства, император Византии Михаил VIII Палеолог (правил в 1259—1282) согласился в 1274 г. на заключение унии православной церкви с католической и признал верховенство папы в церковных делах.
Крестовые походы организовывались папством не только на Восток. Их объектом стали сами европейские страны, где широко распространились так называемые ереси. В первой трети XIII века состоялось несколько крестовых походов на юг Франции. Число убитых исчислялось десятками тысяч. Города, признанные рассадниками ереси, сравнивались с землей.
Важнейшим орудием борьбы с оппозицией стала инквизиция. Она была учреждена после принятия в 1233 г. папской буллы, предписывающей монахам ордена Св. Доминика преследовать еретиков. Инквизиторы имели право выявлять, пытать и судить их. Приговоренных обычно сжигали на костре. За время существования инквизиции число казненных жертв, по самой скромной оценке, составило несколько сот тысяч человек.
Суду инквизиции подлежали люди, обвиненные в высказывании еретических взглядов, противоречащих церковным догматам, принадлежности к осужденным церковью сектам, заподозренные в колдовстве, ведовстве. Основанием для допроса чаще всего были доносы, как правилоложные. Однако с помощью пыток инквизиторы вырывали «признания» у своих жертв, которые затем давали повод вынесения смертного приговора.
С особой подозрительностью инквизиция относилась к людям иных вероисповеданий (иудеям, мусульманам), даже если официально они не были запрещены.
Инквизиция, признающая лишь власть Рима, не подчинялась местным епископам, которые сами оказывались под ее надзором. Это ознаменовало усиление контроля папской власти над церковной жизнью. Одновременно была введена практика продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов), она стала важным источником доходов церкви.
Теоретическим основанием новой политики были труды теолога доминиканского ордена Фомы Аквинского (1224— 1274), взгляды которого получили официальное одобрение руководства римско-католической церкви.
Фома Аквинский считал высшей божественную волю, управляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости). Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могут расходиться с естественными. Хотя любая власть определялась им как имеющая божественное происхождение, он не исключал того, что светские правители могут пользоваться ею во зло. В этом случае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан противостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь.
Возможность проявления злонамеренности средневековый теолог связывал с происками дьявола, веру в существование которого считал обязательной для христиан. Атеисты, еретики, дурные правители рассматривались как слуги владыки тьмы. В борьбе с ними Фома видел важнейшую задачу церкви. Это означало, что свобода выбора религиозных убеждений отвергалась. Приобщение человека к вере, в том числе и против его воли, становилось делом церкви. Она отпускала грехи тем, кто раскаялся в них, и карала с помощью инквизиции грешников, упорствующих в своих заблуждениях.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Проследите процесс становления средневековых городов в Европе. Почему в городах складывалась система самоуправления?
2. Укажите причины обострения конфликтов между церковной и светской властями. Объясните, почему церковь в противостоянии со светской властью одерживала верх.
3. Назовите причины и цели крестовых походов. Укажите их направления. Какие государства были образованы крестоносцами на Востоке?
4. Объясните суть взглядов теолога Фомы Аквинского. Почему его теория стала официальной доктриной католической церкви?