Сущность и структура политического процесса.

Политический процесс — это совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения ими об­щих целей. Как видно из данного определения, основу по­литического процесса составляет деятельность, а точнее, по­литическая деятельность. Под политической деятельностью понимается сумма практических действий, направленная на завоевание, осуществление и удержание власти. Поскольку власть, как известно, является основным инструментом по­литики, термин "политическая деятельность" нередко свя­зывается с теми субъектами политики, которые имеют не­посредственное влияние на осуществление власти и принятие политических решений. Это государственные ор­ганы, политические элиты, политические партии, полити­ческие лидеры. Деятельность политических субъектов (как правило, рядовых граждан), воздействующих на политику через выборы, референдумы и своих представителей в орга­нах власти, а также посредством массовых акций (демон­страций, забастовок и т.п.), часто обозначают категорией "политическое поведение".

Цели, которые ставят перед собой субъекты полити­ческой деятельности, различны. Они могут быть направ­лены на укрепление политической системы, ее реформи­рование или разрушение. Мотивация тех или иных целей кроется в потребностях и интересах людей. Потребность означает нужду в чем-либо, интерес направлен на созда­ние условий для удовлетворения потребностей. В полити­ке к ним относятся завоевание власти или влияние на нее.

Главными потребностями людей, на удовлетворение которых направлена политическая деятельность, являют­ся экономические и материальные потребности. Политические интересы могут порождаться и собственно полити­ческими потребностями: в причастности к власти или осуществлении ее, в удовлетворении групповых или лич­ных политических амбиций (тщеславие, самолюбие), а также духовными, культурными, нравственными, эколо­гическими проблемами, решение которых так или иначе связано с политическими решениями.

Политическая деятельность реализуется в практичес­ких действиях, направленных на реализацию политичес­ких целей, выполнение политических программ.

Обычно выделяют две формы политического дей­ствия — мирную (ненасильственную) и насильственную.

Важнейшим мирным политическим действием является реформа, под которой понимается изменение, преобразова­ние, переустройство сторон общественной жизни при сохра­нении основ существующего строя.

К мирным способам политического действия примыка­ет конформизм ( т.е. приспособленчество, пассивное принятие существую­щего порядка, господствующего мнения и т.п.) и парламентские способы и мето­ды решения политических проблем.

Наиболее характерными насильственными действия­ми являются война, революция, контрреволюция, дикта­тура, терроризм.

Стихийные формы массового политического действия: митинги, шествия, забастовки. Вместе с этими цивилизованными формами манифестации политических взглядов и различных требований имеется немало случаев и агрессивных действий толпы, приводя­щих к человеческим жертвам.

Органы государства и другие субъекты политики, ока­зывая воздействие на взаимоотношения различных соци­альных групп, используют разнообразные виды регуля­тивной деятельности: правовую, управленческую, организационную, воспитательную, агитационную. Они применяют при этом различные средства политического воздействия: средства массовой информации и пропаган­ды, политические науки, системы политического образо­вания, литературу и искусство, тесно взаимодействующие с государственными органами партии и другие обществен­ные организации, а также судебную систему, органы охра­ны общественного порядка и госбезопасности, армию и др.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные. Сис­темный процесс предполагает совокупные действия субъек­тов политики, обеспечивающие формирование, функциони­рование и развитие всей политической системы. Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элемен­тов и сторон политической системы: политико-идеологичес­кой, политико-правовой и т.д.

Одна из важнейших особенностей политического про­цесса — его динамика. Системный политический процесс в своем развитии проходит ряд стадий:

первая — конституциирование политической системы;

вторая — функционирование;

третья — развитие;

четвертая — деградация и распад системы.

На стадии перехода от одного качественного состоя­ния политической системы к другому, который может осуществляться путем вооруженного восстания, завоева­ния одним государством другого, победы на выборах или, как произошло в бывшем СССР, в итоге разложения по­литической системы, развала государства и попытки взяв­ших власть мирным путем политических сил перейти от авторитарно-тоталитарного к демократическому режиму.

На первой стадии создаются новые политические ин­ституты, формируются конституционные основы нового политического строя, осуществляется его правовая ле­гитимация, расширяются и утверждаются массовые, в том числе и международное, признание и поддержка новой по­литической системы.

На стадии функционирования политического процесса воспроизводятся характерные для данной политической системы политические институты и признаки. Воспроизвод­ство представительных органов власти осуществляется пу­тем выборов, а исполнительных органов — путем ротаций, конкурсов, избраний.

На стадии развития происходят реформирование де­ятельности государственных органов, корректировка про­грамм и тактики политических партий и общественных ор­ганизаций. Реформы осуществляются посредством принятия и реализации политических решений.

Если же политические решения не обеспечивают ста­бильность в обществе и в нем начинают обостряться соци­ально-политические противоречия, наступает стадия деградации и распада политической системы.

Политический процесс включает в себя стадии приня­тия и реализации политических решений.

Политическое решение представляет собой разработ­ку, выбор, обоснование и принятие проектов политичес­ких действий, направленных на достижение поставлен­ных политических целей, на реализацию общего интереса определенных социальных групп или интересов общества в целом. Тут возможны следующие варианты:

Компромисс — это соглашение-договоренность между противоборствующими сторонами, достигнутая путем вза­имных уступок, как правило, по непринципиальным воп­росам; это уступки ради достижения общей цели.

Консенсус — это принятие решений на основе общего согласия без проведения формального голосования, что дает возможность решать многие вопросы и выходить из затруднительных ситуаций.

Эффективность реализации политического решения зависит от выполнения ряда требований:

• обеспечения решений необходимыми ресурсами (ма­
териальными, финансовыми, людскими и т.д.);

• прогнозирования последствий решения, их влияния
на различные сферы жизнедеятельности общества;

обозначения сроков исполнения и конкретных уч­
реждений и лиц, отвечающих за реализацию решений.

ТЕМА 8. ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ (2 часа).

Наши рекомендации