Понятие, сущность и структура политического процесса

Политический процесс - одна из центральных и специфических категорий политической науки. Р.Доуз отождествляет ее с понятием политики в целом. Ч.Мэрриам видит специфику политических процессов в реализации субъектами своих интересов и целей.

Политический процесс характеризует переход политической системы от одного состояния к другому. Политический процесс представляет собой совокупность действий субъектов политики, преследующих свои цели по обеспечению, формированию и изменению политического порядка.

Сущность политического процесса заключается в производстве и воспроизводстве различных компонентов политической системы, человека политического, структур, институтов и средств политического властвования и политического участия, политической культуры и норм, социального порядка и социальных изменений.

Структура политического процесса включает в себя основные элементы:

1) субъекты политики;

2) объекты, которые должны быть созданы или достигнуты как цель политического процесса;

3) средства, методы, ресурсы, исполнители процесса,

4) политические отношения.

Субъекты (акторы) – это те, кто принимает активное, участие в политической деятельности. В процессе своего взаимодействия субъекты политики образуют вполне определенную систему, то есть совокупность реально включенных в политическую жизнь индивидов и их групп, связанных между собой отношениями власти (представительства и руководства, субординации и координации, содействия и борьбы).

Существуют следующие типы политических процессов:

- формирование органов политической системы (институализация);

- воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования;

- принятие и исполнение политических решений.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение стабильности, постоянства в политической жизни и ее изменения, динамики, творчества.

Крайними позициями в отношении к политическим процессам служат консерватизм, выражающийся в том, что его сторонники видят основное назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное; и революционаризм, представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации.

Революция - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.

Революция всегда служит выражением социальных антагонизмов, интенсивной и разнообразной политической борьбы, проходящей с применением решительных мер, сильных средств для достижения поставленных целей. Она всегда возникает на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и наступающего вследствие него хаоса, рассматривается сторонниками такого рода социальных преобразований как необходимый выход из катастрофы. Большое значение в революции имеют программные вопросы, сопоставление различных доктрин и стратегий решений поставленных проблем, по которым внутри и вне революционного лагеря происходит интенсивная борьба.

Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечение полноты, радикальности и всесторонности их, а на доведение до конца, и этому придается ключевое значение. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформы, может быть таким, как и в революции, в которую они часто перерастают, но ее существенное отличие от революции - в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.

Если революция и реформа нацелены на целостное преобразование политической системы, то такой политический процесс как восстание, имеет по сравнению с ними некоторые существенные отличия. Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности и структуры, которые его обеспечивают, большую роль здесь играют руководители, выдвигаются определенные цели, хотя обычно весьма декларативные и нечеткие. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Многие восстания не носят политического характера, не направлены на преобразование политических институтов и даже не затрагивают центров власти, а под успехом такого социального действия, как правило, его участниками подразумевается замещение функций господствующей группы в старом обществе.

Бунт - массовое действие, имеющее очень высокую степень активности его участников, оно ограниченно временем протекания. Бунт - это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов. Лозунги, выдвигаемые в бунте, или слишком глобальны, неконкретны, или чрезвычайно заземлены.

Мятеж по степени интенсивности эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет еще более ограниченное число участников. Он носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу, и костяк мятежников обычно составляет армия.

Если массы не присоединяются к мятежникам, то он становится путчем, т. е. выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

Все рассмотренные выше политические процессы возникают в условиях специфического состояния политической системы - ее кризиса, служащего моментом наивысшего в ней обострения.

Политическая кампания - это система действий, рассчитанная на достижение определенной цели (изменение структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочий , формирование органов власти). Поскольку политическая кампания - это система именно коллективных действий, то ее успех в значительной степени зависит от степени поддержки выдвигаемых в ходе нее целей как можно большим количеством людей. Зримыми проявлениями поддержки могут быть количество членов организации или политического движения, регулярность выполнения гражданами своих обязанностей, число голосующих за политическую партию, кандидата на выборах.

Политическое решение - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти.

Принятое решение закрепляется, конкретизируется в акте планирования политического процесса, назначение которого заключается:

- в согласовании целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный полит процесс;

- в доведении до возможно большего количества участников действия его программы;

- в оценке обстановки, в которой будет разворачиваться политическое действие.

Существуют два основных типа политических процессов: когда воздействие на политическую власть осуществляется через представительные органы, которые функционируют в рамках самой политической системы, и через непосредственное влияние граждан на органы политической системы.

Рассмотрим некоторые специфические черты основных проявлений прямого действия в политике.

Митинг - собрание людей с неограниченным составом участников, посвященное обсуждению той или иной проблемы. Митинг - это акция, имеющая достаточно выраженные тенденции протекания, учет которых позволяет контролировать и направлять его ход.

Демонстрация - массовое шествие сторонников определенной идеи, требования, выражение поддержки или протеста против той или иной акции политической власти.

Забастовка - прекращение работы с целью политического заявления, предъявления и настаивания на принятии определенных требований. Это акция, требующая для обеспечения своей эффективности высокого уровня организации, четкого определения целей, средств возможной компенсации нежелательного урона жертвам забастовочного действия.

Политический плюрализм - это признание множественности социальных интересов и способов их выражения в политике. Это показатель и результат зрелости процесса становления демократической политической системы, возникающей в ходе усвоения уроков трудного исторического опыта.

Политические системы могут быть разделены на два основных типа: консенсуса и конфликта. Второй тип исходит из того, что любые противоречия возводятся в степень социальных антагонизмов, отбрасываются иные интересы кроме собственных; исходит из возможности преодоления или даже ликвидации определенной группы интересов.

Тип регуляции политических отношений, основанный на консенсусе, исходит из признания наличия разных социальных интересов естественным состоянием, необходимости их согласования, а не подавления. Он основывается на общих принципах, ценностях, разделяемых всеми участниками политического действия, предполагает возможность достижения согласия по определенным проблемам.

Политические отношения

Политические отношения – отношения социальных групп и индивидов по поводу завоевания и использования политической, государственной власти и политических прав и свобод.

Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.

Фиксируется два аспекта бытия политических отношений: деятельный, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений; и институциональный, указывающий на структурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками:

1) служат важнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп, действующих в обществе;

2) связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти;

3) направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.

Существует множество сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются субъектами политики, другие выступают в качестве ее объектов, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты, движения. Велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

При стремлении к максимальному сужению круга субъектов политических отношений возникает тоталитарная модель построения политических отношений; а при признании естественности множественности интересов и способов их выражения в политике - плюралистическая модель.

Политические конфликты

Идея конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А.Токвиль, К.Маркс, Г.Зиммель, А.Бентли рассматривали конфликт как ведущий источник политики. Э.Дюркгейм, М. Вебер, Д.Дьюи считали конфликт вторичным в политике, а главным, по их мнению, являются базовые ценности, интегрирующие социум и политическую систему. С их точки зрения, единство идеалов и ценностей позволяет разрешать существующие конфликты и обеспечивать стабильность режима правления.

В действительности политическое сообщество людей всегда формируется через взаимодействие, (сотрудничество и соревновательность).

Политический конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) - глубокое разногласие между различными политическими силами, партиями, властными лицами, основу которых составляет альтернативность, а порой непримиримость интересов, несовместимость целей.

Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникает не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия. Лишь непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества.

Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.

Наши рекомендации