Основные этапы и элементы избирательного процесса.

Избирательный процесс распадается на составные элементы:

Избирательная кампания (понятие "избирательная кампания" обыч­но употребляется в двух значениях: 1) по отношению ко всему государству; 2) по отношению к отдельным канди­датам и партиям) по отношению к государ­ству включает мероприятия государства по организации и проведению выборов. Это практически организационная часть избирательной системы страны, которую называют также избирательной процедурой.Она состоит из следую­щих стадий:

· назначение даты выборов;

· создание избирательных органов (комиссий), ответ­ственных за проведение выборов;

· организация избирательных округов, районов, участков;

· регистрация кандидатов в депутаты;

· организация финансовой поддержки выборов;

· печатание бюллетеней;

· охрана порядка в ходе проведения выборов;

· определение результатов голосования;

· извещение избирателей о результатах выборов.

Избирательная кампания по отношению к отдельным депутатам и партиям, — это система мероприятий, прово­димых соперничающими партиями или кандидатами на выборах, а также процесс общения кандидата и электора­та по поводу власти. В этом значении понятие "избира­тельная кампания" тождественно понятию "предвыборная кампания".

Успех избирательной (предвыборной) кампании в зна­чительной мере зависит от технологии ее проведения.

Социально политическая технология представляет собой совокупность конкретных действий и мероприятий, последовательно реализуемых для достижения поставлен­ной политической цели.

Избирательные кампании, независимо от типа выбо­ров, имеют одинаковые этапы, границы которых опреде­ляются законами о выборах данного государства:

1) выд­вижение кандидатов и создание основы предвыборной кампании;

2) выработка стратегии и тактики избиратель­ной кампании;

3) агитационная кампания. Избирательная кампания официально начинается после объявления даты проведения выборов. Обычно это прерогатива государ­ственных органов и должностных лиц. В Республике Бе­ларусь подготовка и проведение выборов проводятся от­крыто и гласно (ст. 65). Так, выборы Президента назначаются Палатой представителей (ст. 81). Президент Республики Беларусь назначает очередные и внеочеред­ные выборы в палату представителей, Совет республики и местные представительные органы (ст. 84).

Выдвижение кандидатовосуществляется после назна­чения даты выборов. После заявления кандидата о решении баллотировать­ся на выборную должность он создает штаб, в который входят главный распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, координатор графика проведения кампании, технический секретарь. Штаб координирует работу команды, состоящей из дове­ренных лиц, а также групп поддержки, агитаторов, связи со СМИ, социально-политологического обеспечения, ак­тивистов-добровольцев и спонсоров.

На данном этапе решаются вопросы о социально-поли­тологическом сопровождении избирательной кампании, об источниках финансирования, о связи со СМИ, помеще­нии, транспорте, технике и т.п.

Социально-политологическое сопровождениеизбира­тельной кампании — это совокупность специальных ис­следований, проводимых с целью сбора разнообразной информации для кандидата и избирателей. Такие исследо­вания дают возможность кандидату ознакомиться с соци­альной и политической структурой электората, выявить мнение избирателей о кандидате и его предвыборной плат­форме. Тем самым социально-политологическое сопровождение способствует формированию оптимальной для кандидата избирательной стратегии и тактики.

Социально-политологическое сопровождение включа­ет исследование предвыборной ситуации и ее мониторинг.

Исследование предвыборной ситуации включает в се­бя изучение следующих вопросов:

· социально-профессиональная, демографическая и наци­онально-религиозная структура избирательного округа;

· социально-экономические условия в избирательном ок­руге (уровень материального благосостояния, криминоген­ной обстановки, торгового и медицинского обслуживания, работа школ, учреждений коммунального хозяйства и т.д.);

· уровень политической культуры, характер политичес­ких традиций различных социальных групп округа;

· особенности политической структуры в регионе (коли­чество различных партийных организаций, клубов, авто­ритет других претендентов и т.д.);

· активность общественно-политических организаций и объединений.

· Особое внимание уделяется получению сведений об ав­торитетности самого кандидата, т.е. не только о его социаль­но-политической ориентации, но и его образе (имидже).

С этой целью в предварительное исследование включа­ется блок вопросов, позволяющих выяснить мнение изби­рателей о профессии, образовании, возрасте, поле, пар­тийности, внешнем облике и других особенностях кандидата. Из совокупности ответов на указанные и дру­гие вопросы можно составить социальный портрет некоего идеального для данного электората кандидата.

Получив предварительную информацию и зная свои ресурсы (материальные, временные, человеческие), кан­дидат сможет принять решение об участии в предстоящей избирательной кампании.

Мониторинговые исследованияобеспечивают кон­троль за состоянием ряда важных характеристик электо­рата, а значит, раннее предупреждение кандидата о неже­лательных или, наоборот, благоприятных изменениях в общественном мнении избирателей. Такие исследования обычно проводятся 2 — 5 раз в период между регистрацией и днем голосования.

Таким образом, социально-политологическое обеспе­чение — важное мероприятие при проведении избиратель­ной кампании, но очень дорогостоящее. Безусловно, не каждый кандидат сможет найти средства для финансиро­вания этих исследований.

Важным элементом первого этапа является формирова­ние денежного фонда кандидата (партии). Финансовые средства для проведения предвыборной кампании необхо­димы для организации выдвижения кандидата, его встреч с избирателями, выступлений по телевидению, радио и в пе­чати с изложением своей предвыборной платформы, для размножения разного рода печатной продукции, организа­ции рекламы и др. Финансирование избирательных кампа­ний обычно регулируется законодательством государства.

Первый этап избирательной кампании заканчивается ре­гистрацией кандидатов в избирательных комиссиях в соот­ветствии с законодательством государства. Так, регистрация кандидатов в президенты Республики Беларусь начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до дня выборов.

На этом этапе также решаются вопросы о социально-по­литологическом сопровождении избирательной кампании, об источниках финансирования, о связях со средствами мас­совой информации, помещении, транспорте, технике и т.п.

Выработка стратегии и тактики избирательной кампанииосуществляется на втором этапе, когда канди­дат и его команда одновременно работают по нескольким направлениям.

1. Разработка предвыборной программы (платформы) кандидата. Предвыборная программа представляет собой пакет четких для избирателей предложений, направлен­ ных на решение в будущем наиболее важных проблем как на государственном, так и на местном уровне (в зависи­мости от типа выборов).

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь программа кандидата в органы власти страны не должна содержать пропаганду войны, призыв к насильственному изменению или свержению существующего государствен­ного или общественного строя, нарушению территориаль­ной целостности Республики Беларусь, к национальной, религиозной и расовой вражде.

2. Создание привлекательного образа кандидата пос­редством политического маркетинга. Его родиной являются США, где впервые полвека
тому назад кандидат в президенты Д. Эйзенхауэр обратился к услугам рекламного агентства для организации своей предвыборной кампании.

Политический маркетинг — это совокупность тео­рий, средств и методов, посредством которых корректно и целенаправленно выявляются и подчеркиваются для различных социальных и национальных групп именно те ре­альные качества и достоинства кандидатов, претендентов на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес. Политический маркетинг определяет формы об­щения с избирателями, а также то, что, кому и как гово­рить (безусловно, в рамках своих убеждений). Кроме то­го, к кандидату предъявляется ряд требований:

• известность в рамках данного избирательного округа;

• профессиональная компетентность;

• владение навыками ораторского искусства и полеми­ки, лексикон кандидата;

• умение быстро ориентироваться в случае неожиданного изменения ситуации;

• умение непринужденно и естественно держаться и говорить перед микрофоном, телекамерой.

• умение слушать людей;

• способность управлять своими эмоциями;

• наличие определенного уровня здоровья, позволяющего выдерживать большие психологические и физические нагрузки;

• обладание некоторыми элементами артистизма;

• способность работать в составе команды в качестве
лидера или одного из ведущих членов, что предусматрива­ет готовность подчиняться требованиям руководителя команды;

• умение осуществлять представительные функции,
выражая интересы различных социальных групп в раз­
личных аудиториях.

3. Формирование стратегии и тактики избирательной кампании. Стратегия избирательной кампании— это система мероприятий и направлений политической дея­тельности, последовательная реализация которых способ­ствовала бы достижению победы на выборах данного кан­дидата (партии). Тактика избирательной кампаниипредставляет собой совокупность приемов и форм политической деятельности, направленных на достижение канди­датом и его командой стратегической цели.

При разработке стратегии и тактики избирательной кампании особое внимание уделяется стратегическим и тактическим вопросам организации и проведения агитаци­онной кампании.

Третьим этапом избирательной кампании является проведение агитационно-пропагандистских мероприятий,направленных на избрание данного кандидата. Его главная цель — завоевание голосов как можно большего числа из­бирателей. Среди форм агитационного воздействия на пер­вое место выдвигаются встречи кандидата с избирателями, во время которых он разъясняет основные положения своей предвыборной платформы. Одновременно он старается оп­ровергнуть аргументы соперников. Конечно, кандидат не может лично встретиться со всеми избирателями округа. На такие встречи выезжают также его доверенные лица, кото­рые рекламируют не только его предвыборную программу, но и политические, профессиональные, личные качества са­мого претендента. Кроме того, большое влияние на мнение и выбор избирателей оказывают публикации в газетах, выс­тупления кандидата по телевидению и радио, издания пред­выборных плакатов, листков и их распространение среди избирателей округа.

Телевидение стало доминирующим средством массо­вой информации: оно играет главную роль в политическом процессе государства.

Теледебаты между конкурирующими кандидатами на выборные должности становятся одним из главных ин­струментов предвыборной борьбы во всех индустриально развитых странах, ( а в Беларуси?). В своих теле­визионных выступлениях кандидаты стремятся:

· довести до избирателей позитивную информацию о се­бе и негативную информацию о своих соперниках;

· сравнить кандидатов и их программы;

· дать ответы на критику со стороны оппонентов.

Вместе с тем телевидение не вытеснило традиционные средства, используемые в избирательных кампаниях: лис­товки, плакаты, интервью, аналитические обзоры, ком­ментарии в газетах, а также передачи по радио.

Государственные органы также обязаны содействовать организации встреч кандидатов с избирателями, выделять на территории каждого избирательного округа наиболее посещаемые гражданами места для размещения предвы­борной агитации.

В некоторых государствах агитационная кампания за­вершается за один день или несколько суток до голосова­ния. Это делается с целью предоставления избирателям возможности самостоятельно, без постороннего давления принять решение не только о голосовании, но и о выборе кандидата, за которого предстоит отдать голос в день выбо­ров. В Республике Беларусь агитация в день выборов зап­рещается.

Итак, агитационная кампания — третий этап предвы­борной борьбы — завершена. Настает день выборов, когда избиратели имеют возможность реализовать свое право на голосование.

День выборов — кульминационное событие для всех участников избирательной кампании. Посредством голосо­вания избиратели определяют состав органов власти. Сооб­щение об итогах выборов депутатов публикуется в печати.

В большинстве современных государств голосование является правом, но не обязанностью. Однако значитель­ная часть электората не желает реализовывать это право, уклоняется от участия в голосовании на выборах. Подоб­ное электоральное поведение называется.

Абсентеизм существует в любом обществе. В настоя­щее время намечается его рост. Особенно он высок в США, а также в Великобритании, Италии, Франции и других высокоразвитых странах (до 50 % избирательного корпуса не является на выборы). Причины, обусловлива­ющие абсентеизм, могут быть разные: падение доверия граждан к институтам власти, безразличие и разочарова­ние избирателей в возможных результатах выборов. Зна­чительная часть электората не приходит к урнам потому, что заранее согласна с любой из предложенных программ тех политических партий или независимых кандидатов, которые баллотируются в их избирательном округе. Неучастие в выборах является также формой выражения про­теста против существующих порядков, отношения к пред­лагаемым реформам или к избираемым лицам. Абсентеизм наиболее распространен среди молодежи, лиц с низким уровнем образования и политической культуры, малообеспеченных слоев населения.

В современной Беларуси наметилась тенденция увели­чения проявления абсентеизма. Это обусловлено падени­ем жизненного уровня большей части населения, кризи­сом массового сознания, конфликтом ценностей и т.п.

Для уменьшения абсентеизма во многих странах введе­но обязательное голосование. Это означает, что голосова­ние является не только правом, но и обязанностью, за не­выполнение которой предусмотрены различного рода санкции (административные, уголовные). Так, в Австра­лии и Бельгии лица, уклоняющиеся от участия в выборах, подвергаются денежному штрафу.

В Республике Беларусь голосование не является обя­зательным. Избиратель сам принимает решение о своем участии в выборах.

Наряду с выборами одной из форм волеизъявления граждан является референдум — особый тип всенародного голосования, объектом которого является какой-либо важ­ный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны. Первый в исто­рии референдум был проведен в 1449 г. в Швейцарии. Ре­ферендум, проводимый для решения территориальных вопросов, называется плебесцитом.

Референдумы бывают разных видов в зависимости от предмета голосования, сферы применения и способа проведе­ния:

· Референдум конституционный — с его помощью про­водится утверждение конституции или поправок к ней.

· Рефе­рендум законодательный дает возможность проводить утверждение проекта акта текущего законодательства.

Рефе­рендум может носить обязательный или консультативный характер. Результаты обязательного референдума получают силу закона, который никто не имеет права отменить. Реше­ния, принятые на консультативном референдуме, лишь при­нимаются к сведению институтами власти и впоследствии мо­гут быть учтены при принятии решений.

Как любое социальное явление, референдум имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, он способствует наиболее полному выявлению воли народа. С другой сто­роны, организаторы референдума, желая отвлечь внима­ние народа от жизненно важных проблем, предлагают на обсуждение второстепенные вопросы. Есть примеры, ког­да выраженная на референдуме воля народа игнорируется власть предержащими (например, результаты референду­ма 17 марта 1991 г. были проигнорированы правящей эли­той Советского Союза).

Проведение референдумов предусмотрено и Конститу­цией Республики Беларусь (ст. 73 — 78). Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные ре­ферендумы. Референдум может быть назначен президен­том по собственной инициативе, по предложению обеих палат Национального собрания либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным пра­вом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из об­ластей и г. Минска.

Местные референдумы назначаются соответствующи­ми местными представительными органами по своей ини­циативе либо по предложению граждан, обладающих из­бирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В них участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

Проведенные в 90-е гг. в Республике Беларусь прези­дентские, парламентские, муниципальные выборы пока­зали, что институт выборов как таковой сформировался. В стране есть политический рынок, конкурентная борьба. Тем не менее эффективность выборов зависит от ряда по­литических, экономических, социальных, правовых, культурных условий, нравственных ценностей, домини­рующих в обществе. Последнее в свою очередь накладыва­ет отпечаток на уровень политической культуры и актив­ности главных участников выборов — избирателей.

Избирательные системы.

Практическая реализация избирательного права гражданина в значительной степени зависит от типа избирательной системы, действующей в конкретной стране.

Избирательная система — это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нор­мах, способы определения результатов голосования и по­рядок распределения депутатских мандатов.

В мировой практике наиболее распространенными ти­пами избирательных систем являются мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представи­тельная).В современных условиях на их основе сформи­рована смешанная избирательная система.

В основу мажоритарной избирательной системы положен принцип большин­ства. Согласно этому принципу избранным по избира­тельному округу считается кандидат (список кандидатов), набравший установленное законом большинство голосов. Поскольку большинство бывает относительным, абсо­лютным и квалифицированным, различают три разновид­ности этой системы.

При мажоритарной избирательной системе относи­тельного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников (Великобритания, Канада, Новая Зеландия). При такой системе, как правило, не устанавливается обязательный ми­нимум участия избирателей в голосовании. Выборы счита­ются действительными, если проголосовал хотя бы один из­биратель. При выдвижении одного кандидата на место последний считается избранным без голосования.

При мажоритарной избирательной системе абсолют­ного большинстваизбранным становится кандидат, набрав­ший свыше 50 % голосов (Австралия). При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике получение абсолют­ного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования. К участию в нем допускаются чаще всего два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в пер­вом туре (Российская Федерация). Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов. Во Франции во втором туре могут участвовать все кандидаты первого тура, набравшие не менее 12,5 % голосов. Победите­лем также становится кандидат, набравший относительное большинство голосов избирателей.

В Республике Беларусь действует мажоритарная изби­рательная система абсолютного большинства. Однако аб­солютное большинство неодинаково при избрании прези­дента страны, депутатов нижней палаты Национального собрания и депутатов местных Советов. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвова­ло более 50 % граждан, включенных в список избирате­лей. Победителем считается кандидат, за которого прого­лосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре ни один из кан­дидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голо­сов избирателей. Избранным считается кандидат в прези­денты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов выборщиков, принявших участие в го­лосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь).

Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % граждан, включенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25 % + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании Ес­ли ни один кандидат не получает требуемого числа голо­сов, назначается второй тур выборов. В нем принимают участие два кандидата, набравших наибольшее количес­тво голосов в первом туре Победителем во втором туре становится кандидат, завоевавший 25 % + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей

При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства избранным считается канди­дат, получивший квалифицированное большинство голо­сов (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны. Эта система еще менее результативна, чем система абсолютно­го большинства. Поэтому она применяется редко. Напри­мер, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба ман­дата округа.

Основными достоинствами мажоритарной избиратель­ной системы являются следующие:

1) обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешан­ ных формах правления формировать устойчивое прави­тельство;

2) предполагает формирование крупных политичес­ких партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства Так, в англосаксонских странах в основном благодаря мажоритарной системе от­носительного большинства сформировалась и поддержи­вается двухпартийная система;

3) способствует формированию прочных непосред­ственных связей между избирателями и кандидатом (впоследствии депутатом).

Вместе с тем для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки.

Во-первых, эта система искажает реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Избиратели, проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести сво­их представителей в выборные органы. Тем самым нару­шается принцип всеобщности избирательного права.

Во-вторых, данная система может способствовать ослаб­лению легитимности власти, вызывать недоверие к существующему строю, поскольку ограничивается доступ пред­ставителей проигравших небольших партий в депутатский корпус. При этом сформированное правительство может не пользоваться поддержкой большинства населения страны

В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков конкретного избирательного округа побуж­дает их защищать местные интересы в ущерб общегосудар­ственным.

В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квали­фицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

На преодоление указанных недостатков мажоритар­ной избирательной системы претендует пропорциональная избирательная система.В ее основе заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голоса­ми избирателей и полученными ею мандатами. Эта систе­ма в современном мире распространена более широко, чем мажоритарная. Она применяется в большинстве стран Ла­тинской Америки, скандинавских государствах и только в многомандатных избирательных округах.

Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандида­та, а за список кандидатов той или иной партии, а значит, и за ее программу. Существуют три основные разновид­ности списков для голосования: жесткие, полужесткие,
свободные (гибкие).

Система жестких списковтребует от избирателя го­лосовать за партию в целом. Кандидаты получают манда­ты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках (Греция, Израиль, Испания).

Система полужестких списков,во-первых, предпола­гает голосование за партийный список целиком, во-вторых, гарантирует кандидату, возглавляющему партийный спи­сок, обязательное получение мандата. Распределение ос­тальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от набранных кандидатом голосов, или префе­ренций.

Преференцированное голосование— это установ­ление избирателем той очередности кандидатов внутри одного партийного списка, которая ему более всего подхо­дит. Избиратель проставляет цифры очередности против имен одного, нескольких или всех кандидатов. Данная сис­тема применяется в Австрии, Дании, Нидерландах.

Система свободных списковпредполагает голосова­ние за партийный список целиком и допускает распределе­ние всех депутатских мест в соответствии с преференция­ми избирателей. Избранными оказываются кандидаты, набравшие наибольшее число преференций. Эта система действует в Бельгии.

После голосования приступают к распределению ман­датов. В основе определения количества мандатов той или иной партии лежит принцип избирательной квоты, или из­бирательного метра. Избирательной квотойназывается число голосов, необходимых для избрания одного депута­та. Каждая партия получает по округу столько депутат­ских мандатов, сколько избирательных квот содержится в сумме собранных ею по данному округу голосов. Как пра­вило, законы не фиксируют величину квоты, а указывают способ ее вычисления.

По сравнению с мажоритарной пропорциональная из­бирательная система имеет следующие достоинства:

1) она позволяет сформировать органы власти, состав которых более адекватно отражает фактическое соотношение партийных сил в стране. Это дает возможность в боль­шей мере учитывать интересы отдельных социальных и
политических групп;

2) эта система, если она не искажена какими-либо дополнительными "правилами", обеспечивает представи­тельство даже небольшим партиям, т.е. способствует раз­витию политического плюрализма, многопартийности.

Однако пропорциональная система имеет и существен­ные недостатки.

Во-первых, слабая связь между депутатами и избира­телями, поскольку последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии.

Во-вторых, весьма сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, обязанностью которого является составление партийных списков. Отсюда появляется возмож­ность оказывать давление на кандидатов, а впоследствии и на законодательную деятельность парламентариев.

В-третьих, возникают сложности при формировании правительства. В условиях многопартийности, отсутствия доминирующей политической партии неизбежно появле­ние многопартийных коалиций, состоящих из партий с разными программными целями и задачами.

Для преодоления указанного недостатка в ряде стран применяют так называемые "заградительные барьеры", или "процентные оговорки", устанавливающие необходи­мый для получения мандатов минимум голосов. Так, в Гер­мании, Российской Федерации этот "барьер" равен 5 % от общего числа поданных по всей стране голосов, в Болга­рии, Швеции — 4 %, в Дании — 2 %. Партии, не преодо­левшие данного порога, не получают ни одного депутат­ского мандата.

Указанные способы с одной стороны, способствуют преодоле­нию недостатков пропорциональной системы, а с другой — значительно ограничивают принцип пропорциональности и тем самым искажают волю избирателей.

Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной системы.

Суть данной системы заключается в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая — в соответствии с прин­ципами пропорциональной. Указанная система применяет­ся в Болгарии, Германии, Грузии, Литве, Италии, Россий­ской Федерации. Например, в России в Государственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 — по одноман­датным округам (избирается по одному депутату от каждо­го округа по мажоритарной системе относительного боль­шинства) и 225 — по федеральному избирательному округу на основе пропорциональной системы. При этом из­биратель получает два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, а другим — за политическую партию.

К достоинствам смешанной избирательной системы от­носится то, что она:

• способствует укрупнению политических партий или блоков при одновременном соблюдении принципа пропор­циональности. Это обеспечивает формирование устойчивого правительства;

• предоставляет возможность сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.

ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (2 часа).

Наши рекомендации