Сущность и структура мирового политического процесса

Мировой (международный) политический процесс представ­ляет собой ядро международной жизни, аккумулирующее все многообразие отношений ее субъектов. Мировой политический процесс - это совокупность взаимосвязанных политических яв­лений, событий и действий, отражающих статусы и роли субъ­ектов международной жизни, тенденции и перспективы ее раз­вития. По сути мировой политический процесс представляет со­бой политические взаимосвязи, взаимодействия и отношения субъектов международной жизни, динамические изменения в их

поведении и исполнении своих ролей, разнообразные транссЬоо-мации всех элементов мирового политического пространства

Содержание мирового политического процесса состав ляют политические явления, события и действия, приводящие к стабилизации или дестабилизации международной и региональ ной обстановки, революционным или контрреволюционным эволюционно-реформистским или консервативно-реформисте^ ким, демократическим преобразованиям и изменениям в мире и регионах. Его составляют также борьба народов и государств за национальную независимость и суверенитет, защиту и реализа­цию жизненно важных интересов, статус и положение в мире; противоборство политических конкурентов на международной арене; сотрудничество и взаимодействие государств и народов, международных объединений и организаций в обеспечении ме­ждународной и региональной безопасности, в решении глобаль­ных проблем человечества. Результатом содержания мирового политического процесса является объективно-усредненная со­вокупная деятельность всех участников международной жизни. Часто такой результат называют международной политической обстановкой.

Мировой политический процесс представляет собой вполне самодостаточное структурное образование международной жиз­ни с определенной спецификой. Он функционирует, в основном, по тем же принципам и правилам, что и менее масштабные на­циональные политические процессы, но в отличие от них имеет свои особенности. Во-первых, при политическом взаимодействии субъектов международной жизни не существует единого леги­тимного центра принуждения, отсутствует верховная централи­зованная власть, способная навязать свою волю акторам полити­ческих отношений. Во-вторых, основным регулятором поведения субъектов международного политического процесса **«™"" интересы и нормы международного права, ^третьих, ^^ тивность правовых регуляторов мирового политического процес­са зависит не столько от их поддержки ^^^от^^-зациями и институтами, сколько от позиций и влияния обладаю

щих значительными экономическими и военными ресурсами конкретных государств, их блоков и союзов. В-четвертых, со­держание, характер и направленность функционирования и раз­вития мирового политического процесса определяются балансом сил между его субъектами. В-пятых, в мировом политическом процессе действуют чрезвычайно неоднородные социально-поли­тические силы с многообразными, порой трудно совместимыми интересами, с различными социокультурными и ценностно-нор­мативными представлениями о необходимом мировом порядке, о совместном решении общечеловеческих, мировых проблем.

Международный политический процесс стал формироваться еще в Древнем мире как следствие стремления людей жить со­обща, их взаимодействия между собой при решении общих дел. В последующем, по мере формирования и развития государств, отношения и взаимодействия между ними постепенно стали приобретать наднациональный, международный характер. Их институционализация и превращение в самостоятельное миро­вое политическое явление стали возможными в результате реа­лизации принципов политической организации мира, опреде­ленных Вестфальским договором . Кроме того, на становление, оформление и утверждение феномена мирового политического процесса оказали влияние складывание мировой системы хозяй­ства и мирового рынка с характерным для них способом распре­деления богатств и ресурсов, развитие средств международной коммуникации, расширение форм и методов взаимоотношений народов и стран.

Вестфальский договор заключен 24 октября 1648 г. между участни­ками Тридцатилетней войны в Европе (1618 - 1648): Священной Римской империей и ее союзниками, с одной стороны, и Швецией с союзниками -с другой. В договоре юридически закреплены принципы послевоенного политического устройства Европы: национальный суверенитет, равнове­сие и баланс сил в мировой политике, уважение интересов всех участни­ков международного сообщества, согласованность целей и действий субъектов международных отношений, ставшие основой межгосударст­венного сотрудничества и взаимоотношений на континенте.

Мировой политический процесс, как самостоятельный фено
мен, имеет свою структуру. Ее основными элементямГ^па"
ют: субъекты мирового политического процесса; международные
политические отношения, их состояние и ДИ„амика;ХеГ„о^ъ
субъектов мирового политического процесса; объекты мирового
политического процесса. »ри»«л о

Щ Субъекты мирового политического процесса являются веду щим элементом его структуры. К ним относятся: государства их группы и союзы, международные и региональные объединения и организации, народы мира и отдельных стран. Государства кото­рых в настоящее время в мире насчитывается более 200, - это наи­более могущественные и организованные субъекты мирового по-лкгического процесса, сосредоточившие основные средства воз­действия на международную жизнь. Они представляют на мировой арене интересы целых народов, обладают необходимыми возмож­ностями и средствами для обеспечения суверенитета, безопасности и территориальной целостности стран. Это единственный общена­циональный институт, имеющий легитимные полномочия вступать в отношения с другими субъектами мирового политического про­цесса, заключать договоры, объявлять войны.

Каждое из государств, действующее на мировой арене, имеет свой политический вес, в соответствии с которым оно может вли­ять на ход и исход тех или иных международных событий. Особая роль среди них принадлежит государствам, обладающим значи­тельной экономической, научно-технической, социально-полити­ческой и военной мощью, занимающим выгодное геополитическое положение в мире. Для решения некоторых международных про­блем, затрагивающих интересы нескольких государств, они обра­зуют кратковременные и долговременные союзы и коалиции.

К важным субъектам мирового политического процесса отно­сятся международные и региональные объединения и организации. Это - различные политические, военно-политические, политико-экономические, профессиональные и другие союзы, блоки и коа­лиции, основу которых составляют совпадающие интересы и Дели их участников. Они являются организаторами общения государстви народов, вступают в международные отношения не только от имени государств и других институтов и организаций, входящих в их состав, но и как самостоятельные субъекты. Международные и региональные объединения и организации подразделяются на два типа: межгосударственные (межправительственные) и негосудар­ственные (неправительственные). Их деятельность связана с раз­личными аспектами международных политических отношений, проявляется на различных уровнях мировой политики.

Международные межгосударственные (межправительствен­ные) объединения и организации как субъекты мирового полити­ческого процесса представляют собой стабильные образования, формируемые на основе международного права, многосторонних и двусторонних договоров. Они обладают определенной, согла­сованной их участниками компетенцией, имеют постоянные ор­ганы с формально фиксированными правами и обязанностями.

Самым значительным современным международным объе­динением является Организация Объединенных Наций (ООН). Ее деятельность направлена на выработку механизма политического взаимодействия государств в целях поддержания всеобщего мира и безопасности, содействия социально-экономическому прогрес­су народов. В состав ООН сегодня входит более 190 государств мира, что свидетельствует о ее универсальности. За время своего существования ООН неоднократно проявляла себя в качестве эффективной силы, способной содействовать стабилизации меж­дународных отношений, урегулированию конфликтов, ослабле­нию конфронтации между государствами.

Глобальными по уровню и характеру воздействия на отно~ шения в мире являются и международные финансово-экономи­ческие организации, такие как Международная организация тру­да (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ), Междуна­родная торговая палата (МТП), Всемирная торговая организация (ВТО), транснациональные корпорации. Международные эконо­мические организации способствуют политическому регулирова­нию финансовых отношений в мире и развитию международной торговли, а транснациональные корпорации, обладая огромнымиэкономическими ресурсами, во многом определят полигаче
скую стратегию в области мирового экономтеского раз" "
сотрудничества. Р<ивития и

Существенную роль в мировом политическом процессе иг рают региональные и надрегиональные межгосуодственные (межправительственные) объединения и организации. П™"! нальному принципу сформированы: Совет Европы (СЕ) Оогани зация американских государств (ОАГ), Организация по безопа! ности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Содружество Незави­симых Государств (СНГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАП, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. Большинство государств -экспортеров нефти из разных регионов - образуют надрегиональ-ную межгосударственную организацию ОПЕК. Исламские госу­дарства участвуют в деятельности надрегиональной структуры -Организации Исламской конференции (ОИК). К надрегиональ-ным образованиям относится и Организация Североатлантиче­ского договора (НАТО).

Международные негосударственные (неправительственные) объединения и организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) менее формализованы, но имеют более сложную структуру. Они могут быть чисто неправительственны­ми или смешанными, то есть включать правительственные струк­туры и общественные организации и даже индивидуальных чле­нов. К международным негосударственным объединениям и ор­ганизациям относятся, например, Социалистический интернацио­нал, Конфедерация свободных профсоюзов, Всемирный совет мира, Римский клуб, «Гринпис», Пагуошское движение, Всемир­ный совет церквей, различные профессиональные объединения и другие. По некоторым подсчетам, сегодня в мире Д^™ ло 40 тысяч негосударственных объединении и Ч™™^ Они занимают свою нишу в мире, присущими им средствами,

~См,Политол^г^че^ I Л.Ю. Мепьвильи ЬрШ МГИМО (Университет) МИД России: Изд-во «Проспект», 2005. С. |

методами и приемами воздействуют на конкретные сферы и ас­пекты международных отношений, на состояние и эволюцию ми­рового политического устройства.

|| Безусловными субъектами мирового политического процесса выступают также человеческая цивилизация в целом, народы различных стран, граждане отдельных государств. Им по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов международных отношений, перспективных направ­лений мирового общественного развития.

Политические отношения, их состояние и динамика, как компонент мирового политического процесса, характеризуют по­литическую ситуацию в мире, выражающую соотношение поли­тических сил, их возможности и роль в международной жизни. В состоянии и динамике политических отношений определяются глобальные и региональные лидеры-государства, содержание и характер межгосударственного взаимодействия, противоречия международной политической жизни, тенденции и направлен­ность ее развития. Основными историческими формами мировых политических отношений являются мир и война. При этом война всегда представляет собой насильственный способ решения воз­никающих проблем в политических отношениях. С помощью войн достигаются те цели субъектов мировой политики, которые не могут быть реализованы в условиях мира. Вместе с тем в со­временных условиях такой вид войны, как ядерная, большинст­вом субъектов мирового политического процесса считается не­приемлемой формой их отношений, так как она ведет к гибели человечества. Мир как состояние международных политических отношений традиционно способствовал и способствует сохране­нию и укреплению отношений взаимного сотрудничества, дове­рия между субъектами мирового политического процесса.

В современных условиях основу политических отношении в мире, их развития и совершенствования составляют как истори­чески сложившиеся нравственные регуляторы (гуманизм, спра­ведливость, взаимное уважение и доверие и т.д.), так и вырабо­танные международным сообществом во второй половине XX в.

Сущность и структура мирового политического процесса - student2.ru Сущность и структура мирового политического процесса - student2.ru принципы международного гюавя ^л,

ООН. Однако значительные н^^П2^Г,Ыв В УСТаВе сил в мире, происшедшие в конце XX * расстановке и балансе мировой системы социализма, привели кТ РШЯВД1 СССР и

рии регулирования международных полТич^ГоТноГ" „а основе собственных ценностных с»^^

сообщества, эти государства оформили свои притязания в сис­тему собственных правил международного поведения Эти пра вила предусматривают и оправдывают их вмешательство под разными предлогами, без санкции мирового сообщества, в дела суверенных государств, применение вооруженной силы'против мирного населения. Игнорирование принципов международного права и общечеловеческих нравственных регуляторов, навязы­вание своих стандартов в международных политических отно­шениях ведущими западными странами вызывают решительное противодействие со стороны большинства субъектов междуна­родного политического процесса, что оказывает существенное влияние на его современное состояние, динамику и характер функционирования и развития.

Особое место в структуре мирового политического процесса
занимает конкретная политическая деятельность его субъек­
тов. Она включает дипломатическую работу, образование и
обеспечение функционирования блоков, союзов и ^ашт^
сударств, региональных и международных объединений и ор«
низаций переговоры, диалоги, "4™°^^^^
вращение шу,*у*ш*~-^^
заговоры, демонстрацию с"к^вПРмирового политического
правленная деятельность суоъектов ? лиоудая в мировой
процесса на международной арене «^ ^ человечества в
политике, призванной реализовывать ^ р^ политика, миро-
целом или его отдельных чаете* ^ сферой ^^

вая политика является хотя и своеосопеШШЧество и согла-отношений, в которой осуществляются соперни

сование ценностей, интересов и целей государств и других уча стников международных отношений, распределение ресурсов" определяются правила и порядок организации международной жизни. Современная мировая политика - это зона повышенного риска, в которой каждый участник политического взаимодейст­вия вынужден нередко исходить из непредсказуемого поведения других. Глубокие изменения в мире во второй половине XX -начале XXI в. диктуют необходимость новых подходов в миро­вой политике, новых средств ее реализации. Ни одно государст­во, ни другие субъекты мирового политического процесса в свя­зи с наступлением «ядерного века» в развитии человечества не могут обеспечить свою безопасность без скоординированных действий на международной арене, взаимного учета интересов и установления сбалансированных отношений между собой. Осо­бую опасность для человечества представляет использование в мировой политике военно-силовых методов.

Главным в содержании политической деятельности субъек­тов мирового политического процесса является внешнеполитиче­ская деятельность государств. Внешняя политика - это деятель­ность государства и других политических институтов общества по реализации своих потребностей и интересов на международ­ной арене, это продолжение внутренней политики. Она направ­лена на обеспечение благоприятных внешних условий для разви­тия страны и реализуемого государством политического курса. Основу внешней политики государств составляют национальные (национально-государственные) интересы как осознанные наро­дом и выражаемые государством жизненные потребности насе­ления страны в его сохранении и развитии, обеспечении своей безопасности, подержании стабильности общественных и госу­дарственных институтов. В исторической ретроспективе каждое государство всегда стремилось реализовать свои национальны

1 Цели, приоритеты и направления внешней политики России в с временных условиях изложены в Концепции внешней политики К< сийской Федерации. (См.: Международная жизнь. 2000. № 8 - 9).

интересы в международных отношениях нел. I

ресам других, и прежде всего слабых гпо' Р ^ В ущеРб инте-

Русский философ XIX в. Й^^Г
на словах и на деле не заботится так м *" никто и

своих национальных и государственных ^^ аНгличане> о вестно, как ради этих интересов ^«^„"2^^ ^ чане морят голодом ирландцев, давят индусГнГм ЗНГЛИ-ляют опиумом китайцев, грабят Египет К.™ насильн° отрав-дела внушены заботой о национальное^^р^Г' "* ™ ных же условиях достижение главной цели мирово^Г/тиГ" обеспечение выживания человечества { возможно лиТши проведении такой внешней политики каждым государством другими субъектами мирового политического процесса которая не наносит ущерба национальным интересам отдельных госу­дарств и народов. Внешняя политика государств, деятельность других субъектов мирового политического процесса являются основным фактором политических изменений в мире, опреде­ляющим тенденции и перспективы их развития.

Объект мирового политического процесса и одновременно элемент его структуры составляют разнообразные глобальные и региональные образования, явления и события. В самом общем плане им являются мир в целом, его устройство, человеческое сообщество. К объекту мирового политического процесса право­мерно отнести и современные глобальные проблемы человечест­ва. Эффективное воздействие на объект мирового политического процесса и его преобразование в необходимом для человечества направлении достигаются целеустремленными и последователь­ными действиями всех субъектов мировой политики.

Мировой политический процесс - ^^^^

щееся явление, его содержание и структура п

к новым,

ся, эволюционируют от старых отживш народной жизни,

более совершенным, адекватным реалиям совре

потребностям человеческой цивилизации. В

«Цит.по:Но^ы7м^81№ 1. С 208 - 209.

менный мировой политический процесс характеризуется новыми чертами, в его функционировании и развитии обозначились осо­бые тенденции, определились новые приоритеты.

Основные черты

Наши рекомендации