Основные этапы и элементы избирательного процесса.
Избирательный процесс распадается на составные элементы:
Избирательная кампания (понятие "избирательная кампания" обычно употребляется в двух значениях: 1) по отношению ко всему государству; 2) по отношению к отдельным кандидатам и партиям) по отношению к государству включает мероприятия государства по организации и проведению выборов. Это практически организационная часть избирательной системы страны, которую называют также избирательной процедурой.Она состоит из следующих стадий:
· назначение даты выборов;
· создание избирательных органов (комиссий), ответственных за проведение выборов;
· организация избирательных округов, районов, участков;
· регистрация кандидатов в депутаты;
· организация финансовой поддержки выборов;
· печатание бюллетеней;
· охрана порядка в ходе проведения выборов;
· определение результатов голосования;
· извещение избирателей о результатах выборов.
Избирательная кампания по отношению к отдельным депутатам и партиям, — это система мероприятий, проводимых соперничающими партиями или кандидатами на выборах, а также процесс общения кандидата и электората по поводу власти. В этом значении понятие "избирательная кампания" тождественно понятию "предвыборная кампания".
Успех избирательной (предвыборной) кампании в значительной мере зависит от технологии ее проведения.
Социально политическая технология представляет собой совокупность конкретных действий и мероприятий, последовательно реализуемых для достижения поставленной политической цели.
Избирательные кампании, независимо от типа выборов, имеют одинаковые этапы, границы которых определяются законами о выборах данного государства:
1) выдвижение кандидатов и создание основы предвыборной кампании;
2) выработка стратегии и тактики избирательной кампании;
3) агитационная кампания. Избирательная кампания официально начинается после объявления даты проведения выборов. Обычно это прерогатива государственных органов и должностных лиц. В Республике Беларусь подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно (ст. 65). Так, выборы Президента назначаются Палатой представителей (ст. 81). Президент Республики Беларусь назначает очередные и внеочередные выборы в палату представителей, Совет республики и местные представительные органы (ст. 84).
Выдвижение кандидатовосуществляется после назначения даты выборов. После заявления кандидата о решении баллотироваться на выборную должность он создает штаб, в который входят главный распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, координатор графика проведения кампании, технический секретарь. Штаб координирует работу команды, состоящей из доверенных лиц, а также групп поддержки, агитаторов, связи со СМИ, социально-политологического обеспечения, активистов-добровольцев и спонсоров.
На данном этапе решаются вопросы о социально-политологическом сопровождении избирательной кампании, об источниках финансирования, о связи со СМИ, помещении, транспорте, технике и т.п.
Социально-политологическое сопровождениеизбирательной кампании — это совокупность специальных исследований, проводимых с целью сбора разнообразной информации для кандидата и избирателей. Такие исследования дают возможность кандидату ознакомиться с социальной и политической структурой электората, выявить мнение избирателей о кандидате и его предвыборной платформе. Тем самым социально-политологическое сопровождение способствует формированию оптимальной для кандидата избирательной стратегии и тактики.
Социально-политологическое сопровождение включает исследование предвыборной ситуации и ее мониторинг.
Исследование предвыборной ситуации включает в себя изучение следующих вопросов:
· социально-профессиональная, демографическая и национально-религиозная структура избирательного округа;
· социально-экономические условия в избирательном округе (уровень материального благосостояния, криминогенной обстановки, торгового и медицинского обслуживания, работа школ, учреждений коммунального хозяйства и т.д.);
· уровень политической культуры, характер политических традиций различных социальных групп округа;
· особенности политической структуры в регионе (количество различных партийных организаций, клубов, авторитет других претендентов и т.д.);
· активность общественно-политических организаций и объединений.
· Особое внимание уделяется получению сведений об авторитетности самого кандидата, т.е. не только о его социально-политической ориентации, но и его образе (имидже).
С этой целью в предварительное исследование включается блок вопросов, позволяющих выяснить мнение избирателей о профессии, образовании, возрасте, поле, партийности, внешнем облике и других особенностях кандидата. Из совокупности ответов на указанные и другие вопросы можно составить социальный портрет некоего идеального для данного электората кандидата.
Получив предварительную информацию и зная свои ресурсы (материальные, временные, человеческие), кандидат сможет принять решение об участии в предстоящей избирательной кампании.
Мониторинговые исследованияобеспечивают контроль за состоянием ряда важных характеристик электората, а значит, раннее предупреждение кандидата о нежелательных или, наоборот, благоприятных изменениях в общественном мнении избирателей. Такие исследования обычно проводятся 2 — 5 раз в период между регистрацией и днем голосования.
Таким образом, социально-политологическое обеспечение — важное мероприятие при проведении избирательной кампании, но очень дорогостоящее. Безусловно, не каждый кандидат сможет найти средства для финансирования этих исследований.
Важным элементом первого этапа является формирование денежного фонда кандидата (партии). Финансовые средства для проведения предвыборной кампании необходимы для организации выдвижения кандидата, его встреч с избирателями, выступлений по телевидению, радио и в печати с изложением своей предвыборной платформы, для размножения разного рода печатной продукции, организации рекламы и др. Финансирование избирательных кампаний обычно регулируется законодательством государства.
Первый этап избирательной кампании заканчивается регистрацией кандидатов в избирательных комиссиях в соответствии с законодательством государства. Так, регистрация кандидатов в президенты Республики Беларусь начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до дня выборов.
На этом этапе также решаются вопросы о социально-политологическом сопровождении избирательной кампании, об источниках финансирования, о связях со средствами массовой информации, помещении, транспорте, технике и т.п.
Выработка стратегии и тактики избирательной кампанииосуществляется на втором этапе, когда кандидат и его команда одновременно работают по нескольким направлениям.
1. Разработка предвыборной программы (платформы) кандидата. Предвыборная программа представляет собой пакет четких для избирателей предложений, направлен ных на решение в будущем наиболее важных проблем как на государственном, так и на местном уровне (в зависимости от типа выборов).
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь программа кандидата в органы власти страны не должна содержать пропаганду войны, призыв к насильственному изменению или свержению существующего государственного или общественного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, к национальной, религиозной и расовой вражде.
2. Создание привлекательного образа кандидата посредством политического маркетинга. Его родиной являются США, где впервые полвека
тому назад кандидат в президенты Д. Эйзенхауэр обратился к услугам рекламного агентства для организации своей предвыборной кампании.
Политический маркетинг — это совокупность теорий, средств и методов, посредством которых корректно и целенаправленно выявляются и подчеркиваются для различных социальных и национальных групп именно те реальные качества и достоинства кандидатов, претендентов на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес. Политический маркетинг определяет формы общения с избирателями, а также то, что, кому и как говорить (безусловно, в рамках своих убеждений). Кроме того, к кандидату предъявляется ряд требований:
• известность в рамках данного избирательного округа;
• профессиональная компетентность;
• владение навыками ораторского искусства и полемики, лексикон кандидата;
• умение быстро ориентироваться в случае неожиданного изменения ситуации;
• умение непринужденно и естественно держаться и говорить перед микрофоном, телекамерой.
• умение слушать людей;
• способность управлять своими эмоциями;
• наличие определенного уровня здоровья, позволяющего выдерживать большие психологические и физические нагрузки;
• обладание некоторыми элементами артистизма;
• способность работать в составе команды в качестве
лидера или одного из ведущих членов, что предусматривает готовность подчиняться требованиям руководителя команды;
• умение осуществлять представительные функции,
выражая интересы различных социальных групп в раз
личных аудиториях.
3. Формирование стратегии и тактики избирательной кампании. Стратегия избирательной кампании— это система мероприятий и направлений политической деятельности, последовательная реализация которых способствовала бы достижению победы на выборах данного кандидата (партии). Тактика избирательной кампаниипредставляет собой совокупность приемов и форм политической деятельности, направленных на достижение кандидатом и его командой стратегической цели.
При разработке стратегии и тактики избирательной кампании особое внимание уделяется стратегическим и тактическим вопросам организации и проведения агитационной кампании.
Третьим этапом избирательной кампании является проведение агитационно-пропагандистских мероприятий,направленных на избрание данного кандидата. Его главная цель — завоевание голосов как можно большего числа избирателей. Среди форм агитационного воздействия на первое место выдвигаются встречи кандидата с избирателями, во время которых он разъясняет основные положения своей предвыборной платформы. Одновременно он старается опровергнуть аргументы соперников. Конечно, кандидат не может лично встретиться со всеми избирателями округа. На такие встречи выезжают также его доверенные лица, которые рекламируют не только его предвыборную программу, но и политические, профессиональные, личные качества самого претендента. Кроме того, большое влияние на мнение и выбор избирателей оказывают публикации в газетах, выступления кандидата по телевидению и радио, издания предвыборных плакатов, листков и их распространение среди избирателей округа.
Телевидение стало доминирующим средством массовой информации: оно играет главную роль в политическом процессе государства.
Теледебаты между конкурирующими кандидатами на выборные должности становятся одним из главных инструментов предвыборной борьбы во всех индустриально развитых странах, ( а в Беларуси?). В своих телевизионных выступлениях кандидаты стремятся:
· довести до избирателей позитивную информацию о себе и негативную информацию о своих соперниках;
· сравнить кандидатов и их программы;
· дать ответы на критику со стороны оппонентов.
Вместе с тем телевидение не вытеснило традиционные средства, используемые в избирательных кампаниях: листовки, плакаты, интервью, аналитические обзоры, комментарии в газетах, а также передачи по радио.
Государственные органы также обязаны содействовать организации встреч кандидатов с избирателями, выделять на территории каждого избирательного округа наиболее посещаемые гражданами места для размещения предвыборной агитации.
В некоторых государствах агитационная кампания завершается за один день или несколько суток до голосования. Это делается с целью предоставления избирателям возможности самостоятельно, без постороннего давления принять решение не только о голосовании, но и о выборе кандидата, за которого предстоит отдать голос в день выборов. В Республике Беларусь агитация в день выборов запрещается.
Итак, агитационная кампания — третий этап предвыборной борьбы — завершена. Настает день выборов, когда избиратели имеют возможность реализовать свое право на голосование.
День выборов — кульминационное событие для всех участников избирательной кампании. Посредством голосования избиратели определяют состав органов власти. Сообщение об итогах выборов депутатов публикуется в печати.
В большинстве современных государств голосование является правом, но не обязанностью. Однако значительная часть электората не желает реализовывать это право, уклоняется от участия в голосовании на выборах. Подобное электоральное поведение называется.
Абсентеизм существует в любом обществе. В настоящее время намечается его рост. Особенно он высок в США, а также в Великобритании, Италии, Франции и других высокоразвитых странах (до 50 % избирательного корпуса не является на выборы). Причины, обусловливающие абсентеизм, могут быть разные: падение доверия граждан к институтам власти, безразличие и разочарование избирателей в возможных результатах выборов. Значительная часть электората не приходит к урнам потому, что заранее согласна с любой из предложенных программ тех политических партий или независимых кандидатов, которые баллотируются в их избирательном округе. Неучастие в выборах является также формой выражения протеста против существующих порядков, отношения к предлагаемым реформам или к избираемым лицам. Абсентеизм наиболее распространен среди молодежи, лиц с низким уровнем образования и политической культуры, малообеспеченных слоев населения.
В современной Беларуси наметилась тенденция увеличения проявления абсентеизма. Это обусловлено падением жизненного уровня большей части населения, кризисом массового сознания, конфликтом ценностей и т.п.
Для уменьшения абсентеизма во многих странах введено обязательное голосование. Это означает, что голосование является не только правом, но и обязанностью, за невыполнение которой предусмотрены различного рода санкции (административные, уголовные). Так, в Австралии и Бельгии лица, уклоняющиеся от участия в выборах, подвергаются денежному штрафу.
В Республике Беларусь голосование не является обязательным. Избиратель сам принимает решение о своем участии в выборах.
Наряду с выборами одной из форм волеизъявления граждан является референдум — особый тип всенародного голосования, объектом которого является какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны. Первый в истории референдум был проведен в 1449 г. в Швейцарии. Референдум, проводимый для решения территориальных вопросов, называется плебесцитом.
Референдумы бывают разных видов в зависимости от предмета голосования, сферы применения и способа проведения:
· Референдум конституционный — с его помощью проводится утверждение конституции или поправок к ней.
· Референдум законодательный дает возможность проводить утверждение проекта акта текущего законодательства.
Референдум может носить обязательный или консультативный характер. Результаты обязательного референдума получают силу закона, который никто не имеет права отменить. Решения, принятые на консультативном референдуме, лишь принимаются к сведению институтами власти и впоследствии могут быть учтены при принятии решений.
Как любое социальное явление, референдум имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, он способствует наиболее полному выявлению воли народа. С другой стороны, организаторы референдума, желая отвлечь внимание народа от жизненно важных проблем, предлагают на обсуждение второстепенные вопросы. Есть примеры, когда выраженная на референдуме воля народа игнорируется власть предержащими (например, результаты референдума 17 марта 1991 г. были проигнорированы правящей элитой Советского Союза).
Проведение референдумов предусмотрено и Конституцией Республики Беларусь (ст. 73 — 78). Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Референдум может быть назначен президентом по собственной инициативе, по предложению обеих палат Национального собрания либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и г. Минска.
Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В них участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.
Проведенные в 90-е гг. в Республике Беларусь президентские, парламентские, муниципальные выборы показали, что институт выборов как таковой сформировался. В стране есть политический рынок, конкурентная борьба. Тем не менее эффективность выборов зависит от ряда политических, экономических, социальных, правовых, культурных условий, нравственных ценностей, доминирующих в обществе. Последнее в свою очередь накладывает отпечаток на уровень политической культуры и активности главных участников выборов — избирателей.
Избирательные системы.
Практическая реализация избирательного права гражданина в значительной степени зависит от типа избирательной системы, действующей в конкретной стране.
Избирательная система — это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов.
В мировой практике наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).В современных условиях на их основе сформирована смешанная избирательная система.
В основу мажоритарной избирательной системы положен принцип большинства. Согласно этому принципу избранным по избирательному округу считается кандидат (список кандидатов), набравший установленное законом большинство голосов. Поскольку большинство бывает относительным, абсолютным и квалифицированным, различают три разновидности этой системы.
При мажоритарной избирательной системе относительного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников (Великобритания, Канада, Новая Зеландия). При такой системе, как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Выборы считаются действительными, если проголосовал хотя бы один избиратель. При выдвижении одного кандидата на место последний считается избранным без голосования.
При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинстваизбранным становится кандидат, набравший свыше 50 % голосов (Австралия). При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике получение абсолютного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования. К участию в нем допускаются чаще всего два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре (Российская Федерация). Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов. Во Франции во втором туре могут участвовать все кандидаты первого тура, набравшие не менее 12,5 % голосов. Победителем также становится кандидат, набравший относительное большинство голосов избирателей.
В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Однако абсолютное большинство неодинаково при избрании президента страны, депутатов нижней палаты Национального собрания и депутатов местных Советов. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50 % граждан, включенных в список избирателей. Победителем считается кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов выборщиков, принявших участие в голосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь).
Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % граждан, включенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25 % + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании Если ни один кандидат не получает требуемого числа голосов, назначается второй тур выборов. В нем принимают участие два кандидата, набравших наибольшее количество голосов в первом туре Победителем во втором туре становится кандидат, завоевавший 25 % + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей
При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны. Эта система еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Поэтому она применяется редко. Например, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата округа.
Основными достоинствами мажоритарной избирательной системы являются следующие:
1) обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешан ных формах правления формировать устойчивое правительство;
2) предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства Так, в англосаксонских странах в основном благодаря мажоритарной системе относительного большинства сформировалась и поддерживается двухпартийная система;
3) способствует формированию прочных непосредственных связей между избирателями и кандидатом (впоследствии депутатом).
Вместе с тем для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки.
Во-первых, эта система искажает реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Избиратели, проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права.
Во-вторых, данная система может способствовать ослаблению легитимности власти, вызывать недоверие к существующему строю, поскольку ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в депутатский корпус. При этом сформированное правительство может не пользоваться поддержкой большинства населения страны
В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков конкретного избирательного округа побуждает их защищать местные интересы в ущерб общегосударственным.
В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.
На преодоление указанных недостатков мажоритарной избирательной системы претендует пропорциональная избирательная система.В ее основе заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами. Эта система в современном мире распространена более широко, чем мажоритарная. Она применяется в большинстве стран Латинской Америки, скандинавских государствах и только в многомандатных избирательных округах.
Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за список кандидатов той или иной партии, а значит, и за ее программу. Существуют три основные разновидности списков для голосования: жесткие, полужесткие,
свободные (гибкие).
Система жестких списковтребует от избирателя голосовать за партию в целом. Кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках (Греция, Израиль, Испания).
Система полужестких списков,во-первых, предполагает голосование за партийный список целиком, во-вторых, гарантирует кандидату, возглавляющему партийный список, обязательное получение мандата. Распределение остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от набранных кандидатом голосов, или преференций.
Преференцированное голосование— это установление избирателем той очередности кандидатов внутри одного партийного списка, которая ему более всего подходит. Избиратель проставляет цифры очередности против имен одного, нескольких или всех кандидатов. Данная система применяется в Австрии, Дании, Нидерландах.
Система свободных списковпредполагает голосование за партийный список целиком и допускает распределение всех депутатских мест в соответствии с преференциями избирателей. Избранными оказываются кандидаты, набравшие наибольшее число преференций. Эта система действует в Бельгии.
После голосования приступают к распределению мандатов. В основе определения количества мандатов той или иной партии лежит принцип избирательной квоты, или избирательного метра. Избирательной квотойназывается число голосов, необходимых для избрания одного депутата. Каждая партия получает по округу столько депутатских мандатов, сколько избирательных квот содержится в сумме собранных ею по данному округу голосов. Как правило, законы не фиксируют величину квоты, а указывают способ ее вычисления.
По сравнению с мажоритарной пропорциональная избирательная система имеет следующие достоинства:
1) она позволяет сформировать органы власти, состав которых более адекватно отражает фактическое соотношение партийных сил в стране. Это дает возможность в большей мере учитывать интересы отдельных социальных и
политических групп;
2) эта система, если она не искажена какими-либо дополнительными "правилами", обеспечивает представительство даже небольшим партиям, т.е. способствует развитию политического плюрализма, многопартийности.
Однако пропорциональная система имеет и существенные недостатки.
Во-первых, слабая связь между депутатами и избирателями, поскольку последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии.
Во-вторых, весьма сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, обязанностью которого является составление партийных списков. Отсюда появляется возможность оказывать давление на кандидатов, а впоследствии и на законодательную деятельность парламентариев.
В-третьих, возникают сложности при формировании правительства. В условиях многопартийности, отсутствия доминирующей политической партии неизбежно появление многопартийных коалиций, состоящих из партий с разными программными целями и задачами.
Для преодоления указанного недостатка в ряде стран применяют так называемые "заградительные барьеры", или "процентные оговорки", устанавливающие необходимый для получения мандатов минимум голосов. Так, в Германии, Российской Федерации этот "барьер" равен 5 % от общего числа поданных по всей стране голосов, в Болгарии, Швеции — 4 %, в Дании — 2 %. Партии, не преодолевшие данного порога, не получают ни одного депутатского мандата.
Указанные способы с одной стороны, способствуют преодолению недостатков пропорциональной системы, а с другой — значительно ограничивают принцип пропорциональности и тем самым искажают волю избирателей.
Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной системы.
Суть данной системы заключается в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая — в соответствии с принципами пропорциональной. Указанная система применяется в Болгарии, Германии, Грузии, Литве, Италии, Российской Федерации. Например, в России в Государственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 — по одномандатным округам (избирается по одному депутату от каждого округа по мажоритарной системе относительного большинства) и 225 — по федеральному избирательному округу на основе пропорциональной системы. При этом избиратель получает два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, а другим — за политическую партию.
К достоинствам смешанной избирательной системы относится то, что она:
• способствует укрупнению политических партий или блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности. Это обеспечивает формирование устойчивого правительства;
• предоставляет возможность сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.
ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (2 часа).