Субъекты политики и ресурсы власти.
Под субъектом политики понимают носителя практической деятельности,
источник активности, направленный на объект. Быть субъектом — значит сознательно и активно формировать действительность, видоизменять ее в соответствии с собственными потребностями. Субъекты — это группы людей или люди, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии.
К субъектам политической власти относятся:
1) социальные общности (классы, этносы, социальные группы и т.д.);
2) государство;
3) политические партии и организации;
4) правящие элиты, бюрократия, лобби;
5) групповое и индивидуальное лидерство;
6} личная власть;
7) отдельные личности в рамках легитимизированных процессов (митинги, выборы, демонстрации).
Социальным носителем власти может стать по существу любой субъект политики. Вступая в политическую жизнь, любой класс, группа, индивид или политический институт получают свой шанс в достижении власти и овладении ею. Однако вся многообразная история человечества показывает, что реальной политической властью чаще всего обладают господствующий класс, правящие политические группы или элиты, политические лидеры. Это и есть основные социальные носители власти.
Чтобы познать механизм политической власти, необходимо рассмотреть, что такое господство и господствующий класс.
Господство — понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институционные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата.
В западной политологии конца XIX — начала XX в. теорию господства разрабатывал немецкий теоретик М.Вебер. Он различал власть и господство и считал, что власть предшествует господству и не всегда приобретает его характеристики. В отношении к власти и господству М.Вебер исходил из признания основным, конечным субъектом политики личность. Он дал социологически обоснованную типологию форм господства (в нашей литературе их иногда называют "различные концепции господства"). По определению Вебера, господство означает вероятность того, что приказания встретят сопротивление определенной группы людей. Легитимное господство не может ограничиваться фактом политической или экономической реализации власти, оно нуждается в вере в ее законность.
Вебер различает три типа легитимного законного господства.
/. Рациональный. Он основан на осознанном убеждении в законности установленных порядков и правомочности определенных органов, призванных осуществлять власть.
2. Традиционный. Базируется на привычном, чаще всего нерефлексивном, убеждении в правильности, святости издавна принятых традиций и в законности власти. Такой тип господства — это отношение господина и слуги. Традиции, на которые опирается господство, распространяются и на правителей, ибо и они подчиняются традиции, и им нельзя нарушать традиционные нормы. В традиционном господстве четко выражен патримонализм, т.е. правитель правит страной как большим домом.
3. Харизматический. Он основан на личной преданности человеку, по инициативе которого установлен данный порядок, основанный на вере в его особые отношения с Богом, историческое предназначение.
Трактовка понятия господства, данная Вебером, до сих пор остается в политологии доминирующей.
· Экономическое господство проявляется в контроле над средствами, процессом и продуктом труда.
· Политическое господство заключается в государственных гарантиях экономического контроля над средствами, процессами и результатами труда.
· Идеологическое господство проявляется в обосновании экономического контроля. Цель идеологического господства — сделать данные отношения оправданными и справедливыми.
Важнейшей социальной причиной господства или подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.
Под ресурсами власти следует понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. К ним относятся ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).
Ресурсы, выступающие одним из важнейших оснований власти, наряду с субъектом и объектом, могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Ресурсы власти весьма многообразны. Их можно классифицировать разными способами. Согласно одному из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.
К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага;
к принудительным — меры уголовного и административного воздействия;
к нормативным — средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Согласно другому ресурсы делятся с учетом важнейших сфер деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.
Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.).
Социальные ресурсы — способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.).
Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.
Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.
Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.
Обобщив сказанное, можно сделать следующие выводы:
· политика — это сфера жизнедеятельности, где в борьбу за власть, ее завоевание, использование или влияние вовлекаются классы, социальные и общественные группы, партии, различные движения и отдельные индивиды. Для современного этапа развития нашего общества характерно обострение борьбы за политическую власть на всех уровнях. Власти хотят многие. Хорошую власть хотят миллионы людей. Власть — одно из стержневых понятий политической науки. Через ее посредство и воздействие преодолеваются конфликты, устанавливается единство общества, регулируются общественные связи в различных сферах — экономической, духовной и собственно политической.