Природа, и сущность политической власти.

Учение о власти является в политологии основополагающим для политологии.

Многие философы-ученые обращались к исследова­нию сущности и содержания власти К примеру, Т.Гоббс определял власть как средство достижения блага в буду­щем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как "вечное и беспрестанное же­лание все большей и большей власти, желание, прекраща­ющееся лишь со смертью" (Гоббс Т Соч. М., 1991 Т.2. С 74). Ницше утверждал, что жизнь — это воля к власти (Ницше Ф. Поли собр соч. Т. 9. 1990. С. 89).

В энциклопедическом словаре по политологии дается определение власти как "особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения, оно состоит в побуж­дении к действию, которое второй субъект должен совер­шить по желанию первого" (Политология. Энцикл. сло­варь М , 1992).

Таким образом, власть рассматривается как особое от­ношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как "власть над", как принуждение, как сила.

Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что она начинается там, где возникает подчинение Иначе говоря, власть — это социальное отношение, про­являющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязатель­ный характер для другого субъекта или группы.

В основе подчинения одного человека другому лежит естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и социальное (статусное, экономическое, образова­тельное и др.) неравенство.

Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод власть — это один из важней­ших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого В результате такого подчинения властвующий субъект реа­лизует свою волю и интересы

В любой общественной системе власть возникает и яв­ляется выражением объективной потребности в организа­ции, саморегулировании и сохранении целостности общес­тва, поскольку в нем происходит столкновение интересов и потребностей различных социальных групп (Каких?). Власть призвана играть роль необходимого гаранта единства раз­личных социальных общностей и общества в целом

Общественное назначение власти проявляется в:

а) поддержании общественного порядка с его устояв­шимся регламентом,

б) выявлении, локализации и разрешении конфлик­тов,

в) достижении общественного консенсуса;

г) регулировании всех властных отношений в обществе;

д) использовании насилия и принуждения во имя ста­билизации общества.

Различный подход к общественному назначению мо­жет приводить к различным результатам для общества.

Из всех властных проявлений политологию интересу­ет прежде всего политическая власть. Она выражает спо­собность в политике осуществлять господство, проводить свою волю по отношению к другим к социальным общнос­тям, этносам, индивидам.

Таким образом, общественным содержанием полити­ческой власти является:

· способность организованного класса, социально-поли­тической группы, личности через институты принуждения экономического, физического, психологического характе­ра навязать свою волю другим общественным группам, реализуя при этом свои собственные интересы, волевое воздействие носит санкционированно-нормативный характер, т.е. реализуется через систему идеологических и правовых норм;

· организованное принуждение выступает как основа осуществления власти, хотя политически господствующие силы применяют и тактику нахождения компромиссов, то­чек социальной опоры в низах, убеждения и т.д. Именно воля и поддержка класса как целого является условием и источником способности определенных политических ин­ститутов к принятию решений, управлению и политичес­кому руководству.

Политическая власть имеет ряд характерных черт:

1) суверенитет, верховенство, неделимость. (Можно ли разделить власть между различными социальными группами, партиями? Двоевластие заканчивается либо гражданской войной, либо мирным переходом власти);

2) авторитетность власти;

3) волевой характер власти, т.е. наличие цели, прог­раммы, готовности их добиваться;

4) принуждение (в различной степени, не всегда дик­татура).

При отсутствии какой-то из этих черт наступает без­властие, т.е. для политической власти необходимо нали­чие всех четырех черт.

Политическая власть выполняет определенные функции:

· господство — подчинение одних групп, классов дру­гим;

· руководство — определение и законодательное зак­репление политического, идеологического, экономическо­го волеизъявления правящей элиты общества;

· управление — проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;

· контроль — обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.

Структура власти.

Понятия "политическая" и "государственная" власть не тождественны и их следует различать.

Государственная власть — это политическая власть, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, на которую распространяет­ся государственный суверенитет. Она имеет возможность обратиться к средствам организованного и законодательно закрепленного насилия. Это — самая полная, самая раз­витая, высшая форма политической власти. Политическая власть (князья, вече, суды, советы старейшин) существо­вала уже в условиях первобытнообщинного строя (во вся­ком случае, на его последнем этапе), но обособленного ап­парата осуществления власти еще не было. А значит, не было и государства. Возникновение государства было обусловлено появлением частной собственности, такого усложнения общественных, классовых отношений, что удержание политической власти, а также экономических привилегий требовало создания специального аппарата принуждения.

Государственная власть имеет свою внутреннюю струк­туру. Обычно ее составляют органы, выполняющие зако­нодательные, исполнительные и судебные функции. Миро­вая политическая теория и практика отработала систему, согласно которой эти органы должны быть разделены и не­зависимы друг от друга. В таком случае невозможно моно­полизировать, узурпировать власть ни каким-либо органом, ни какой-либо одной партией, ни личностью. ( В марксистской политической теории идея разделения властей традиционно критиковалась. Сторонником единства законо­дательной и исполнительной власти был К.Маркс. За об­разец он брал Парижскую Коммуну, которую считал "работающей корпорацией", сосредоточившей "в едином кулаке" власть, принимающую законы, и власть, исполня­ющую их. Реализованная в практике работы Советов, она привела к возвышению административно-вспомогательного аппарата и сосредоточению огромной власти в руках ис­полнительных органов и бюрократизации власти).

Наши рекомендации