Внутреннее регулирование и стимулирование инновационной деятельности
Характерной тенденцией мирового экономического развития начала XXI века является обострение конкуренции различных типов промышленной политики и разнообразие макроэкономических моделей. Конкуренция товаров и услуг отступает на второй план. Уже не рынок открывает путь к процветанию, а степень научного и информационного обеспечения производства, уровень его организационных форм, качество подготовки кадров, их заинтересованность в конечных результатах труда.
Для достижения устойчивого экономического роста государство должно обеспечить сбалансированность конкурентной и промышленной политики.
Инновационная политика направлена на обеспечение эффективности инновационной деятельности. Стратегия и механизмы реализации государственной инновационной политики, как правило, определяются ее законодательными и правительственными структурами. Ориентация на чисто рыночные механизмы развития и преодоления кризисных явлений в национальных экономиках, как свидетельствует мировой опыт (США времен великой депрессии, Германия и Япония в послевоенные годы), бесперспективна.
На Западе государственное вмешательство в инновационную сферу стало нормой, и его методы постоянно совершенствуются. Основной целью такого вмешательства является обеспечение устойчивого экономического развития, поддержание низкого уровня инфляции, высокой инновационной активности и занятости.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется путем определения и поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности государственного, отраслевого, регионального и местного уровней.
К основным принципам государственной инновационной политики относятся:
1) правительственная поддержка фундаментальных исследований;
2) приоритет инноваций над традиционным производством;
3) свобода научного и научно-технического творчества;
4) правовая охрана и патентная защита интеллектуальной собственности;
5) интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;
6) поддержка конкуренции в сфере науки и техники, инновационной деятельности;
7) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях НИОКР;
8) создание общехозяйственного, инновационного климата; поощрение восстановления капитала особыми льготами при внедрении новых, ранее не использовавшихся в производстве, видов оборудования, сырья, материалов, энергии;
9) поощрения развития отсталых районов и сдерживания роста существующих агломераций;
10) подготовка и переподготовки кадров для новых и новейших отраслей производства;
11) содействие развитию международного научного сотрудничества;
12) эффективность (экономичность) инновационных процессов.
Приоритет инноваций над традиционным производством предполагает признание за наукой ведущей роли в системе производительных сил. Только используя на практике результаты научных исследований, можно обеспечить конкурентоспособность продукции и самих предприятий.
Свобода научного и научно-технического творчества в контексте инновационной деятельности обеспечивается соответствующими законодательными актами и Конституцией страны.
Интеграция научной, научно-технической деятельности и образования укрепляет взаимосвязи между системой образования и научно-производственными системами, что позволяет ускорить внедрение инноваций в производство, а научную деятельность ориентировать на решение производственных проблем.
Принцип поддержки конкуренции в сфере науки, техники и инновационной деятельности означает сочетание стимулирования с функционированием инновационных структур в условиях конкурентной среды.
Государство стимулирует инновационную активность, способствует развитию науки, малого инновационного предпринимательства и ограничивает деятельность предприятий-монополистов через антимонопольное законодательство. Растет численность инновационных фирм, которые конкурируют между собой, что стимулирует инновационное развитие.
Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях обеспечивает решение первоочередных глобальных проблем инновационной деятельности, разработку соответствующих программ с учетом инновационного потенциала государства, которые составляют основу современного технологического прогресса.
Концепция научно-технологического и инновационного развития страны формирует основные направления инновационной политики как государства в целом, так и отдельных регионов. Неотъемлемой частью государственной инновационной политики, должно стать создание условий для расширения сферы и масштабов спроса, предложения и распространения научно-технических знаний в стране, коммерческого внедрения научно-технических разработок в производство.
Для этого, должно быть обеспечено:
- повышение уровня и расширение сферы научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок, в частности путем систематического повышения доли расходов на науку в государственном бюджете;
- развитие фундаментальных исследований, которые имеют особое значение для перехода экономики на инновационный путь развития;
- оптимизация структуры учреждений и хозяйствующих субъектов, действующих в научно-технической сфере;
- формирование в обществе методов содействия развитию инноваций путем внедрения новых образовательных программ и развития системы непрерывного образования (повышение квалификации кадров) в науке, производстве, сфере услуг;
- создание основ для развития научно-технической деятельности предприятий и посреднических организаций, способствующих активизации инновационной деятельности, помогают установлению связей между научно-исследовательской сферой и производством (особенно тех, которые занимаются коммерциализацией результатов научных исследований);
- создание инновационных структур (инкубаторов, центров и т.п.), информационных и инфраструктурных предприятий, которые способствуют внедрению новых технологий в производство;
- совершенствование организационно-экономического механизма международного трансфера технологий с целью создания политических, правовых и экономических условий для роста притока иностранного капитала, а также экспорта отечественных технологий;
- содействие развитию изобретательства и обеспечению надежной патентной защиты результатов прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в государстве и за рубежом.
Основные средства стимулирования инновационной деятельности:
- применение льгот для всего цикла инновационного процесса от фундаментальных исследований до внедрения в производство при использовании инноваций для увеличения объема и повышения качества производимой продукции;
- дифференциация размеров налоговых льгот в зависимости от активности в инновационном процессе конкретных предприятий, организаций и отдельных лиц при ежегодном увеличении расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы не менее чем на 25 %;
- освобождение от налогообложения той части прибыли, которая направляется предприятиями, организациями, частными лицами в Государственный инновационный фонд страны, Государственный фонд фундаментальных исследований, отраслевых инновационных фондов, отраслевых фондов технологического развития и реконструкции производства и т.п., или местных фондов развития науки и технологий, а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в рамках международных, государственных программ и проектов;
- введение налоговых льгот на прибыль и добавленную стоимость для научных организаций, которые входят в национальную систему научно-технической информации и др.
Вышеуказанные характеристики инновационных процессов, а также экономическая и социальная роль государства в современном обществе определяют функции государственных органов по регулированию инноваций. Наиболее важные из них следующие.
1) Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая концентрация ресурсов может достигаться за счет как действия общих механизмов перераспределения через бюджет, так и формирования специальных фондов. Данная функция может осуществляться не только как непосредственное финансирование инновационных процессов из государственных средств, но и в форме содействия аккумулированию ресурсов в частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных структурах.
2) Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость инноваций. Актуальными задачами являются координация во временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам и стадиям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных процессов.
3) Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.
4) Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную корректировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности, распространению международных стандартов и сертификатов.
5) Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям. Необходимо стремиться к достижению сбалансированности универсальных и специальных знаний, а также представлений о коммерциализации инноваций. Важно сформировать навыки к постоянному самообразованию в течение всей активной жизни.
6) Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и т. д. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т. п.
7) Развитие малого инновационного предпринимательства. Государство формирует благоприятные условия для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.
8) Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде всего выделяется создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и т. д.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и т. п.).
9) Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. С одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку инновациям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологического равновесия. С другой стороны, только на государственном уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом.
10) Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т. п.
11) Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т. п.). Государство содействует рациональному размещению научно-технического и инновационного потенциала. Как правило, центральные государственные структуры стремятся к выравниванию условий распространения инноваций по территории страны.
11) Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.
12) Реализация инвестиционной политики в отраслях промышленности и науки. Федеральные и местные органы исполнительной власти участвуют в подготовке предложений по совершенствованию правового регулирования в инвестиционной сфере, выступают распорядителями средств федерального бюджета и государственными заказчиками по объектам отраслей промышленности и науки. Однако наиболее важной является выполняемая государством функция стратегического инвестора наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности, активного инициатора инвестиционных вложений частного капитала в выбранные приоритеты инновационного развития, а также эффективного менеджера инвестиционной деятельности государственных и контролируемых государством организаций и предприятий инновационной сферы.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. С одной стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, а многие инновации не внедрены в хозяйственную практику.