Муниципальная экономика и её регулирование.
Муниципальная экономика – это система экономических отношений, в которые вступают органы местного самоуправления в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на территории муниципального образования.
Предмет ее деятельности – мобилизация и наиболее эффективное использование всех экономических ресурсов территории (независимо от формы собственности) для оказания муниципальных услуг. От их объема, качества и стоимости зависит настроение людей, их отношение к власти вообще и к местной власти в особенности, социальная стабильность в обществе. Деятельность органов местного самоуправления по мобилизации и наиболее эффективному использованию экономических ресурсов территории для оказания услуг населению составляет суть муниципальной экономической политики.
Для обеспечения оказания услуг населению органы местного самоуправления выполняют в сфере экономики многочисленные и разнообразные функции:
1. Экономический анализ, планирование и прогнозирование развития территории города.
2. Управление муниципальной собственностью как важнейшим экономическим ресурсом, включая собственность на землю и иные природные ресурсы.
3. Налоговое, тарифное, ценовое регулирование экономических процессов на территории.
4. Инвестиционная деятельность.
5.Экономическое регулирование предпринимательской деятельности.
6. Экономическое регулирование потребительского рынка.
7.Внешнеэкономическая деятельность.
11. Государственное регулирование предпринимательства в современной экономике.
Предпринимательство – это такая система хозяйствования, которая основана на рисковой и инновационной деятельности, охватывающей процесс производства (или его часть) с целью получения предпринимательского дохода (добавочной прибыли).
Предпринимательство – инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства. Исходя из этого, безопасность предпринимательства следует понимать также как готовность и способность институтов власти создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя. Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.
Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих принципов управления государством, закрепленных в действующем законодательстве:
ü Законность;
ü Гуманность;
ü Целесообразность;
ü Справедливость;
ü Сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательства;
ü Взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов;
ü Соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя;
ü Ограниченность числа субъектов государственного регулирования.
Повышение эффективности деятельности государственных правоохранительных органов по обеспечению безопасности предпринимательства требует усиления их взаимодействия с негосударственными службами безопасности по следующим направлениям:
1. совместная разработка необходимой правовой базы;
2. взаимный обмен информацией;
3. сотрудничество в создании организационной системы мониторинга безопасности предпринимательства:
4. совместные разработки технических систем охраны, национальных стандартов по технической защите;
5. разработка и осуществление совместных учебных программ подготовки и переподготовки кадров.
Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в России, находится в стадии становления. Существующая правовая система России не может обеспечить прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая часть предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами. Отсутствие эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разрешения споров.
Методы государственного регулирования предпринимательства:
Административные методы предполагают: ограничение необоснованной рисковой деятельности, ответственность за нарушение процессуальных норм; отзыв лицензий; текущий надзор и аудит; законодательное внедрение механизмов адаптации к рискам.
Экономические методы подразделяются на нормативные (прямые) и регулирующие (косвенные).
Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, правовому государству. В условиях административной системы хозяйствования, где вся экономическая жизнь протекала в рамках государственной собственности, этой проблемы не существовало, поскольку не существовало самого предпринимательства. В процессе реформирования российской экономики произошли крупномасштабные изменения собственности, и решающим элементом экономической системы страны сегодня являются субъекты предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:
§ наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей - хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма - монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,
§ наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.
Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.
В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования "сверху", доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.
Предприниматели все более ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.
Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.
По своей природе лицензирование - это достаточно простая форма государственного регулирования предпринимательства, а по существу - юридический запрет заниматься той или иной деятельностью без получения специального разрешения.
По способу воздействия на хозяйствующего субъекта лицензирование следует признать административным инструментом. В отличие от таких экономических регуляторов, как налоги или таможенный тариф, косвенно влияющих на поведение субъекта через его интересы, лицензионно-правовые нормы прямо обязывают лицо действовать в определенном направлении.
Эффективным средством государственного регулирования экономики, предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговой политики в стране. Выполнение налоговых обязательств предпринимателями - налогоплательщиками - важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие соблюдение порядка уплаты налогов и других обязательных платежей. За нарушения налогового законодательства налогоплательщик может нести финансовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность.
В условиях реформирования российской экономики важное значение имеет создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства (МП). ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. Управляемое развитие МП является необходимым условием выхода из кризиса и проведения реальных рыночных преобразований, тогда как недостаточная поддержка малого и среднего бизнеса, сдерживают развитие последнего.
Малые предприятия – самый многочисленный слой собственников, определяющий политический и экономический климат в стране. Сектор МП образует самую разветвленную сеть, ориентированную непосредственно на потребителя. В основном, предприниматели, работающие в малом бизнесе, относятся к среднему классу – наиболее стабильному в социально-экономическом положении общества. В России в настоящее время существует очень большое число крупных предприятий.
Государственная политика в области МП, в основе которой лежит сочетание механизма рыночного саморегулирования и государственного регулирования, является сегодня неотъемлемой составной частью экономической политики стран с развитой рыночной экономикой.
Формы государственной поддержки МП, используемые в мировой практике, чрезвычайно многообразны. Их можно классифицировать:
ü По инструментам воздействия: через предприятия; через специально созданные органы и структуры; через непосредственное вмешательство государства.
ü По масштабам осуществления: отраслевое; региональное; макроэкономическое; микроэкономическое.
ü По содержанию используемых методов: административные; экономические.
ü По характеру регулирования: прямого действия; косвенного действия.
ü По срокам: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные.
Среди основных целей государственной поддержки МП можно выделить:
v Поддержание равноправия рыночных субъектов;
v Создание благоприятных условий для развития бизнеса;
v Создание новых рабочих мест;
v Рост деловой активности и др.
Принципы политики в отношении МП:
ü Ориентация на такие механизмы, которые не исключают действие рыночных механизмов;
ü Принцип разделения полномочий между различными уровнями власти в области поддержки МП;
ü Постоянный анализ состояния дел в МП для своевременного внесения изменений и корректив.
Как показывает анализ законодательных актов РФ, государственная поддержка предпринимательства становится постоянной и неотъемлемой функцией государства. В основном , формами этой поддержки являются: дотации, субвенции, различного рода льготы (по уплате налогов, кредитам, пошлинам, транспортным тарифам) и др.
Федеральная программа гос. поддержки МП в качестве приоритетных выделяет следующие направления:
· Формирование НП базы поддержки развития МП;
· Формирование инфраструктуры МП;
· Информационное обеспечение;
· Кадровое и научно-методическое обеспечение;