Основные тенденции развития российского права

С распадом СССР и формированием современной российской государственности естественным образом возникла проблема обновления действующего законодательства.

Период советской власти характеризовался отрицанием «частного» права в угоду общественному и признанием закона как меры политической. Постепенно разделение права на публичное и частное исчезало из советской литературы. Прежний дуализм права находился в тени вплоть до 90-х гг. Затем, в период коренных общественных преобразований, утверждения примата интересов личности и перехода к рыночной экономике происходит постепенное возрождение частного права.

Здесь мы становимся свидетелями явного перекоса в расстановке приоритетов. Увлечение отрицанием господствовавших прежде догматов приводит к абсолютизации личного начала в обществе и противопоставление его общественным интересам.

В этой связи нелишне напомнить, что мировой опыт знает, к чему может привести подобное увлечение. Так, в США к концу 20-х годов политика «твердого индивидуализма» как режима функционирования государства привела к Великой депрессии. Выход из нее стал возможен только с проведением целого ряда реформ, известных как «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Современное российского право пытается найти баланс интересов отдельных граждан, групп населения, различных слоев, меньшинства и большинства. Происходит постепенная отмена морально, политически и юридически устаревших норм, правовая база приводится в соответствии с новой Конституцией и нормами международного права.

Значительные изменения происходят в области публичного права. Сегодня оно включает в себя следующие отрасли законодательства: конституционное, административное, финансовое (бюджетное и налоговое законодательство), административно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, арбитражный процесс, международное право, экологическое.

Приведенный перечень, видимо, будет изменяться, Одни отрасли и подотрасли будут дифференцироваться, другие – объединяться. Возможно появление новых отраслей по мере развития новых общественных потребностей.

В частности, объектом правового регулирования становится информация, поскольку современное информационное общество характеризуется открытостью и доступностью информации, технологическими системами, «включенностью» в мировые информационные каналы, а неразвитость соответствующих норм права очевидна.

Коренные изменения общественных отношений последних лет потребовали обновления содержания всей российской правовой системы. Во многом они получили свое отражение в принятом Гражданском кодексе 1994 года. Однако, далеко не все актуальные вопросы современной жизни имеют правовое обеспечение.

Судьба действующего ГК ярко иллюстрирует, с каким трудом старый уклад нашей жизни сдает свои позиции. Как известно, этот Кодекс вступал в силу по частям, а с 1994 года была заморожена его ст.17, регламентирующая права собственности граждан ан земли, находящиеся в обороте.

Даже к началу 2001 года продолжали действовать сотни нормативных актов, регулирующих поземельные отношения, принятых еще в СССр. Они давно устарели, но никто их не отменял. Нерешенный земельный вопрос затруднял подъем промышленности, делал инвестиции рискованными. Лишь в конце января 2001 года Государственная Дума приняла 17-ю статью в первом чтении. Летом того же года депутаты приступили ук рассмотрению проекта Земельного кодекса.

Наконец, Законом РФ № 136 от 26 октября 2001 года был принят Земельный кодекс РФ, который регулирует вопросы землеустройства, государственного контроля за использованием земли, регистрации прав на объекты недвижимости и т.д.

С 1 июля 2002 вступили в действие Кодекс об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодекс.

На повестке дня стоит принятие федеральных законов о борьбе с коррупцией, отмыванием «грязных» денег, государственной защите свидетелей и т.д.

Следует отметить, что в последние годы появились масса новых источников права, возникли новые правовые нормы и институты. Возникла очевидная необходимость укрупнения нормативных актов, действующих в соответствующих отраслях экономики, и устранении различных пробелов и коллизий в законодательстве.

По сведениям Государственно-правового управления при Президенте РФ, ежегодно принимается 35 тыс. нормативных актов только федерального уровня. Это затрудняет их применение правоприменительными органами. Становится очевидной необходимость подготовки Свода Законов Российской Федерации.

Следующим шагом в направлении унификации законодательства, ориентированного на развитие рыночных отношений, стало осознание необходимости единой системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Создание такой системы позволило бы усилить борьбу с криминальными явлениями на рынке недвижимости, способствовало бы формированию реальной картины объема сделок, прогнозированию развития данной области.

Серьезной проблемой последних лет стало повсеместное нарушение принципа верховенства Конституции и федеральных законов; отсутствие механизма ответственности высших должностных лиц субъектов за несоблюдение основных государственных законов, несоответствие нормативных актов, принимаемых субъектами, федеральным законам, неисполнение субъектами решений Конституционного суда, отсутствие механизма защиты основ конституционного строя, противоречивость самого российского законодательства.

Важнейшим шагом в решении этих проблем стал Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации». Указ преследует две основные цели: устранение противоречий между региональными и федеральными законами и создание единого правового поля в государстве.

Вполне закономерно ставится вопрос о путях развития муниципального права. Сама идея «самоуправления» в России имеет глубокие корни и традиции и потому в новых условиях может быть очень перспективной. В Конституции РФ и федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления определены лишь основные его признаки. Развитие самоуправления неизбежно потребует нового уровня административно-правового регулирования. Движение в этом направлении уже началось.

Так, в последние годы рядом субъектов федерации заключены договоры с центром о разграничении сфер влияния. В соответствии с ними усиливаются полномочия региональных властей в решении местных вопросов. Однако задержка и несогласованное принятие законов сдерживает процесс. Учитывая, что производственное и территориальное управление весьма перспективно, можно сделать вывод, что вертикаль самоуправления будет иметь тенденцию к расширению.

Таким образом, современное право России находится в сложном периоде своего становления. Идет непростая работа по обновлению всего законодательства, создается нормативно-правовая база совершенно новым общественным отношениям. От результатов этой работы зависит успех развития и общества, и государства.

Наши рекомендации