Становление современной российской государственности

Современное состояние государства и права Российской Федерации представляет собой совокупный итог поэтапного, по преимуществу мирного, демонтажа советского строи и органов советского государства на территории России и процесс становления нового российского государства.

В этом процессе можно выделить три этапа:

- первый охватывает период от 12 июня 1990 г. (принятие Декларации независимости РСФСР) до официального признания распада СССР и сложения полномочий Президентом СССР, т.е. до 25 декабря 1991 г.;

- второй этап – от 26 декабря 1991 г. до принятия новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.;

-третий современный период, начатый вступлением Конституции РФ в действие, сводится к приведению всех сфер политико-правовой жизни РФ в соответствие с новым конституционным законодательством.

Разберем эти этапы подробнее.

Первый шаг на пути приобретения суверенитета Российской Федерацией был сделан на I съезде народных депутатов РСФСР, принявшем Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Съезд не призывал к развалу Союза ССР, ему просто хотелось укрепить собственный суверенитет как «естественное и необходимое условие существования государственности России».

В связи с этим съезд в одностороннем порядке, в нарушение действующей Конституции СССР и общесоюзного законодательства признал верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории Российской Федерации.

Реализуя положения Декларации о суверенитете, Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР в спешном порядке стали принимать собственные законы, которые принципиально отличались от действующих общесоюзных законов и парализовывали их действие на территории РСФСР.

В форме республиканского законодательства РСФСР закрепляла и проводила в жизнь более решительные меры по проведению экономической реформы и созданию рыночных отношений.

В октябре 1990 г. в РСФСР имелась «Программа 500 дней», предусматривающая проведение всех необходимых мер по переводу социалистической экономики на рельсы рыночных отношений.

Высшие органы государственной власти РСФСР и возглавляющие их лица заняли непримиримую по отношению к СССР позицию, показали пример другим союзным республикам, инспирировали их на подобные действия.

Б. Ельцин, будучи Председателем Верховного Совета РСФСР, вел бескомпромиссную борьбу с попытками общесоюзных органов сохранить Советский Союз как федеративное государство с достаточно широкими полномочиями.

Подписанный 24 июля 1991 г. Договор о союзе суверенных государств отражал по преимуществу взгляды высших должностных лиц союзных республик, в том числе и Ельцина на проблему взаимоотношения Союза ССР и республик, на превращение федерации в конфедерацию.

Весьма значительным был вклад высших должностных лиц РСФСР в преодолении кризиса в общесоюзных органах государственной власти и управления, создавшегося с образованием ГКЧП в августе 1991 г., взявшего всю полноту власти в свои руки и приостановившего действие конституционных органов власти СССР.

Именно активные оперативные действия Б.Ельцина и других лиц по защите демократических преобразований обеспечили поражение заговорщиков и восстановили деятельность конституционных органов государственной власти.

Важным шагом на пути дальнейшей демократизации российского государства явилось создание Конституционного Суда РСФСР. Данный орган в числе своих основных целей ставил охраны суверенитета народов РСФСР, защиты конституционного строя РСФСР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией РСФСР, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР.

Поскольку осенью 1991 г. общесоюзные органы государственной власти и управления окончательно утратили свою способность управлять страной и не обеспечили оперативного подписания Союзного договора, Президенты России, Украины и Белоруссци проявили новую инициативу.

8 декабря 1991 г. в Минске они признали, что Договор об образовании СССР 1922 г. на территории этих республик прекращает свое действие. Вместо него образуется Содружество Независимых Государств.

Верховный Совет РСФСР 12 декабря 1991 г. денонсировал Договор об образовании СССР 1922 г. и ратифицировал Соглашение о создании СНГ. При этом Верховный Совет РСФСР обратился ко всем государствам — бывшим союзным республикам СССР с призывом «присоединиться к Содружеству Независимых Государств для взаимовыгодного сотрудничества в интересах всех народов».

С принятием этих решений РСФСР стала суверенным государством не только фактически, но и юридически, ускорив агонию СССР.

С 25 декабря 1991 г. РСФСР перестает существовать как социалистическая республика. В этот день Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому РСФСР впредь именуется как Российская Федерация – Россия.

Новый этап экономической реформы, начатый в 1992 г., ознаменовался либерализацией цен на все промышленные и продовольственные товары, установлением высоких налогов на предпринимателей и предприятия, резким сокращением расходов на образование, науку, медицину и иные сферы социальной жизни.

Подобные меры должны были стабилизировать финансовое положение, сократить дефицит государственного бюджета, вывести предприятия России на прочные связи с зарубежными предприятиями и организациями.

В этот период большие надежды связывались с развитием частной инициативы, уменьшением роли государства в регулировании экономической деятельности, передачей государственных предприятий в руки отдельных трудовых коллективов, предпринимателей и иностранных организаций.

Однако поспешность в проведении экономических реформ, значительные просчеты и ошибки в экономической политике привели к дальнейшему углублению экономического кризиса.

Значительно ухудшилось и материальное положение населения. В этих условиях среди высших органов государственной власти и управления РСФСР возникает острый конфликт относительно путей вывода страны и ее экономики из кризиса.

Приверженец экономических реформ Президент России Б. Ельцин встретил сильную оппозицию в лице Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.

Для того чтобы успешнее проводить экономические реформы, Президенту России нужны были дополнительные полномочия, позволяющие ему вносить необходимые изменения в законы РСФСР и принимать иные оперативные меры по управлению экономикой. Он активно занимался правотворческой деятельностью и принимал указы по вопросам, отнесением к ведению Верховного Совета РСФСР. Против таких полномочий и действий активно выступали и Верховный Совет РСФСР, и Съезд народных депутатов РСФСР.

Конфликт между представительными органами и Президентом достиг апогея на VIII съезде народных депутатов РФ.

13 марта 1993 г. Съезд отказал Президенту в предоставлении дополнительных полномочий, признав, что «Россия должна отказаться от чрезвычайных мер и чрезвычайных полномочий».

20 марта 1993 г. Президент РФ Б.Ельцин по телевидению обратился к населению и заявил, что он берет на себя дополнительные полномочия, которых ему не хватает для завершения экономических реформ и повышения материального благополучия населения.

В числе новых полномочий Б.Ельцин назвал придание его указам высшей юридической силы. Любые решения органов и должностных лиц, отменяющие указы Президента РФ или противоречащие им, не действуют.

IX съезд народных депутатов РФ, собравшийся 26 марта 1993 г., резко осудил попытку Президента РФ Б. Ельцина неконституционным путем наделить себя дополнительными полномочиями.

Съезд также принял решение провести общероссийский референдум по четырем вопросам:

1. Доверяете ли Вы Президенту РФ Б. Ельцину?

2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ?

3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?

4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?

Состоявшийся 25 апреля 1993 г. референдум показал, что население доверяет Б. Ельцину, его реформам. В то же время, оно не желает досрочно переизбрать народных депутатов, которые стояли в оппозиции к реформам и Президенту РФ Б. Ельцину.

Получив поддержку населения, Б. Ельцин активизирует подготовку проекта новой Конституции РФ. В этих целях летом 1993 г. организуется работа Конституционного Совещания, в которое вошли представители субъектов Федерации, а также ученые-юристы и политологи, большая часть из которых была активными сторонниками реформ.

Проект предусматривал устранение в стране последнего атавизма советского государства – системы Советов народных депутатов. На уровне Российской Федерации предлагалось образовать Федеральное Собрание в составе двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Президент надеялся новыми дополнительными полномочиями, в том числе правом распускать Государственную Думу.

Было понятно, что Съезд народных депутатов в этом виде проект Конституции не примет. Поэтому Президент пошел на новый весьма решительный шаг – разгон Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

21 сентября 1993 г. Президент РФ обнародовал по телевидению свой Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым признал необходимым:

1) прервать осуществление функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ;

2) назначить выборы в новый представительный орган Российской Федерации – Государственную Думу Федерального Собрания 11—12 декабря 1993 г.;

3) до начала работы Федерального Собрания надлежит руководствоваться указами Президента или постановлениями Правительства. Конституция и законодательство действуют в части, не противоречащей настоящему указу.

Действовавшая Конституция не предусматривала возможности приостановления действий высших органов государственной власти РФ и тем более не наделяла Президента РФ такими полномочиями.

По заключению Конституционного Суда РФ от 21 сентября 1993 г., Указ Президента и его Обращение к населению не соответствуют Конституции и являются основанием для отрешения Президента РФ от должности.

Был настроен решительно и Верховный Совет РФ. Он объявил о созыве Съезда народных депутатов, прекратил полномочия Президента РФ, назначил исполняющим обязанности Президента РФ А. Руцкого, а также новых министров безопасности, обороны и внутренних дел.

Ответные меры принял и Президент РФ, отключив в здании Верховного Совета РФ водоснабжение, канализацию, телефонную и иную связь, освещение.

Противостояние Верховного Совета РФ и Президента продолжалось до 4 октября 1993 г. и завершилось вооруженным захватом здания Верховного Совета РФ и арестом парламента.

По словам очевидцев, были жертвы среди населения, однако точное число погибших и раненых в этом столкновении до сих пор официально не названо. Было только сообщено, что от действий милиции пострадали около 20 иностранных корреспондентов и журналистов.

12 декабря 1993 г. прошли выборы депутатов Государственной Думы. Одновременно проводился и референдум по Конституции РФ. Для ее принятия требовалось набрать более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В ходе голосования были выбраны депутаты Государственной Думы и принята новая Конституция РФ. Россия вступила в новый этап своего развития, начав с приведения органов государственной власти и местного самоуправления соответствие с новой Конституцией.

Наши рекомендации