Нормативные основы регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг в Калининградской области.

Понятие «публичные услуги», включает в себя понятия «государственные услуги» и «муниципальные услуги» и тесно связано с понятием публичной власти[1].

В статье 2 Федерального закона от 27 июня 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[2] дается понятие государственным и муниципальным услугам. Государственная услуга – это услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации. Далее, из того же определения следует, что государственная услуга – это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В этом определении прослеживается неразрывная связь с публичной властью. Исходя из этой дефиниции законодателя, можно сделать вывод о том, что государственные услуги позиционируются как деятельность, которая связана с реализацией функций определенных субъектов и имеющая законодательные ограничения, пределы. Круг субъекта, также законодательно ограничен и состоит из исключительно публичных органов, т. е. наделенных государственно-властными полномочиями, в том числе делегированными. Немаловажным признаком является запрос заявителя, физического или юридического лица.

В той же статье дается определение муниципальной услуге[3]. муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[4] и уставами муниципальных образований.

Описание нормативной основы регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо начинать с основного закона Российской Федерации – Конституции Российской Федерации[5]. Именно в ней находится смысл и содержание нормативно правового регулирования публичных услуг. Конституция Российской Федерации является правовой основой предоставления государственных и муниципальных услуг. Хотелось бы отметить некоторые статьи Основного Закона, которые определяют основные идеи предоставления публичных услуг, а также нормы за счет которых, публичные услуги существуют как правовой институт. К данным нормам Конституции относиться статья 2[6], устанавливающая и утверждающая приоритет прав и свобод человека и гражданина, статья 24[7], гарантирующая каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, статья 33[8], которая устанавливает и закрепляет за гражданами право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, ч. 1 ст. 46[9], которая гарантирует каждому защиту его прав и свобод.

Основным нормативным правовым актом регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг является Федеральный закон от 27 июня 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[10]. Этот нормативно правовой акт затрагивает регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия в порядке делегирования.

Но не только Закон № 210-ФЗ регулирует отношения возникающие в следствии предоставления публичных услуг. Существуют иные федеральные законы и другие нормативно правовые акты Российской Федерации, законы и другие нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.

Среди других федеральных законов, в частности, можно отметить следующие:

· Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ[11], в котором в ст. 5.63 устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

· Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[12], в данном законе утверждаются основы формирования и содержания регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

· Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ[13], в котором утверждены бюджетные ассигнования на оказание государственных услуг;

· Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[14], который предписывает недопустимость внедрения актов ограничивающих конкуренцию и запрещает действия (бездействие), по ограничению конкуренции, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Также необходимо указать на ряд иных федеральных законов, которые содержат отдельные нормы, дополняющие и расширяющие правовую основу предоставления государственных услуг.

К иным нормативным правовым актам Российской Федерации в области предоставления государственных услуг следует отнести следующие:

· Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[15], в нем под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти напрямую или посредством подведомственных им федеральных государственных учреждений либо иных организаций безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами;

· Концепция административной реформы[16], утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации и закрепляющая предоставление государственных услуг в качестве правового института;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»[17], которое предписывает обязанность федеральных органов исполнительной власти разрабатывать административные регламенты предоставления государственных услуг;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»[18], которым закрепляется обязанность федеральными органами исполнительной власти разработки административных регламентов предоставления государственных услуг;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»[19], в нем закреплены правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, а также правила проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг.

Также следует отметить нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти – собственно административные регламенты предоставления государственных услуг.

На законодательном уровне существуют два легальных понятия административного регламента. Одно из них содержится в Законе № 210-ФЗ во 2 статье[20]: административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной услуги и стандарт предоставления государственной услуги. Второе – в Постановлении № 373[21]: административным регламентом предоставления государственных услуг является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда, осуществляемых по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[22].

В регламент предоставления государственной услуги включаются следующие разделы: общие положения; стандарт предоставления государственной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме; формы контроля за исполнением регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также их должностных лиц.

Требования к административным регламентам предоставления государственных услуг предписываются Законом № 210-ФЗ[23] и Постановлением № 373[24]. В качестве данных требований интересен стандарт предоставления государственных услуг. До сих пор в специальной литературе проводятся исследования, посвященные сущности и содержанию стандарта качества предоставления публичных услуг. Например, С. Ю. Наумов предлагает понятие административного стандарта как систему требований к государственной услуге в интересах ее получателя, установленной нормативным правовым актом[25]. Стандарт государственной услуги включает требования, обеспечивающие необходимый уровень доступности и качества оказываемой услуги в целом, а также на каждом этапе ее предоставления. Душакова Л. А. понимает стандарт государственной услуги как специфичное обязательство органов исполнительной власти по обеспечению возможности получения государственных услуг в определенных объемах и определенного качества с целью сокращения транзакционных издержек, которые несут граждане и организации при взаимодействии с органами власти и должностными лицами[26].

На региональном уровне субъектов Российской Федерации не менее активно занимаются нормотворческой деятельностью в сфере предоставления публичных услуг. В соответствии с темой дипломной работы необходимо рассмотреть законодательство Калининградской области в данной сфере.

Итак, Закон Калининградской области от 25 июня 2008 года №263 «О стандартах качества государственных услуг в Калининградской области»[27] утверждающий общий подход к пониманию стандарта качества услуг в области.

Постановление Правительства Калининградской области от 28. 10. 2011 г. № 838 «О мерах по реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Обязывающий утвердить порядок формирования и ведения реестра государственных услуг в Калининградской области, аналогичное обязательство относится к утверждению перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Калининградской области.

Постановление Правительства Калининградской области от 27 июня 2008 года № 430 «Об утверждении общих подходов к оценке качества государственных услуг и удовлетворенности потребителей государственных услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета населению Калининградской области»[28], данный закон регулирует общий подход к мониторингу качества и доступности публичных услуг.

Также в соответствии с особенностями муниципальных образований на территории Калининградской области, есть муниципальные акты об утверждении стандарта предоставления муниципальных услуг на территории соответствующего городского округа и об утверждении порядка проведения мониторинга качества и доступности предоставления муниципальных услуг. К примеру, администрация городского округа «Город Калининград» имеет на эти случаи: Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 24.04.2012 №667 «Об утверждении стандарта предоставления муниципальных услуг на территории городского округа «Город Калининград»[29] и Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 31.10.2011 №1809 «Об утверждении Порядка проведения мониторинга качества и доступности предоставления муниципальных услуг на территории городского округа «Город Калининград»[30].

Действующее законодательство устанавливает возможность организации предоставления публичных услуг, более того некоторые нормы и в целом концепция законодательства в данной сфере предусматривает тенденцию к переходу на электронные услуги.

Государственные услуги подлежат включению соответственно в реестры. Формирование и ведение федерального реестра государственных услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Формирование и ведение реестра государственных услуг субъекта РФ осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, о чем указывалось выше.

В целом, следует отметить, также достаточную динамичность законодательства в области предоставления государственных услуг, что выражается в динамике дополнений и изменений Закона № 210-ФЗ[31], актов Правительства Российской Федерации, а также самих административных регламентов предоставления государственных услуг.

Наши рекомендации