Типовые стадии (административные процедуры) предоставления государственных и муниципальных услуг

Каждый тип взаимодействий между органами власти и Заявителями, происходящих в электронной форме, должен быть четко определен как юридический факт (состав). Это необходимо для определения момента возникновения правовых отношений между государственным органом и Заявителем, состава правовых последствий и момента их наступления.

Форма, в которой осуществляется взаимодействие между Заявителями и органами власти, может варьироваться, но она должна обеспечивать определенность состава правоотношений и наступающих правовых последствий. В условиях совершения отдельных взаимодействий программными средствами автоматически это должно иметь прямое отражение в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок предоставления государственной услуги и субъектный состав лиц, вступающих в соответствующие отношения.

До сих пор формирование планов и изменение нормативной правовой базы преимущественно сосредоточено на подаче заявления в электронной форме и мониторинге прохождения заявления. Однако текущий порядок реализации государственных полномочий, связанных с получением/подтверждением юридически значимого для Заявителя статуса или права, содержит существенно более широкий набор типовых и значимых действий, обязанность совершения которых возложена либо на Заявителя, либо на ответственный за выдачу итогового результата орган исполнительной власти:

1. Прием документов от Заявителя.

2. Формально-логическая проверка документов, предоставленных Заявителем.

3. Направление Заявителю отказа в предоставлении услуги.

4. Направление предоставленных Заявителем документов/материалов на экспертизу или проверку.

5. Проведение экспертизы или проверки документов/материалов, предоставленных Заявителем, проведение выездной экспертизы или проверки.

6. Подготовка заключений по итогам экспертизы или проверки.

7. Направление запроса ответственным органом иным органам и лицам для получения необходимых сведений или подтверждения информации, предоставленной Заявителем.

8. Направление ответа на запрос, направленный ответственным органом.

9. Подготовка проекта решения ответственным органом.

10. Направление ответственным органом проекта решения на согласование иным органам.

11. Согласование проекта решения, подготовленного ответственным органом.

12. Направление согласования или отказа в согласовании проекта решения, подготовленного ответственным органом.

13. Принятие решения ответственным органом.

14. Внесение записи о принятом решении в информационные ресурсы.

15. Подготовка документа для выдачи Заявителю.

16. Внесение записи о полученном/подтвержденном статусе или праве в оригинальный документ, принадлежащий Заявителю.

Для каждого из перечисленных действий целевое состояние при переводе конкретных полномочий в электронный вид требует отдельного описания.

Подача заявления (обращения) в орган власти фиксирует факт обращения (волеизъявления лица), с момента которого обратившийся получает право получить результаты рассмотрения заявления в установленном порядке, а также требовать у органа власти информацию о ходе рассмотрения своего заявления. Целевым состоянием для процедуры волеизъявления (подачи заявления) является возможность осуществления ее в электронной форме. В заявлении на получение государственной услуги Заявитель должен сделать выбор, определяющий, можно ли использовать сведения о его новом статусе в процессах предоставления ему государственных услуг (реализации иных полномочий государства в отношении Заявителя). Заявитель также может определить срок, в течение которого данное разрешение актуально.

Получение документа государственным органом означает, что уполномоченное должностное лицо органа власти обязано произвести регистрацию входящего документа, проверить его соответствие предъявляемым требованиям, в том числе, с учетом компетенции государственного органа, обеспечить передачу заявления (обращения) лицу, ответственному за принятие решения по существу, а также то, что государственный орган обязан рассмотреть обращение в установленный срок.

Целевым состоянием для процедуры подтверждения нового юридического статуса Заявителя является самостоятельный сбор органом власти сведений о статусах Заявителя в электронных учетных системах иных органов власти и организаций. Существенным является не обмен документами между органами, а механизм подтверждения сведений из электронных учетных систем. Присвоение нового статуса Заявителю должно производиться по результатам регламентированной автоматизированной процедуры, инициированной органом власти (организацией), в которую обращается Заявитель. В соответствии с регламентом производится запрос в электронные учетные системы иных органов власти, содержащие сведения о текущих статусах Заявителя, важных для получения конкретной услуги. При подтверждении соответствия совокупности статусов Заявителя (продукции, объектов) установленным требованиям им присваивается новый статус. Для исключения злоупотреблений факт запроса и получения доступа к статусам Заявителей должен фиксироваться в соответствующих учетных системах, а любой гражданин или организация должны иметь возможность свободного доступа к данным относительно касающихся их запросов. Случаи анонимизированных запросов сведений относительно статусов граждан и организаций (например, от имени органа власти в целом) должны быть исключены.

Принятие решения государственным органом влечет за собой возникновение правовых последствий, обусловленных принятым решением (возникновение права осуществлять определенную деятельность, распоряжаться вещью и т. д.; лишение права; изменение правового статуса лица; прекращение и возникновение обязанности и т. п.). Государственный орган обязан проинформировать Заявителя о состоявшемся решении, направить (выдать) ему результат осуществления государственной функции (предоставления государственной услуги), а также фиксировать срок предоставления услуги. Это в свою очередь лишает Заявителя возможности требовать рассмотрения обращения по существу и иных прав, связанных с взаимодействием с государственным органом в процессе рассмотрения им заявления (обращения). Одновременно с этим у Заявителя возникает право обжаловать решение государственного органа.

Целевым состоянием этапа принятия решения является юридически значимая запись в электронной учетной системе. Бумажный документ должен быть вторичным по отношению к записи в электронной учетной системе при условии исключения имеющихся законодательных ограничений. По желанию Заявителя в течение неопределенного времени ему может быть выдан по его выбору электронный или бумажный документ, подтверждающий его статус.

Типовые стадии (административные процедуры) предоставления государственных и муниципальных услуг - student2.ru

Рис. 1. Типовые стадии предоставления услуг

Наши рекомендации