Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. решение задач политической социализации личности, способствует формированию и развитию политической культуры граждан.
решение задач политической социализации личности, способствует формированию и развитию политической культуры граждан.
Данный список функций не претендует на закрытость, он, безусловно, относителен. Тем не менее можно указать универсальную функцию идеологии — выработка языка социальной жизни, без которого немыслимы ее целостность, «разумность» в решении многих проблем, затрагивающих интересы граждан. Идеология выступает как система взаимодействующих символов и структура взаимовлияющих смыслов. Вне языка идеологии не произойдет артикуляции социальных интересов и признания всеобщих целей. То есть идеология — это метапроект, программная среда, обеспечивающая развитие. Идеология призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми как субъектами политики, объяснять, обосновывать, оправдывать или отвергать политические реалии в конкретных общественно-исторических условиях. Таким образом, идеология неразрывно связана с проблемами, касающимися авторитета власти, властных отношений, выполняя не только функцию легитимации власти, но и выступая в качестве основы и ресурса власти. Что касается последнего, то в этом отношении идеологии нет равных — «исчерпаем», «конечен» практически любой ресурс: материальный, экономический, военный, административный, но идеологический ресурс, как правило, неисчерпаем.
Несмотря на полифункциональность, история обнаружила несостоятельность претензий какой-то одной единственной идеологии на исключительность и научность, но это отнюдь не свидетельствует о несовместимости идеологии и науки. Идеология, как и наука, базируется на определенных теоретических основаниях, используя рациональные методы рассуждения и убеждения. Но в отличие от науки ее характеризует направленность не на познание истины, а на достижение определенных целей, соответствующих интересам определенных социальных групп.
Научная теория не терпит оценочных суждений, а идеология неизбежно строится на допущениях и оценках. Научная теория, чтобы соответствовать своему назначению, должна строиться исключительно на фактах, установленных и проверенных наукой. Идеология нередко базируется на субъективных предпосылках и условных толкованиях.
13.3. Политическая идеология: сущность, структура и функции 531
Таким образом, идеология не нацелена на получение «чистого знания», выявление «объективного состояния вещей» и потому, строго говоря, не имеет права претендовать на объективность и истинность. Наука в отличие от идеологии в постижении истины опирается на разнообразные исследовательские методы и методики, которые в отличие от здравого смысла идеологии позволяют многократно и с разных сторон проверять надежность полученных результатов. Идеология же субъективна по природе, по своей функциональной заданности. Она внедряется в массовое сознание в форме ценностей, идеалов, норм и программ поведения. Ее конечная цель — способствовать утверждению, укреплению или, наоборот, изменению некоторой системы экономических, политических и иных отношений.
Немаловажное значение имеет и то, что любой исследователь в той или иной форме и степени подвержен влиянию идеологических пристрастий, споров и дискуссий и, соответственно, не может быть полностью свободным от определенной тенденциозности и идейно-политической ангажированности в трактовке политических реалий. Здесь вопрос состоит в степени и масштабах такой тенденциозности.
Признавая принципиальные различия между идеологией и наукой, а также то, что они автономны, обладают различными функциями и не могут быть тождественными, тем не менее следует признать, что плодотворный диалог и взаимодействие между наукой и идеологией не просто возможны, но и необходимы. Наличие плюрализма идеологий, их состязательность — одно из условий того, что борющиеся идеологии будут «прибегать» за советами и рекомендациями к науке. В частности, Ф. Д. Рузвельт был первым президентом, сознательно привлекшим для разработки идеологии ведущих ученых нации, представителей общественных наук. Именно представители науки должны осуществлять экспертизу идеологических программ.
Таким образом, не корректно утверждать, что между идеологией и наукой проходит жесткая демаркационная линия и между ними не могут существовать точки соприкосновения.
В заключение следует отметить, что устойчивые формы идеологии, их прогрессивность или реакционность, свойство идеологии выражать реальные или иллюзорные ситуации и интересы в других, не идеологических сферах жиз-