Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. решение задач политической социализации личности, спо­собствует формированию и развитию политической куль­туры граждан.

решение задач политической социализации личности, спо­собствует формированию и развитию политической куль­туры граждан.

Данный список функций не претендует на закры­тость, он, безусловно, относителен. Тем не менее можно указать универсальную функцию идеологии — выработка языка социальной жизни, без которого немыслимы ее целостность, «разумность» в решении многих проблем, затрагивающих интересы граждан. Идеология выступает как система взаимодействующих символов и структура взаимовлияющих смыслов. Вне языка идеологии не про­изойдет артикуляции социальных интересов и призна­ния всеобщих целей. То есть идеология — это метапроект, программная среда, обеспечивающая развитие. Идеология призвана придавать значимость институциональным отно­шениям между людьми как субъектами политики, объяс­нять, обосновывать, оправдывать или отвергать полити­ческие реалии в конкретных общественно-исторических условиях. Таким образом, идеология неразрывно связана с проблемами, касающимися авторитета власти, властных отношений, выполняя не только функцию легитимации власти, но и выступая в качестве основы и ресурса власти. Что касается последнего, то в этом отношении идеологии нет равных — «исчерпаем», «конечен» практически любой ресурс: материальный, экономический, военный, админи­стративный, но идеологический ресурс, как правило, неис­черпаем.

Несмотря на полифункциональность, история обнару­жила несостоятельность претензий какой-то одной единст­венной идеологии на исключительность и научность, но это отнюдь не свидетельствует о несовместимости идеологии и науки. Идеология, как и наука, базируется на определен­ных теоретических основаниях, используя рациональные методы рассуждения и убеждения. Но в отличие от науки ее характеризует направленность не на познание истины, а на достижение определенных целей, соответствующих интересам определенных социальных групп.

Научная теория не терпит оценочных суждений, а идео­логия неизбежно строится на допущениях и оценках. Науч­ная теория, чтобы соответствовать своему назначению, должна строиться исключительно на фактах, установлен­ных и проверенных наукой. Идеология нередко базируется на субъективных предпосылках и условных толкованиях.

Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. решение задач политической социализации личности, спо­собствует формированию и развитию политической куль­туры граждан. - student2.ru Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. решение задач политической социализации личности, спо­собствует формированию и развитию политической куль­туры граждан. - student2.ru Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. решение задач политической социализации личности, спо­собствует формированию и развитию политической куль­туры граждан. - student2.ru 13.3. Политическая идеология: сущность, структура и функции 531

Таким образом, идеология не нацелена на получение «чистого знания», выявление «объективного состояния вещей» и потому, строго говоря, не имеет права претен­довать на объективность и истинность. Наука в отличие от идеологии в постижении истины опирается на разно­образные исследовательские методы и методики, которые в отличие от здравого смысла идеологии позволяют много­кратно и с разных сторон проверять надежность получен­ных результатов. Идеология же субъективна по природе, по своей функциональной заданности. Она внедряется в массовое сознание в форме ценностей, идеалов, норм и программ поведения. Ее конечная цель — способствовать утверждению, укреплению или, наоборот, изменению неко­торой системы экономических, политических и иных отно­шений.

Немаловажное значение имеет и то, что любой исследо­ватель в той или иной форме и степени подвержен влиянию идеологических пристрастий, споров и дискуссий и, соот­ветственно, не может быть полностью свободным от опре­деленной тенденциозности и идейно-политической ангажи­рованности в трактовке политических реалий. Здесь вопрос состоит в степени и масштабах такой тенденциозности.

Признавая принципиальные различия между идеоло­гией и наукой, а также то, что они автономны, обладают различными функциями и не могут быть тождественными, тем не менее следует признать, что плодотворный диалог и взаимодействие между наукой и идеологией не просто возможны, но и необходимы. Наличие плюрализма идеоло­гий, их состязательность — одно из условий того, что борю­щиеся идеологии будут «прибегать» за советами и рекомен­дациями к науке. В частности, Ф. Д. Рузвельт был первым президентом, сознательно привлекшим для разработки идеологии ведущих ученых нации, представителей общест­венных наук. Именно представители науки должны осуще­ствлять экспертизу идеологических программ.

Таким образом, не корректно утверждать, что между идеологией и наукой проходит жесткая демаркационная линия и между ними не могут существовать точки сопри­косновения.

В заключение следует отметить, что устойчивые формы идеологии, их прогрессивность или реакционность, свой­ство идеологии выражать реальные или иллюзорные ситуа­ции и интересы в других, не идеологических сферах жиз-

Наши рекомендации