Финансовый механизм предоставления государством
Социальной помощи в РФ
Финансовый механизм – это совокупность форм организации финансовых отношений, методов формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества.[3]
Новый механизм социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике только формируется и важно, чтобы его плодами пользовались все члены общества, а результаты отражались прежде всего на материальном и духовном развитии малоимущих граждан. Гарантом решения всех проблем, связанных с социальной защитой населения является развитие производственной сферы. Если наши предприятия будут работать прибыльно – будут товары, возрастут доходы населения и уровень жизни.
Финансирование программ социальной защиты осуществляется из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов, а практическая помощь организуется местными органами власти, благотворительными и общественными организациями. Финансы в социальной работе – это важнейшая составная часть всей финансовой системы государства; это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.
Основными функциями финансирования являются: стимулирующая, распределительная и контролирующая.
Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе следующих принципов:
– Принцип социального реагирования – предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, ростом стоимости жизни, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты;
– Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов – означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы в социальных целях;
– Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством;
– Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями;
– Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат;
– Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.[4]
Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:
– Государственный бюджет, в том числе: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации и муниципальные бюджеты.
– Государственные внебюджетные фонды, в том числе: ПФ РФ; ФСС РФ; ФОМС РФ; Фонд занятости.
– Негосударственные источники финансирования (общественные и частные благотворительные фонды и др.).
Определяющей формой финансового планирования являются федеральные и территориальные бюджеты. Без бюджетно-финансового планирования развитие рынка практически невозможно.
Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Федеральный фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное финансирование республиканских и федеральных целевых программ по социальной поддержке граждан, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями.
Средства федерального и территориальных фондов расходуются на:
– предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;
– плату коммунальных услуг;
– предоставление дотаций на предоставление лекарств, протезно-ортопедических изделий;
– обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
– развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
– создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.
За счет средств Федерального фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.
Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.
Фонд финансовой поддержки субъектов РФ формируется за счет 15% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины.
Финансирование системы социальной защиты населения осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в последнее время укреплена ее правовая база. Приняты законы: «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об основах социального обслуживания населения», и др. Эти нормативные документы используются при разработке прогнозов развития, подготовке проектов бюджетов и их реализации.
Правовой основой социальной работы стал закон «Об основах социального обслуживания населения» и в соответствии с этим законом социальные службы финансируются из:
– нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;
– средств федерального бюджета на выполнение уставных задач;
– поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
– финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
– доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;
– дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по соответствию доходов росту стоимости жизни;
– средств от приватизации государственной собственности, а также специальных источников: дохода от видеосалонов, игровых автоматов и т.д.[5]
Определив сущность механизма предоставления социальной защиты населения, можно сделать вывод, что федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования и без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно. Условия финансового кризиса обусловили необходимость корректировки проводимой социальной политики, имеющей ряд проблем, которые необходимо проанализировать и найти возможные пути решения.