Типы хозяйства и уровень политического развития
Индекс гос-ти | А | В | С | Итого |
1-4 | ||||
5-7 | ||||
Итого |
В этой таблице:
А – присваивающее хозяйство, В – раннее земледелие, С – развитое земледелие;
0 - 7 «индекс государственности» по Дж. Мердоку, где в целом: 0 – простые общины, 1 - 4 – общества с развитой внутренней структурой и вождество, 5 - 7 – государственные образования разной степени сложности.
Четко видно, что имеется положительная связь между усложнением систем хозяйства и ростом политической централизации.
Очевидно, что историческое развитие государств шло разными путями, но в то же самое время оно, как справедливо отмечает Джонатан Хаас, обладает «такими важными общими чертами, как зарождающаяся бюрократия, правящая элита, государственная религия, постоянная армия и централизованная экономика. Эти общие черты, выражающие суть государственной организации, возникают в культурах, дающих ответ на действие таких сходных сил, как демографическое давление, сокращение ресурсов и усложнение общества»[136].
Тот или иной уровень политической эволюции определяет границу, отделяющую государственные образования одного типа от государственных образований другого типа. Важным моментом является выявление признаков определения, через которые проходит граница.
Так, А.В. Коротаев определяет уровень политической эволюции или уровень государственности по двум параметрам: количеству надобщинных ступеней иерархии и их развитию, а также по специализированности аппарата принуждения[137].
Карнейро называет государством социальную структуру с правительством, которое способно принуждать людей к труду и войне. Здесь мы наблюдаем два операциональных параметра: наличие/отсутствие правительства и способность/неспособность правительства принуждать людей к труду и войне. При таком определении именно «наличие/отсутствие правительства» будет тем параметром или признаком, изменение которого составит класс или тип объясняемых явлений (уровня политической эволюции).
Другой исследователь Т.Скочпол базовые трансформации государства определял через осуществление классовых восстаний снизу, выделяя тем самым три основных параметра: скорость трансформации, ее базовый или небазовый характер и наличие/отсутствие классовых восстаний снизу. Скочпол использовал в качестве объясняемых переменных два из трех параметров – второй и третий. Другими словами, трансформация государственных структур и наличие восстаний снизу являются объясняемыми переменными для переинтерпретации исторического типа государства.
Приведем еще один пример определения государства, принадлежащего Альфу Россу. Он считает, что о действиях государства осмысленно можно говорить в двух случаях: «когда действие представляет собой реализацию государственной власти или официальной силы принуждения» и «когда действие является исполнением некой работы, оплачиваемой из «государственной казны»»[138]. Росс обусловливает действия государства (действия человека, как если бы они исходили от государства) четырьмя моментами: этот человек облечен властью в качестве занимающего определенную государственную должность; его полномочия включают в себя власть приказывать другим; эти полномочия осуществляются не в его личных интересах, а в интересах законных учреждений для общего блага; когда данные полномочия переплетены с другими, в сумме составляя систему власти (правительство). Здесь, как и в случае Карнейро, важнейшим параметром (объясняемой переменной) является наличие государственной власти (аппарата принуждения), которая создана на законных основаниях для общественного блага (второй параметр).
Исследователи по-разному определяют фазы государственного развития общества (политогенеза) и соответствующим образом интерпретируют эволюционные формы (исторические типы) государства. Мы выделяем три таких исторических типа:
- традиционное государство;
- феодальное государство;
- современное государство.
Вождество представляет собой такой тип социально-политической организации, который создает предпосылки для перехода от общинной автономии к собственно государству. Поэтому вождество мы также будем исследовать как самостоятельный исторический тип. В марксистско-ленинской историографии не «вождество», а «военная демократия» рассматривалась как форма организации общества периода разложения родоплеменного строя и перехода к государству.
В этом же ключе на основе общности экономической базы, единой классовой сущности и однородных принципов организации и деятельности выделялись государства классических типов (рабовладельческие, феодальные, капиталистические). Внутри названных исторических типов государственности выделялись так называемые подтипы. В рабовладельческом – патриархально-рабовладельческий (государственность стран Древнего Востока) и античный (государственность Древней Греции и Рима). В феодальном – раннефеодальный, сословный, абсолютистский. В буржуазном – промышленный и империалистический.
Все это означает, что проблема типологизации государства неоднозначна и не поддается однолинейному истолкованию. Исторические типы государств и характеристики их политического уровня могут быть выражены следующими примерами.
Традиционное государство в ее типологической интерпретации характеризуется наличием мелких деспотий, королевств, царств, княжеств ... По И.М. Дьяконову к этому типу относятся Государство Инь в Китае и все, что предшествовало империи Цинь вплоть до III в. до н.э.; в Японии - вся раннегосударственная эпоха вплоть до периода Нара (III-VI вв. н.э.); в Европе - Крито-Микенская цивилизация II тысячелетия до н.э. (а в I тысячелетии до н.э.- этрусская); ранние государства Севера и Востока – англосаксонские до IX в. н.э.; скандинавские и славянские до XII в.; в Африке к типу ранних древних обществ возможно отнести государства Малинке, Сонгай VII-XVвв. н.э., государство народа хауса с X- XI вв. н.э. и государства Конго, Буньоро и Буганда (с XVIII в.) и т.д.[139]
В данном типе государства существует централизованный институт с чиновническими должностями, который уже не сводится к родству и военной элите и который способен принуждать людей к труду и войне. Имеются также властные структуры, обладающие монополией на легитимное насилие на территории. Данный тип может иметь и протогосударственные формы, но тем не менее он способен выполнять основные функции государства (организация военной силы, поддержание своей легитимности). Общества ранней государственности могут иметь паритетные отношения друг с другом.
Феодальное государство как определенный исторический тип государства включает в себя различные территориальные империи, княжества и королевства феодальной структуры, протокапиталистические города-государства. Примерами государственных образований этого типа могут послужить китайские империи начиная с Хань от I в. н.э.; империи в Японии XII-XVI вв.; государство Маурья (IV-II в до н.э.); Византийская и Римская империи; Ахеменидская империя персов; Империя Карла Великого; Монгольская кочевая империя; Османская империя; Московское государство XIV-XVI вв.; колониальные империи Португалии и Испании и др.
В феодальном государстве упорядочивалось управление большими территориями. Центральная бюрократия осуществляла разнообразную функциональную деятельность, сосредотачивала в своих руках военные, даннические, таможенные, судебные, отчасти церковные дела. Вместе с тем наблюдалась дисперсия или дуализм политической власти: власть в центре и власть отдельных феодалов на местах, в их вотчинах и сеньориях. На локальном уровне власть принадлежала правителям, носившим разные имена (царь-басилевс, князь, хан, боярин, барон, мандарин, бай и т.д.), но выполнявшим в сущности, одни и те же публично-правовые функции.
Сформировался кодекс общих законов, но местные законы провинций и городов продолжали играть важную роль.
Понятие феодального государства ассоциируется в первую очередь с господствовавшими формами социальной и политической организации европейского средневековья, имеющей специфические отношения зависимости (сеньор/вассал) на основе существования феода – опоры этого отношения.
Современное государство типологически берет свое начало в Нидерландах с конца XVI в., в Англии с конца XVII в., во Франции, Пруссии в разном измерении с середины XVIII – начала XIXвв., в большинстве стран Западной Европы - где с начала, где с середины XIXв., в России в разных аспектах с начала XVIII – начала XX вв., в Турции, Японии – с конца XIX в., в Китае, Индии, Бразилии, большинстве стран остального мира – с середины XX в. США, Австралия, Канада и др. являются современными государствами с XVIII столетия. Сегодня к этому типу относится подавляющее число государств. Такое государство еще называют национальным государством.
Благодаря территориальному принципу организации политической власти, централизации и институционализации политического авторитета и монополии на легитимное применение силы внутри общества национальное государство было способно сохранять население и контролировать правопорядок, наращивать военный потенциал и завоевывать новые территории, поддерживать гражданскую лояльность и использовать преимущества рыночной экономики.
Существуют четыре инновационных этапа в правовой институционализации современного политического господства: гражданское государство, правовое государство, демократическое правовое государство и социальное правовое государство.
Итак, за время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки различных теорий и доктрин, предпринято столько же попыток типологизации эволюционных форм государства. Высказаны сотни, если не тысячи противоречивых предположений. Вместе с тем споры о природе государства, его сущности и условиях возникновения продолжаются по сей день. Теоретические трудности связаны со сложностью и неоднозначностью конкретно-исторических процессов формирования и развития государства.