Сущность политической культуры. Уровни политической культуры. Тема 12. Политическая культура и политическое участие

Тема 12. Политическая культура и политическое участие

1. Сущность политической культуры. Уровни политической культуры.

2. Типы политических культур.

3. Политическое участие: понятие и типы

Сущность политической культуры. Уровни политической культуры

Понятие политической культуры становится сегодня одним из са­мых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политиче­ского поведения отдельных наций, народов, общества в целом.

В политической науке нет единой концепции политической куль­туры. Об этом свидетельствуют десятки определений этого явления. Тер­мин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американ­ским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнитель­ные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Граждан­ская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои пред­ставления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение поли­тической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индиви­дуальных позиций и ориентаций участников данной политической систе­мы. Это субъективная сфера, образующая основание политических дейст­вий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:

а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;

б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов;

в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.

В данном определении выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как совокупность ориен­таций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о по­литической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относи­тельно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).

Данная концепция политической культуры призвана объяснить тот факт, что сходные по форме политические системы и их институты в раз­ных странах функционируют по-разному. Кроме того, указанный подход задает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах.

Итак, политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодейст­вия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей по­ведения.

Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:

Культура политического сознания Культура политического поведения Культура функционирования политических институтов
Политические представления и убеждения Культура политического участия Культура электорального процесса
Политические ценности, традиции, обычаи и нормы Культура политической деятельности Культура принятия и реализации политиче­ских решений
Политические установки   Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов

Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое по­ведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического созна­ния, культуру политического поведения, а также культуру функциониро­вания политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.

Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:

1. фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

2. является продуктом естественно-исторического развития общества;

3. имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;

4. характеризует политическое сознание и политическое поведе­ние основной массы населения.

Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:

  • идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе;
  • ориентации, объясняясмысл политических явлений;
  • адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения;
  • интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;
  • коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и инсти­тутов на основе стереотипов, мифов и символов.

Символическая часть политической культуры представлена государственной символикой (герб, гимн, флаг); национальными праздниками и государственными церемониями (инагурация президента, клятва на Библии, Конституции, перед флагом, церемония принятия гражданства); архитектурными комплексами (Белый дом в Вашингтоне, московский Кремль). Символами могут стать и исторические личности (В. Ленин, Дж. Вашингтон). Функцию объединения населения страны вокруг идей и ценностей, событий призваны выполнить политические мифы, которые представляют собой символическое, опирающееся на верования, выражение основных ценностей общества. Исследователи указывают на то, что ядром политической культуры США является "гражданская религия". Речь идет об особой национально-государственной мифологии, где гражданские ценности (например, свобода) несут в себе элемент религиозной интерпретации. Американским символом веры стали представления об Америке как стране, живущей под властью Бога, о воплощении здесь идеалов Свободы и Демократии, принципа равных возможностей для всех членов общества, о дарованных Богом неотчуждаемых правах - на жизнь, на свободу и на стремление к счастью.

2. Типы политических культур

Политологи выделяют несколько базовых моделей политической культуры.

1. По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют интегрированную и фрагментарную политическую культуру.

Интегрированная политическая культура Фрагментарная политическая культура
  • Тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны с низким уровнем конфликтного и политического насилия;
  • преобладание гражданских процедур в разрешении конфликтов;
  • лояльность по отношению к существующему политическому режиму
  • Отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества;
  • расхождение в вопросах понимания власти;
  • социальная разобщенность;
  • отсутствие доверия между отдельными группами;
  • отсутствие лояльности к государственным структурам;
  • высокая степень конфликтности;
  • применение насилия;
  • нестабильность правительств

Особое влияние на формирование интегрированного типа политической культуры оказывают экономические факторы. Политическая стабильность поддерживается: высоким уровнем материального благосостояния; развитой системой социальной защиты; многочисленным средним классом, который и выступает социальной основой политической стабильности. Примером этого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо; благосостояние и стабильность в политическом процессе; широкое участие граждан в политической жизни; представительность органов власти; традиции; представление о своей стране как мировой державе, социальном государстве; высокий уровень экономического развития, высокий доход на душу населения; почти полная грамотность.

Примером «фрагментарной» политической культуры является Италия. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время и различия региональных политических субкультур северных и южных областей.

2. По базовым ценностям, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе, выделяют следующие типы:

Ø культура высокой гражданственности – базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;

Ø элитарная политическая культура – для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;

Ø архаическая политическая культура – главная ценность носителей данного типа культуры – интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.

3. По характеру поведения людей в той или иной политической системе выделяют американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделили три базовых типа политической культуры:

Ø патриархальная или приходская культура характеризуется полным отсутствием у населения интереса к политике, слепым подчинением власти, слиянием политических ориентаций с религиозными и социальными;

Ø подданническая культура предполагает слабое индивидуальное участие в политической жизни, признание особого авторитета власти, почтительное или отрицательное отношение к ней;

Ø активистская культура (культура участия) отличается от всех других типов активным участием граждан в политике вне зависимости от позитивного или негативного отношения к политической системе.

В истории преобладают смешанные политические культуры, представляющие собой разные варианты сочетания базовых типов: патриархально-подданическая, подданническо-активистская и патриархально-активистская. Алмонд и Верба утверждают, что демократической системе присуща гражданская культура, в которой отдельные патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность индивида, тем самым обеспечивая стабильность демократии (в качестве примера политологи приводят США и Великобританию). В гражданской культуре будет сочетаться политическая активность и абсентеизм (в западных демократических системах наблюдается снижение электоральной активности избирателей), законопослушность и протест против определенных действий правительства, лояльность к власти и ее критика.

4. Одним из критериев типологизации политических культур является ориентация общества не те или иные регулятивные механизмы. История знает два основных регулятивных механизма: рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры:

Ø рыночная политическая культура рассматривает политический процесс через призму отношений купли-продажи, достижение выгоды как высшей цели политической деятельности; политика – разновидность бизнеса; политик – товар или бизнесмен. Она ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшая цель – частные (или групповые) интересы. Государство есть средство реализации целей;

Ø бюрократическая политическая культура (этатическая) связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования политического процесса, ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы; интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

5. Существуют и другие классификации политической культуры, в частности социально-классовая. В ее основе лежит связь политической культуры с характером власти в обществе, политической системы. В соответствии с этим выделяют три типа.

Демократическая политическая культура Авторитарная политическая культура Тоталитарная политическая культура
· Ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы;
  • свободное участие в политике;
  • идеологический, политический, экономический плюрализм;
  • приоритет прав человека и гражданина;
  • Ориентация на определяющую роль государства и одной партии в обществе;
  • государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп;
  • к основным ценностям относятся единая идеология, порядок и единство, поддержка государственной политики
  • отсутствие активной поддержки власти, последняя теряет сакральность.
  • в основе авторитарной культуры лежат либо патриархальные, либо подданнические ориентации населения
  • Направляемые и контролируемые государством формы участия людей в политике;
  • жестко идеологизированные стереотипы поведения;
  • лояльная ориентированность на официальные институты и символы;
  • политический язык формализован и идеологически жестко определен
· дихотомичное восприятие мира, которое проявляется в противопоставлении "своих" и "чужих". В качестве "чужих" выступают другие классы, нации, расы и идеологические противники. "Чужие" воспринимаются как враги; · отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни; · отрицание компромисса и ставка на силовое разрешение конфликтов; · сакрализация (обожествление) вождей, создание их культов. В массовом сознании вожди теряют свойства живых людей и приобретают символические черты, становятся носителями харизмы; · доминирование в общественном сознании мифов, например, о коммунистическом или расовом рае; · фанатичное служение идеям, ощущение единства с властью.

6. Особые типы представляют политические культуры, в которых построение теоретических моделей связано с человеком, проживающим в соответствующей культурно-цивилизационной среде. В этой связи можно представить сравнительный анализ основных характеристик западной и восточной культур.

Западная политическая культура Восточная политическая культура
  1. Преимущественно «партисипаторная» модель политического участия
  2. Основные элементы политики – индивиды, различные политические объединения
  3. Устойчивые традиции политической демократии
  4. Индивид во многом «пресыщен» политикой
  5. Западная религия формирует открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, усваивающий новые элементы культуры и политики
  6. Диалектика модернизма и традиций в политической культуре западного общества
  7. Важная роль национальных меньшинств, большинство государств являются моноэтническими или с одной доминирующей нацией
  8. Консенсус между государством и гражданским обществом; наличие в обществе многочисленного среднего класса, высокий материальный уровень
  1. Преимущественно «подданническо-партисипаторная» политическая культура
  2. Существенный элемент политики – общность (клановая, этническая, семейная)
  3. Устойчивые традиции авторитарного правления
  4. Индивид недостаточно приобщен к политике
  5. Восточные религии формируют отношение к политике, нацеленное на воссоздание традиционных отношений; возрастает роль ислама в политике и культуре
  6. Основополагающая роль тысячелетних традиций в развитии политической культуры
  7. Приоритетная роль этнического фактора и сознания; большинство государств являются полиэтническими
  8. Приоритет государства над формирующимся гражданским обществом; значительный имущественный разрыв между элитами и массами

Таким образом, политическая культура западноевропейского типа предполагает: обязательное участие граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности; религиозные ценности христианства. Восточный тип политической культуры обусловлен: особенностями жизнедеятельности общинных структур азиатского способа производства; влиянием мусульманской, буддистской, конфуцианской конфессий.

Необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре.

3. Политическое участие: понятие и типы

У. Милбрайт подразделяет политическое участие на конвенцио­нальное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное(незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, рели­гиозным или другим соображениям). Виды деятельности, относящиеся к конвенциональным и неконвенциональным формам, различаются по сте­пени активности. Сочетание этих двух характеристик политического уча­стия позволило выделить 6 групп политического участия (см. табл).

Типология политического участия (по У. Милбрайту)

Уровень вовлеченности в политический процесс Конвенциональные формы Неконвенциональные формы
Низкий уровень активности — абсентеизм; — чтение о политике в газетах, просмотр сюжетов по телевидению — подписание петиций
Средний уровень активности — обсуждение политических проблем с друзьями и знакомыми; — голосование — участие в неразрешенных демонстрациях, митингах; — бойкот
Высокий уровень активности — участие в работе партий и в избирательных кампаниях; — участие в митингах и собраниях; — обращение во властные структуры или к их представителям; — активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, руководство общественно-политическим движением или партией) — участие в акциях протеста и неповиновения; — неуплата налогов; — участие в захватах зданий, предприятий; — блокирование дорожного движения

Особым видом политического участия является протестное поведе­ние.

Политический протест– это проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценно­стям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме.

К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирование, массовые и групповые насильствен­ные акции. Наиболее распространенной теоретической моделью, объяс­няющей причины протестного поведения, является концепция депривации. Депривация – это состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект. В том случае, когда сравнение социальной действительности с социально значимыми ценностями порождает чувство глубокой неудов­летворенности, возникает ощущение, что при некоторых социальных и политических изменениях желанные цели могут быть достигнуты в отно­сительно короткий срок. В том случае, если описываемое расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый харак­тер, возникает мотивация участия в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост цен и налогов, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрица­тельные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым «нормативным» состоянием.

Для того чтобы протест состоялся, необходим определенный уро­вень социального недовольства, признание силы и массовых действий в качестве приемлемого средства социальных перемен. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги, недоверие к политическому режиму, упадок веры в традицион­ные способы выражения требований.

Достаточно часто политический протест проявляется в форме ми­тингов, демонстраций, шествий, забастовок. При низкой степени инсти-туционализации и организованности подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Именно поэтому проведение массовых политических мероприятий регу­лируется специальными законами, которые предусматривают ряд необхо­димых мер, предшествующих проведению подобных акций (уведомление властей о проводимом мероприятии или получение организаторами пред­варительного разрешения властей на проведение митингов, демонстра­ций, шествий). И все-таки опасность перерастания конвенциональных форм протеста в неконвенциональные сохраняется всегда.

Крайней формой неконвенционального типа политического пове­дения и участия является терроризм. Под терроризмом понимается оппо­зиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных лич­ностей, целью которой является систематическое или единичное приме­нение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населе­ния. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступ­лений, является целевая установка – повлиять на ход политических собы­тий и принятие решений, вызвать широкий общественный резонанс.

Существуют различные виды политического терроризма:

1) по идеологическим ориентациям выделяют правый (неофашист­ский) и левый (революционный, анархистский) терроризм;

2) по исторической направленности терроризм может подразделяться на «анархо-идеологический», стремящийся изменить традицион­ную политическую систему, прервать историческую преемственность, и «национал-сепаратистский», стремящийся, наоборот, восстановить былое величие нации, ее единство, независимость, отвоевать утраченные терри­тории, отомстить за нанесенные обиды;

3) в отдельный вид выделяется религиозный терроризм как война против «неверных». Среди организаций такого типа наиболее воинствен­ными являются некоторые группы исламско-фундаменталистского толка.

К методам террористической деятельности относятся убийства по­литических деятелей, похищения, угрозы, шантаж, взрывы в обществен­ных местах, захват зданий и организаций, захват заложников и т.п. Для членов террористических организаций характерно стремление оправдать свои действия высшими целями, невозможностью иначе повлиять на си­туацию. Однако мотивы включенности в террористические организации чаще всего бывают абсолютно иные.

Было бы неправомерно объяснять политический терроризм исклю­чительно психопатологическими чертами его агентов. Обследования за­держанных террористов показывают, что лиц с психопатологическими отклонениями среди них немного. Для террористов характерны такие чер­ты личности, как завышенные притязания, неадаптированность к реально­сти, неудачи в освоении социальных ролей, обвинение других в собствен­ных неудачах, эмоциональная неразвитость, повышенная степень агрессивности, фанатизм. Участие в террористиче­ских организациях – это своего рода способ компенсации заниженной са­мооценки (за счет чувства господства над другими), способ преодоления чувства одиночества, формирования ощущения сопричастности, единства.

Основу террористических организаций составляют лица от 20 до 30 лет. Высок удельный вес студенчества (среди которых, в свою очередь, преобладают студенты гуманитарных специальностей). Лица старше 30 лет либо возглавляют эти организации, либо являются «экспертами» или «спонсорами».

Какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним из тяжелейших преступлений. Поэтому проблемы борьбы с терроризмом признаются международным сообществом одними из наиболее приоритетных.

Говоря о политическом участии, необходимо остановиться еще на одном феномене.

Абсентеизм – это уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, в акциях протеста, деятельности партий), утрата интереса к политике, т.е. политическая апатия.

Обычно рост доли абсентеистов в обществе интерпретируется как проявление серьезного кризиса легитимности политической системы, глубокого кри­зиса ее норм и ценностей. Иногда абсентеизм рассматривается как прояв­ление политического протеста. В то же время этот тип поведения может являться, напротив, показателем уважения и доверия людей к своим представителям во власти. Многие политологи полагают, что признаком нормально функ­ционирующей системы политических отношений является не всеобщая политизация населения, а нормальная деятельность граждан и политиков в своих сферах, причем индивид, успешно занимающийся своим делом и полноценно обеспечивающий свою жизнь, как правило, не вмешивается в политику. Подобного типа люди ограничивают свою политическую дея­тельность участием в выборах, референдумах. Более активное участие и включение в политическую деятельность происходит в том случае, если их существование и деятельность испытывает ограничения и давление со стороны существующей власти (несовершенство законодательства, завы­шенные налоговые ставки, расовая дискриминация и т.п.).

В политической науке выделяются несколько причин, обусловли­вающих абсентеизм определенной части населения:

1) высокая степень удовлетворенности личных интересов; с точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает необходимость обратиться к политике как средству отстаива­ния и защиты своих интересов;

2) на политическую апатию может влиять недоверие к политическим институтам, ощущение невозможности хоть как-то повлиять на про­цесс выработки и принятия решений («от меня ничего не зависит», «все уже решено»);

3) абсентеизм может быть обусловлен отсутствием представлений о связи политики и частной жизни.

Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, предста­вителей отдельных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

В современной России доля политически апатичных людей в со­ставе населения довольно большая. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом. Многие потеряли веру в собственные возможности, не верят, что могут повлиять на политические процессы, считают, что политические решения прини­маются независимо от их участия в голосовании и других политических акциях. Люди не ощущают личной выгоды от участия в политике, считая, что она обслуживает интересы элиты. На абсентеизм определенной части российского населения значительное влияние оказало крушение мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран.

Оценка роли абсентеизма в политической науке неоднозначна. Од­ни исследователи настаивают на необходимости вовлечения как можно большей части людей в различные формы политического участия. Другие считают, что ограниченное участие и неучастие может рассматриваться как стабилизирующий фактор, поскольку активизация аполитичных слоев населения, включение их в политический процесс может привести к дес­табилизации политической системы.

Наши рекомендации