Первые государства на территории России
Древнерусское государство, Русь, образовалось согласно «Повести временных лет» и многим другим источникам во второй половине IX века. Но первые государства на территории нынешней России появились раньше, непозже середины VI в.Это было время великого переселения народов,в ходе которого многие этносы покинули свои родные края и, пройдя огромные расстояния, поселились в других регионах. Особое место в великом переселении народов занимает IV век, когда гунны – народ, пришедший из отдаленных регионов Азии в Европу, разгромил государство готов на Днепре. Готы, один из германских народов, в свою очередь двинулись на запад и вторглись в пределы Римской империи, положив начало тому крушению Рима, которое побудило Августина Аврелия написать книгу «О граде Божием».
Начиная с IV века множество народов пришло в движение. Некоторые из них меняли свое местопребывание не один раз. Другие исчезли, растворились в этом историческом процессе: были покорены, или ассимилировались в других народах. Третьи, напротив, объединились в народы и народности и создали свои государства. Принято считать, что последним крупным событием эпохи великого переселения народов было переселение венгерских племен с территории Южного Урала на территорию вокруг Дуная, где в X веке возникло государство Венгрия.
Примерно с VI века территорию от Чудского озера на севере и до нижнего течения Днепра на юге заселяли славянские племена. Земли от верхней и средней Волги до Урала занимали финно-угорские народы. На территории современной Сибири жили племена, говорящие на тунгуских и других северных языках. На территории от Алтая на востоке и до нижнего течения Днепра на западе – народы, говорившие на тюркских языках. Один из этих народов – древние тюрки (тюркюты) – и создал в VI веке первое государство на территории современной России – Великий Тюркский каганат.
В VI веке особую роль в мировой истории играли два государства – Византия на Западе и Китай на Востоке. За ними стояла и долгая государственная традиция, и уважение со стороны самых различных народов. Правда, Китай переживал в это время не лучшие времена, наполненные и внутренними усобицами, и давлением северных кочевых племен. Между Византией и Китаем и возникло около 550 года тюркское государство, политический центр находился на Алтае, восточная граница которого простиралась до Великой Китайской стены, а западная – до низовьев Дона и побережья Азовского моря.
Древних тюрков, создавших свое государство. Тюркский каганат, не следует отождествлять с современными тюрками, как иногда называют представителей народов, говорящих на тюркских языках. Но само название этих языков, и соответственно, народов восходит к древним тюркам. Почему именно им удалось создать такое огромное государство? По мнению Л. Н. Гумилева, специалиста по истории древних тюрков, одной из причин возникновения тюркского государства было появление среди них большого коллектива активных, страстных людей – пассионариев (от латинского слова «пассио» – страсть). По Гумилеву, в основе каждого значительного исторического события лежит пассионарный толчок, действия пассионариев, побуждающие целый народ, этнос к активным действиям – изменению условий и места проживания, созданию государств. Активный народ может сплотить вокруг себя другие народы или же просто подчинить их. Теория пассионарности Гумилева достаточно убедительна, плохо лишь то, что пассионарность не может быть определена сколько-нибудь научны методом. Наличие пассионарности во многих представителях какого-то народа в определенное время можно только предполагать, но документально это установить невозможно. Остается довериться интуиции исследователя.
На основе археологических изхысканий установлено, что к VI веку древние тюрки достигли значительного мастерства в производстве железа и различных изделий из него, и прежде всего качественное и усовершенствованное оружие. Свидетельство этому – сохранившиеся на Алтае следы металлургического производства тюрок. Поскольку преобладающим хозяйственным укладом тюрок было кочевое скотоводство, это позволило тюркам, имевшим хорошее оружие, создать эффективную боевую конницу и стать значительной военной силой. Настолько значительной, что в государство тюрок вошли многие народы и с этим государством вынуждены были считаться Китай и Византия.
Верховный правитель тюркского государства назывался каган. Первым правителем Великого тюркского каганата был Булым-каган. Но каганат скоро распался на Западный и Восточный, прекратившие свое существование в начале VIII века, так как не выдержали борьбы с Китаем. Государство, которое поддерживает, объединяет только военная сила, редко бывает долговечным. Длительное время существуют государства, народы которого объединяет общая культура. В прошлом наиболее сильным интегрирующим фактором была общая религия. Но одни этносы редко перенимают религию других. Народные, родоплеменные верования тесно связаны с обычаями, даже с особенностями климата, природными условиями отдельных регионов. Принципиально иное явление – мировые религии. Это религии, которые исходят из представлений о едином человечестве, о равенстве людей перед Богом, независимо от их этнической принадлежности. Главное в этих религиях – нравственная основа, требования нравственного поведения человека. В историческом прошлом человечества возникли четыре мировые религии: зороастризм, буддизм, христианство, ислам (в порядке их возникновения).
Древние тюрки не исповедовали ни одну из этих религий, они придерживались своих родоплеменных религиозных представлений, которые не могли стать интегрирующим культурным фактором в государстве. Но Тюркский каганат не исчез бесследно. Следы его влияния можно обнаружить даже в истории Русского государства. Князья Владимир и Ярослав Мудрый иногда именовали себя каганами. Даже митрополит Иларион в своем «Слове о законе и благодати», обращаясь к Ярославу Мудрому, использует титул каган[22]. Почему Иларион и киевские князья так поступали? Этим титулом подчеркивалось, что князья русские – правители не рядового, а крупного, даже великого государства. На Руси титул каган стали использовать, имея ввиду не тюркский каганат, а другое государство – Хазарский каганат, возникший в середине VII века на территории Приазовья и Прикаспия. С этим государством как со значительной силой считались и Византия, и Арабский халифат. Название же государства и титул его правителя были взяты по аналогии с Тюркским каганатом.
История Хазарского государства, особенно в последние десятилетия его существования, оказалась тесным образом связанной с историей Русского государства – и не только наименованием верховного правителя. История Хазарии чрезвычайно интересна. В некоторых отношениях это было уникальное в мировой истории образование. Это государство было создано хазарами –одним из тюркских народов, объединившим различные этносы, жившие в районе Азовского и Каспийского морей. Хазары первоначально были кочевниками, но постепенно сменили свой хозяйственный уклад и стали заниматься земледелием и рыболовством, чему способствовали благоприятные природные условия. Территория, занимаемая хазарами, имела значительную ценность не только в силу своего плодородия, но из-за того, что это была область, через которую проходили торговые пути мирового значения.
Через Хазарию шла важная часть Великого Шелкового пути, всемирной торговой магистрали, связывающей со II века до н. э. народы и государства от Китая до Рима. Со временем у этой магистрали появлялись новые направления, например, в Индию. Одним из таких направлений был торговый путь на Север, к Балтийскому морю – тот путь, который в «Повести временных лет» был назван путем «Из варяг в греки».
Международная торговля приносила Хазарии большую выгоду, поскольку гарантировала большие доходы в виде пошлин за провозимые товары. Хазария со временем превратилась в сильное государство, которое могло даже противостоять военной экспансии Арабского халифата. Во второй половине VII века и в начале VIII века арабы смогли завоевать огромные территории и в Азии, и в Африке, и в Европе, где дошли до южной Франции, захватив перед этим Испанию. Продвижение арабских войск в Европе было остановлено правителем франков Карлом Мартеллом в 732 году. Незадолго до этого хазары смогли остановить продвижение арабов в Закавказье, нанеся им военное поражение. Но затем военная удача изменила хазарам, они даже были вынуждены перенести свою столицу с Кавказа на Нижнюю Волгу, в город Итиль (около современной Астрахани).
Хазарский каганат со столицей в Итиле просуществовал до конца X века, то есть более 300 лет. Относительная устойчивость Хазарии во многом определялась необычным и, наверное, единственным в мировой истории решением религиозного вопроса, точнее, выбором веры. В VIII веке правители государства приняли исламскую веру, вероятно, под давлением арабов. Но уже в конце VIII века правители Хазарского каганата отказываются от ислама, и вновь начинаются войны с арабами, в которых Хазарию поддерживала Византия. Правители Хазарии решил выбрать наилучшую религию. Выбор осуществлялся между христианством, исламом и иудаизмом – религией еврейского народа. И был выбран иудаизм – уникальный случай в истории. По преданию, каган поинтересовался у христианского священника, какая религия лучше: ислам или иудаизм? Ответ был: иудаизм. Затем у мусульманского священника спросил, что лучше: иудаизм или христианство, И вновь последовал тот же ответ, после чего предпочтение в пользу иудаизма выглядело логичным. Легенда ли это предание, или пересказ реального события, установить очень трудно, но сама ситуация вполне объяснима.
Мусульманские богословы иногда используют понятие «авраамические религии», имея ввиду иудаизм, христианство, ислам. Все они произошли из одного источника, и пророк Авраам одинаково почитаем во всех этих религиях. Неслучайно, великий русский философ Соловьев утверждал, что моральные системы иудаизма и христианства имеют общее основание. Неслучайно об общей моральной основе всех трех религий говорил Лев Толстой. Для мусульман почитаемой в качестве Божественной книги считается Тора –пятикнижие Моисея, первые пять книг священной книги евреев «Танаха» и христианской Библии.
Иудаизм в Хазарии исповедовала в основном хазарская знать – каган и его окружение. В каганате же в целом было много мусульман и христиан, а в столице – много мечетей, синагог, христианских храмов. Представители различных религий мирно сосуществовали друг с другом. Даже судопроизводство творили судьи, среди которых было равное представительство от трех религиозных общин. И это был необычный случай мирного сосуществования религий для эпохи средневековья. Характерно, что Хазарский каганат пал после военных нападений печенегов – кочевников-язычников – и после похода в 965 году против Хазарии киевского князя Святослава, тоже язычника, не захотевшего принимать христианство, как это сделала его мать княгиня Ольга. После падения Хазарского каганата правители Руси и стали именовать себя каганами.[23]
Косвенным образом Хазарское государство оказало значительное влияние на духовную культуру Древней Руси, в которой ведущая роль принадлежала иконописи. В середине VIII века искусство иконописи оказалось под угрозой полного уничтожения. В этот период в Византии большой размах получает движение иконоборцев, которые называли иконопочитание отступлением от христианства, идолопоклонством. Иконоборцы ссылались на вторую из десяти заповедей Моисея, содержащихся в Библии, которую истолковывали как запрет на изображение живых существ. С середины VIII века иконоборцев стали поддерживать некоторые византийские императоры. Десятки, если не сотни тысяч икон были уничтожены. Иконопись могла исчезнуть как значительное художественное и религиозное явление культуры навсегда.
Иконоборчество было осуждено, а иконопочитание восстановлено в правление императора Византии Льва IV Хазара (775–780). Лев IV был сыном предыдущего императора Константина от брака с Ириной – дочерью хазарского кагана. После скоропостижной смерти Льва IV Хазара восстановление иконопочитания было завершено его женой императрицей Ириной, бывшей родом из Афин. Императрица способствовала проведению в 787 году VII Вселенского Собора, на котором иконоборчество было окончательно осуждено, а искусство иконописи защищено и восстановлено. После принятия христианства на Руси иконопись стала проникать из Византии на Русь, где достигло высокого расцвета и составила гордость древнерусской культуры. В этом событии нетрудно усмотреть хоть и косвенное, но важное влияние на духовную культуру Руси одного из внуков хазарского кагана, правившего в VIII веке.
Волжская Булгария
В IX веке на территории нынешней России возникает государство, которое просуществовало около 400 лет и которое сыграло значительную, роль в мировой и российской истории. Это государство называют по-разному: иногда Волжская Булгария, иногда Волжско-Камская Булгария. Эти названия связаны с географическим местонахождением столицы этого государства – города Булгар, располагавшегося возле места впадения реки Камы в Волгу.
Интересна и значительна сама история возникновения этого государства. Его создали булгары, точнее часть этого тюркоязычного народа, который уже в VII веке образовал свое первое государство – Великую Булгарию, занимавшую территорию в северном Приазовье. Правителем Великой Булгарии был хан Кубрат. Это государство не пережило своего создателя, поскольку булгары стали испытывать давление со стороны Хазарского каганата и не смогли оказать ему надежного военного сопротивления. Булгары решили разделиться в поисках лучшей жизни. Часть булгар осталась на прежнем месте обитания и вошла в состав Хазарии. Некоторые этнографы считают, что современные балкарцы,проживающие на Северном Кавказе в России, ведут свою родословную от тех самых булгар.
Часть булгар во главе с младшим сыном Кубрата ханом Аспарухом переселилась на Балканский полуостров, в район нижнего Дуная, где было основано новое государство – Дунайская Булгария или Болгария. На Балканах булгары ассимилировались,смешались с жившими там славянами, в результате чего возник особый этнос – болгары, народ, говоривший на славянском языке, но носивший имя тюркского этноса. Дунайская Болгария стала сильным государством – вначале ханством, потом царством, с которым вынуждена была считаться даже Византийская империя, южный сосед Болгарского государства.
Третья часть булгар переселилась в противоположном направлении – на Среднюю Волгу, где со временем и образовалось еще одно булгарское государство – Волжская Булгария. К моменту переселения булгар Волжско-Камский район заселяли в основном финно-угорские племена. С большинством из них булгары установили режим мирного сосуществования. С частью финно-угров они ассимилировались, смешались, в результате чего сформировался особый этнос – волжские булгары, которые, в отличие от дунайских булгар, говорили на тюркском языке.
Вначале булгары вели преимущественно кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Но после переселения на Дунай и Волгу они перешли к оседлому образу жизни с преобладанием земледелия. Высокого уровня в Волжской Булгарии достигли различные ремесла и градостроительство.
Особую роль в истории Волжской Булгарии сыграло ее географическое положение. Дело в том, что еще до IX века огромное значение в мировой экономике приобрел Волжский торговый путь. Это была торговая магистраль, по которой осуществлялся товарообмен от Скандинавии и Балтии до Центральной Азии, Персии и Арабского халифата. Волжский путь можно рассматривать как продолжение Великого шелкового пути. По мнению исследователей, Волжский торговый путь был более древним и важным, чем, например, знаменитый «путь из Варяг в греки», упомянутый в «Повести временных лет».
Основными товарами, которые шли по Волжскому пути с севера на юг, были пушнина, а также мед, воск, янтарь. В обратном направлении шли пряности, шелк, украшения, а затем и серебро, которого было мало в Скандинавии и Восточной Европе. Волжская Булгария получала высокие доходы в виде торговых пошлин и сама участвовала в торговле по Волжскому пути, продавая тот же мех, который приобретался у северных и лесных народов в обмен на продукты ремесла и земледелия.
Выгодное стратегическое положение Волжской Булгарии привело к тому, что Хазария, совершив военные походы, принудила булгар выплачивать дань Хазарскому каганату. Булгары стали искать союзников в противостоянии Хазарии. Таким естественным союзником выглядел Арабский халифат, с которым Хазария вела продолжительную борьбу. Союз с Арабским халифатом не был военным союзом, тем более, что к концу IX –началу Xвека халифат уже перестал быть мощной военной силой. Правители многих мусульманских государств признавали власть Багдадских халифов только номинально, формально, не подчиняясь им реально, а в Испании существовал свой халифат, абсолютно самостоятельное государственное образование. Однако союз с халифатом имел важное дипломатическое и культурное значение.
Благодаря этому союзу Волжская Булгария становилась государством, официально признанным другими государствами. И самое главное, благодаря этому союзу Булгария приобщалась к развитой мусульманской культуре, а следовательно, становилась частью той суперцивилизации, которая основывалась на монотеизме, на общих моральных ценностях, присущих авраамистическим религиям: иудаизму, христианству, исламу. Правители Волжской Булгарии уведомили Багдад о желании принять ислам в качестве официальной религии. В 921 году из Багдада в Волжскую Булгарию было отправлено официальное посольство, участник которого Ибн Фадлан оставил много ценных исторических сведений об этой стране[24].
В 922 году Волжская Булгария принимает ислам и становится преимущественно мусульманской страной. Сам этот факт, само это событие – уникальный и значительный момент в мировой истории. Волжская Булгария стала первым государством Европы, принявшим ислам добровольно, без какого-либо военного или экономического принуждения. Это был свободный, добровольный выбор, подобный тому, что до этого сделала Хазария, выбравшая иудаизм, а позже Русь, выбравшая христианство.
Принятие ислама Волжской Булгарией помогает прояснить весьма важную и сложную проблему мировой истории, а именно: в каком соотношении находились два исторических процесса: распространение ислама и арабская военная экспансия. В исторической литературе иногда эти процессы отождествляются, смешиваются. Но арабские завоевания VII–VIII веков не обязательно были связаны с обращением в ислам всего населения покоренных арабами земель. Например, многие христиане Египта, Эфиопии и Ближнего Востока оставались приверженцами своей веры, так же, как и многие иудеи, евреи, жившие на территориях, захваченных арабами. И наоборот, некоторые народы, восприняв исламскую религию, вели борьбу против арабов-завоевателей, как это было с персами, например. Два различных исторических процесса оказались переплетены и трудно различимы. Причиной этому была одновременность возникновения у арабов единого государства и новой религии – ислама. Это произошло благодаря одному человеку – пророку Мухамеду, сосредоточившему в своих руках и светскую, и духовную власть. Такая же двойственность была характерна и для преемников Мухамеда – халифов. Подобное переплетение светской и религиозной власти со временем стало приводить к негативным последствиям. Неслучайно в начале XX века первый президент Турецкого государства М. Кемаль осуществил реформы, сутью которых было отделение религии от государства. В итоге реформ Турция, оставшись мусульманской страной, смогла добиться значительных успехов в политическом, экономическом и культурном развитии. Примеру Турции последовали и многие другие страны. А первым государством, пошедшим по этому пути, можно считать именно Волжскую Булгарию.
Наиболее благоприятно принятие ислама сказалось именно на культурной жизни Булгарии. Следует учитывать, что в IX-XII веках арабоязычный Восток был лидером во многих сферах культуры, особенно в области науки и искусства, например, в медицине, математике, философии, астрономии, в художественной прозе и поэзии. Выдающийся мыслитель XI века Ибн-Сина, Авиценна, был признан позднее в Европе лучшим знатоком медицины и философии. Труды Авиценны изучались в Волжской Булгарии, как и труды других ученых. Изучение подобных трудов привело к созданию в Волжской Булгарии развитой системы образования, что привело в итоге и к появлению собственных писателей и философов, ученых – астрономов, математиков и историков. К XII веку для получения образования в Булгарию приезжали даже из самого Арабского халифата.[25]
После падения Хазарии почти 300 лет Волжская Булгария была полностью независимым государством. И все это время особое место в его внешней политике занимали отношения и связи с Русью, древним Русским государством. Иногда эти отношения не были мирными, перерастали в военные действия. Например, князь Святослав приблизительно в тоже время, когда он разгромил Хазарию, нанес поражение и Булгарии. Поход на Булгарию совершил и сын Святослава Владимир, принудив булгар уплачивать дань. Это событие описано в «Повести временных лет», причем в этом эпизоде летописи дружинник князя Добрыня, увидя, что булгары обуты в сапоги, порекомендовал князю искать других данников, одетых попроще. Позже имели место военные столкновения булгар с некоторыми князьями Руси, распавшейся на отдельные княжества. Важно отметить, что столкновения не имели своей причиной межрелигиозную вражду. Князья воевали между собой чаще, чем с Булгарией. Просто в те далекие времена война казалась морально приемлемым способом выяснения отношений. Мирное сосуществование имело место только в случае очевидной выгоды. И именно в отношениях между Русью и Волжской Булгарией годы мирного сосуществования явно преобладали по сравнению с военным временем. Мирные отношения нашли свое выражение в неоднократно заключаемых и продлеваемых торговых договорах и соглашениях. Волжская Булгария и Русь помогали друг другу, использовали выгоды международной торговли, товарообмена между Севером и Югом. Характерным следствием этого было то, что в Киеве проживало много мусульман, имевших свои мечети. таким образом принципы мирного сосуществования христианства и ислама в России имеют давние традиции.
Неизвестно, как складывались бы отношения Волжской Булгарии с Русью в дальнейшем, так как естественному развитию этих государств был положен конец монгольским нашествиям войск Чингисхана в середине XIII века. В результате нашествия Русь на долгие годы утратила государственную самостоятельность, а Волжская Булгария была уничтожена монголами как государство в 1236 году. Особая жестокость монголов по отношению к Булгарии объясняется тем обстоятельством, что булгары первыми из народов Восточной Европы нанесли военное поражение монголам в 1223 году, еще при жизни Чингисхана. Произошло это событие в конце разведовательного похода передового отряда монгольских войск, в ходе которого монголы одержали победу над объединенным войском русских князей и их южных соседей половцев. Монголы не забыли поражения от булгар и в начале своего похода в Восточную Европу уничтожили государство Волжскую Булгарию. Десятки тысяч булгар были убиты, а их культурные ценности уничтожены.
Булгарский этнос не исчез бесследно. Булгары – это предки современных поволжских народов России – татар, чувашей, говорящих на тюркских языках и живущих примерно в той же местности, где существовала Волжская Булгария. Необычным и даже парадоксальным образом сложилась судьба татарского народа. Когда-то татарами назывался один из монгольских народов, живший ближе всего к Китаю, поэтому китайцы иногда звали татарами всех монголов. Но татары были кровными врагами Чингисхана, который, став правителем монголов, приказал убить всех мужчин татарского народа, которые были ростом «выше чеки тележного колеса», то есть всех, кроме маленьких детей. Татары были уничтожены Чингисханом как этнос, но в Европе, в том числе и в России, монгольских завоевателей вслед за Китаем стали называть татарами.
В XIX веке наименование «татары» утвердилось как название того самого народа, предки которого нанесли первое поражение монголам в 1223 году. Сейчас оно используется уже как самоназвание потомков волжских булгар, живших в Среднем Поволжье. В силу этого исторического недоразумения потомков булгар иногда отождествляют с теми самыми монголами, которые вначале уничтожили татар, а затем и Волжскую Булгарию. Неслучайно в конце XX века в Татарстане возникли общественные организации, представители которых предлагали вернуть современным татарам наименование булгары. Но подобное переименование трудно осуществить из-за психологических, обрядовых, организационных, юридических и иных факторов. В любом случае современные российские татары – это потомки волжских булгар, того народа Восточной Европы, который нанес первое военное поражение разрушителям многих государств и цивилизаций – чингисхановским монголам. И это историческое событие – важная веха в истории России.
В истории России есть одно важное историческое событие, свидетельствующее в пользу глубинной духовной общности между христианством и исламом, между тюркскими и славянскими народами. В середине XI века Русская христианская церковь признала святыми и канонизировала Бориса и Глеба, сыновей киевского князя Владимира, убитых своим братом Святополком, захватившим власть в Киеве и опасавшимся своих братьев как возможных соперников. Святополк в 1015 году подослал убийц к Борису, Глебу и к другому брату Святославу. Все они были убиты, но Святослав перед этим пытался бежать в Чехию и был схвачен. Борис и Глеб не пытались бежать или как-то сопротивляться. Их поведение полностью соответствовало нравственным ценностям христианства, порицающим всякое насилие. Борис и Глеб приняли смерть, чтобы не начинать братоубийственную войну. Сказано же в Евангелии в Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Блаженны миротворцы, ибо наречены будут сынами Божьими». Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, а их жизнь и мученичество – идеалом, к которому должны стремиться другие люди.
Борис и Глеб, как сообщает «Повесть временных лет», были детьми Владимира от жены-болгарки (Другие сыновья Владимира были от других жен). По мнению современных исследователей, эта жена была родом из Волжской Булгарии, а не Дунайской (в летописи и западные, и волжские булгары именуются болгарами). Например, так считает автор наиболее полной биографии Ярослава Мудрого историк В. Карпов.[26] В пользу Волжской Булгарии говорит то обстоятельство, что Дунайская Булгария в IX веке приняла христианство, и вряд ли бы знатная христианка была отдана Владимиру в качестве одной из нескольких его жен. По канонам же ислама многоженство допускалось, а к моменту женитьбы Владимира знать Волжской Булгарии исповедовала ислам.
Из всего этого следует, что первые русские святые, Борис и Глеб, были детьми мусульманки, представительницы тюркоязычного народа. Конечно, это можно считать случайностью, но эта случайность выглядит глубоко символичной. Однако дело не только в символах. Между моральными учениями христианства и ислама есть не только символическое, но и реальное родство. Важнейшее место в исламе занимают шестьстолпов веры –то, во что должны верить мусульмане в соответствии с заветами пророка Мухаммеда, изложенными в одном из хадисов – небольших рассказах о жизни пророка, входящих в «Сунну» – официальное толкование Корана. Мухаммед завещал мусульманам верить в священные книги, к которым, кроме Корана, относятся Тора (или Пятикнижие Моисея), а также Евангелие.[27] Именно в Евангелии и содержатся призывы Иисуса Христа к миролюбию и непротивлению злу силою, к тем принципам, за которые Борис и Глеб почитаются как святые.
Таким образом, то наличие духовной общности авраамистических религий, из которого исходили великие русские мыслители Лев Толстой и Владимир Соловьев, из которых исходят современные мусульманские богословы, имело давние корни в истории Руси. Точно так же еще в Древней Руси зародилась традиция, которая, по мнению видного историка и философа Георгия Петровича Федотова, и привела к превращению Руси в Россию.