Возникновение Русского государства

Российское государство имеет многовековую историю. В середине XIX века в Новгороде был сооружен памятник в ознаменование тысячелетия России. Это событие связывают с традицией, идущей от «Повести временных лет»[28], согласно которой история Российского государства начинается с призвания в 862 году в Новгород князей, с чьего правления и берет начало новое государство – Русь. Не все историки согласны с датой 862 год, не все признают даже факт призвания князей, но памятник стоит, и стоит именно в Новгороде. Тем не менее, ранний период истории России обозначают понятием Киевская Русь. Это наименование стало применяться относительно недавно, с XIX века. Выбор подобного наименования связан с тем, что примерно 200 лет, в X-XII веках, Киев был столицей Древнерусского государства, важнейшим политическим, экономическим и культурным центром Руси.

Но на протяжении всего этого времени Новгород также был важнейшим экономическим и культурным центром Руси. Более того, политическое значение Новгорода всегда было сопоставимо со значением Киева. После того, как Киев фактически перестал быть столицей Руси (с начала ХII века), его значение уменьшилось, а роль политического, экономического и культурного центра надолго перешла к городу Владимиру. Но и в это время, в XII–XV веках, Новгород продолжал играть важнейшую роль в жизни Руси. То есть Новгород занимал ведущее место на протяжении 500 лет русской истории, вплоть до его военного завоевания Москвой в конце XV века.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в ранней истории России можно выделить два периода, связующим звеном которых был именно Новгород:

1) Новгородско-Киевская Русь(IX–XII века);

2) Новгородско-Владимирская Русь (XII–XV века).

Почему же историки XIX–XX веков не применяли таких наименований исторических периодов? Причина носила скорее политический, чем объективно-исторический характер. В Новгороде с самого начала были сильны тенденции к демократическому самоуправлению и к политическому федерализму, выражаясь в современных политологических терминах. С XII века в Новгороде существовало развитое для своего времени демократическое политическое устройство. Известный историк XIX века Н. М. Костомаров свою книгу о Новгороде называл достаточно характерно – «Русская республика»[29]. Демократизм и республиканизм Новгорода обеспечили ему экономическое и культурное процветание, да и военное с политическим тоже. Но историки России в XVIII и XIX веков утверждали, что для России, безусловно, положительными политическими факторами являются неограниченная монархия, самодержавие и абсолютная централизация. Соответственно, периодизация, подчеркивающая значительную роль демократии и федерализма в истории России, была неприемлема по политическим соображениям. В XX веке Новгородская демократия не нравилась уже политикам и идеологам тоталитарного коммунистического государства, также превозносившим централизацию и единовластие.

Поэтому наименование «Киевская Русь» использовалось достаточно долго, даже несмотря на то, что начиная с XII века Киев был всего лишь одним из значительных городов Руси, с XIV века стал окраиной Литовского княжества[30], а с XVI века окраиной Польши. После образования независимой Украины со столицей в Киеве использование наименования Киевская Русь представляется малооправданным и исторически, и политически. Примечательно название одной статьи, специально посвященной этой проблеме – «Химера Киевской Руси».[31]

Согласно «Повести временных лет», приглашенные в 862 году князья были тремя братьями, которых звали Рюрик, Трувор и Синеус. После смерти двух своих братьев Рюрик стал править единовластно. Правда, многие современные исследователи считают, что Рюрик изначально был единовластным правителем, а упоминание о его братьях является следствием ошибочного перевода древнего текста. В этом тексте, написанном на скандинавском языке, говорилось, что Рюрик прибыл «со своей дружиной и родственниками», а слова обозначающие «дружину и родственников» были восприняты как имена братьев Рюрика.

Рюрик был варягом, то есть выходцем из Скандинавии, и воином по роду своих занятий. Скандинавское происхождение Рюрика было далеко не случайным. В IX веке выходцы из Скандинавии – предки современных датчан, норвежцев, шведов – были известны во всех регионах Европы. Варягами их звали на Руси восточные славяне, в Западной Европе их называли норманнами, северными людьми, сами себя они именовали викингами.Это были люди, сочетавшие в себе умелых и храбрых воинов, мореходов, и зачастую купцов, торговых людей. Начиная с VIII века викинги стали грозой Западной Европы. На своих судах они добирались до берегов Англии, Франции, а позже Испании, Италии, поднимались по рекам вглубь западноевропейских стран. Целью этих походов был захват добычи. Викинги брали силой и грабили поселения, монастыри, целые города. Недаром в Западной Европе священники даже зачитывали особую молитву: «Боже, спаси нас от ярости норманнов».

Но на Руси скандинавы вели себя не как захватчики, а как купцы и наемные воины. Объяснялось это двумя обстоятельствами:

1) скандинавы были заинтересованы в мировых торговых путях, проходящих через Русь;

2) из скандинавского региона не было непрерывного сплошного водного пути к городам Руси, и часть пути приходилось проделывать по суше, перекатывая суда с помощью бревен, волоком.

В такой ситуации постоянные, стремительные грабительские набеги (или наплывы) были вряд ли возможны – возмездие было трудноотвратимо. Поэтому на Руси скандинавы служили и торговали, а не захватывали города и добычу. Именно поэтому в 862 году в Новгороде имело место именно приглашение варяга Рюрика, а не захват города и страны.

Проблема призвания скандинавских князей (или князя) с их войском в качестве верховных правителей со временем породила теоретический спор между историками «норманистами» и «антинорманистами». Разделяло противников различное истолкование причин и последствий приглашения варягов. Спор этот продолжается и в настоящее время, в начале XXI века. Представители крайнего норманизма в призвании варягов видели чуть ли не свидетельство неспособности восточных славян к созданию своей государственности собственными силами. Приглашение иноземцев якобы только и позволило создать государство, порядок, законность, основы цивилизованного общества. Представители крайнего антинорманизма вообще стали отрицать факт призвания варягов для правления, называя Рюрика мифической личностью, а сам рассказ о призвании, имеющийся в «Повести временных лет», легендой,не имеющей реальной основы.

Исторические исследования XIX и XX веков показали, что крайности и норманизма, и антинорманизма ошибочны. Приглашение на княжение Рюрика скорее всего имело место в действительности, но из этого нельзя делать вывод о неспособности восточных славян к созданию государственных форм организации общества. Правители и государственное правление были в Новгороде и до призвания Рюрика, также, как и в других регионах Древней Руси.

Призвание иностранцев для осуществления верховного правления – довольно часто встречавшаяся практика в эпоху средних веков, да и в более позднее время. Так было, например, в начале XIX века в Швеции, когда после пресечения королевской династии Вазов на шведский трон был приглашен французский военный, маршал Наполеона I Бернадотт, потомки которого царствуют в Швеции по настоящее время. Но из этого никто не делает вывод о неспособности шведов к поддержанию государственности и порядка. Подобное приглашение чаще всего является компромиссом, который заключают между собой внутренние политические силы, влиятельные семьи или социальные слои, например. Приглашенный правитель рассматривается как третейский судья. Естественно, что на эту роль приглашается достойный человек, да еще способный усилить военную мощь своего нового государства.

Примерно из этих же соображений в 622 году основоположник исламской религии пророк Мухаммед стал правителем арабского города Медина, города соперничавшего с родным городом Мухаммеда Меккой. Успешно управляя Мединой, Мухаммед создал единое арабское государство, в котором Медина стала политическим центром, первой столицей арабского халифата.

В конце XVI века после пресечения польской династии Ягеллонов, польская знать стала приглашать на королевский престол иностранцев. Например, в 1572 году королем Польши стал французский принц Генрих Анжуйский. В 1576 году правитель Трансильванского княжества Иштван Батори стал польским королем под именем Стефан Баторий. Последний проявил себя как талантливый полководец в Ливонской войне, которую вел один из последних Рюриковичей царь Иван IV Грозный. Можно сказать, что в этих случаях правители приглашались для служения своей новой отчизне, для служения ее жителям.

С призванием варягов связано возникновение еще одного теоретического спора в исторической науке, дискуссии не менее важной и интересной: о происхождении названия Русь.Некоторые исследователи считают это слово славянским по происхождению и связывают с названием реки Рось в районе Киева. Другие считают слово «русь» скандинавским по происхождению. По их мнению, словом «русь» назывались те люди, которые прибыли в Новгород с Рюриком – его дружина, воины, их семьи, может быть, род Рюрика. Эти люди составили правящий слой государства, которое поэтому и стало называться Русью или Русским государством. Подобное объяснение имеет исторические аналогии. Например, индейское государство в Перу принято называть государством народа инков, хотя, строго говоря, словом «инка» принято было называть господствующий в государстве слой.

Некоторые сторонники скандинавского происхождения слова «русь»указывают на то обстоятельство, что в финском языке схожим словом обозначают местность в Швеции, что могло бы свидетельствовать о шведском происхождении Рюрика и его родни. Но нет точных оснований считать Рюрика выходцем из шведской части Скандинавии. Авторы специального научного международного исследования «Славяне и скандинавы» (1986) доказывают, что Рюрик является выходцем из Дании, самой западной части Скандинавского региона. В этом же исследовании говорится, что к этому выводу склонялся и такой специалист по истории Древней Руси, как академик Б. Рыбаков. В исторических хрониках Западной Европы содержатся сведения о деятельности датского конунга(правителя, князя) Рерика в 40–50-х годах IX века. После 860 года упоминаний о его деятельности в Западной Европе уже нет, что можно объяснить отъездом Рерика-Рюрика в Новгород.

В упомянутом исследовании «Славяне и скандинавы» говорится о таких фактах, которые ставят под сомнение теорию происхождения слова «русь»от наименования дружины Рюрика. В одном из западно-европейских источников (анналах франков) упоминается посольство к византийскому императору от народа русов. Причем датируется это посольство 838 годом, то есть задолго до прибытия Рюрика в Новгород. В некоторых арабских источниках есть упоминание о государстве русов применительно ко времени, предшествующему 862 году.

По-видимому, проблема происхождения слова «русь» не имеет неоспоримого, однозначного решения. Может быть, имело место и совпадение слов различных по происхождению – славянского и скандинавского. Как бы то ни было, неоспоримым является то обстоятельство, что к концу IX века складывается единое государство Русь, занимавшее территорию от восточного побережья Балтийского моря до нижнего течения Днепра. К XI веку Русское государство становится ведущим государством Европы и в военном, и в экономическом, и в культурном отношении.

Русское государство уже с IX века было крупнейшим европейским государством по занимаемой территории. На этой территории жили различные славянские племена: словене ильменские, на чьей земле и возник Новгород, южнее их кривичи,еще южнее радимичи. Территорию в нижнем течении Днепра занимали поляне,на этой территории возник Киев. Поляне соседствовали с Хазарским государством. На западе жили полочане, и дреговичи, чьими соседями были литовские и прибалтийские народы. Южнее дреговичей жили древляне, волынянеиугличи.На востоке жили северянеи вятичи, чьими соседями были финно-угорские племена мордва, меря, мурома. Соседями восточных славян на севере были также финно-угорские племена весь, карелы, чудь –предки эстонцев.

Согласно «Повести временных лет», варяжские князья были призваны править в Новгороде не только славянами, но и финно-угорскими племенами. Это призвание можно назвать общественным договором,заключенным между союзом племен (словене, кривичи, весь и чудь) и скандинавскими правителями, князьями. Происхождение наименования правителей – князья – тоже имеет спорный характер. Некоторые исследователи считают, что слово князь – это измененный вариант скандинавского названия военных предводителей – конунг. Но большинство исследователей полагает, что слово князь имеет славянское происхождение.

Итак, князь Рюрик стал править в Новгороде, согласно летописи, с 862 года. Его прямые потомки Рюриковичи правили Русским государством более 700 лет, называя себя князьями, каганами, великими князьями, а затем царями.

Род Рюриковечей не угас и после 1613 года. Многие его видные представители внесли огромный вклад в историю России и в более поздний период времени, причем, как на политическом и военном поприще, так и в сфере духовной культуры. В специальном исследовании историка Е. В. Пчелова «Генеалогия древнерусских князей» (2001), где тщательнейшим образом разбирается вопрос о происхождении Рюрика, перечисляются наиболее выдающиеся представители рода Рюриковичей, жившие и творившие в более позднее время. Среди них и первый историк России В. Н. Татищев. Среди них и знаменитые премьер-министры России, правившие при последнем царе, С. Ю. Витте и П. А.Столыпин, а также первый премьер-министр первого нецарского Временного правительства князь Г. Е. Львов[32]. Среди них и два знаменитых теоретика анархизма П.А. Кропоткин и М. А. Бакунин. Среди них и великие литераторы России А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой. Среди них и крупнейшие философы России П. Я. Чаадаев и В. М. Соловьев, так много сделавшие для осмысления и отечественной, и мировой истории.

Пресечение правящей династии Рюриковичей вызвало в начале XVII века тяжелые последствия для Русского государства и его граждан. Эти потрясения, длившиеся много лет, получили название Смута.Для преодоления последствий Смуты и сохранения Русского государства в 1613 году был заключен новый общественный договор между представителями всех земель и социальных слоев, избравшими на Земском соборе царя из новой династии Романовых. Представители этой династии руководили страной более 300 лет. Таким образом, за тысячелетний исторический период страной правили представители только двух династий, не считая кратковременных правлений Б. Годунова и Лжедмитрия. Это очень редкий случай в истории. Достаточно сказать, что во Франции с X до конца XVI века правили короли четырех династий. Это обстоятельство позволяет говорить об исключительной исторической преемственности российской государственности, а также о глубоком стремлении нашего общества к стабильности, легитимности и законности.

В этом параграфе дважды упоминалось об общественном договоре. Представления об общественном договоре получают распространение в Европе в эпоху Просвещения, начиная с XVII века, того самого, в котором начала править династия Романовых. Идея общественного договора занимала очень большое место в социальных теориях Просвещения. Самый известный философ той эпохи Ж.-Ж. Руссо даже дал своей книге, посвященной проблемам общества и истории, название «Об общественном договоре» (1763).

Суть этого учения заключается в том, что общество, народ, приглашая какого-то человека или людей править государством, заключает с ними договор (не обязательно письменный). По этому договору правители обязуются обеспечить военную защиту страны, обеспечить внутренний порядок, законность, создать условия для экономического, социального и культурного благополучия граждан своего государства. За это общество обязуется содержать за свой счет правителей, уплачивая налоги, а также подчиняться законам, которые должны соблюдать и правители. Если же правители не могут выполнять свои обязанности, то народ, общество имеет право сместить их. Последнее, собственно, и произошло в России в феврале-марте 1917 года, когда последний царь из династии Романовых был вынужден отречься от престола. Условия нового российского общественного договора должно было разработать всенародно избранное Учредительное Собрание в начале 1918 года. Но оно было разогнано силой незаконно захватившей власть коммунистической партией . Договор с представителями первой правящей династии никогда не расторгался, даже в годы тяжелых испытаний для общества.

Наши рекомендации