Формирование дипломатической службы Республики Беларусь

Проведение Беларусью самостоятельной внешней политики началось после обретения страной государственного суверенитета в 1991 г. Хотя еще в 1944 г. советское руководство создало МИД БССР, эта структура полностью подчинялась Москве и нужна была лишь для оправдания множественного представительства СССР в ООН и других международных организациях. Поэтому у БССР не было ни одного посольства за рубежом – лишь несколько представительств при международных организациях. Не было у нее и своих опытных дипломатов. Поэтому в 1991 г. перед страной встал вопрос формирования своей дипломатической службы фактически с нуля. Для этого нужно было решить три основные проблемы:

1. кардинально реорганизовать прежнюю структуру МИД

2. сформировать собственную сеть дипломатических представительств за рубежом

3. наладить подготовку в стране собственных кадров для дипломатической работы.

В первые годы независимости структура МИД Беларуси неоднократно менялась. Уточнялись и корректировались функции отдельных подразделений. Были созданы территориальные отделы – по связям со странами СНГ, Европы и других регионов мира. Переход Беларуси к президентской форме правления обусловил дальнейшую реорганизацию системы институтов, управляющих международными связями страны – в 1999 г. с МИД были объединены Министерство внешнеэкономических связей и аппарат министра по делам СНГ.

Самой сложной проблемой стало формирование собственной сети дипломатических представительств за рубежом. По наследству от БССР Беларусь получила лишь три заграничных представительствапри международных организациях. Естественно для нужд суверенного государства этого было недостаточно. Как и большинство других постсоветских республик, Беларусь пыталась решить эту проблему путем раздела огромного союзного имущества за границей пропорционально доли каждой из республик в ВВП СССР. Однако 20 июня 1992 г. России, претендовавшей на монопольное право распоряжаться всем советским наследством за рубежом, удалось подписать с главой белорусского правительства В.Кебичем крайне невыгодное для нашей страны соглашение, по которому Беларусь отказывалась от своей доли советской загрансобственности в пользу России в обмен на что та брала на себя погашение белорусской доли внешнего долга СССР. Таким образом, нашей стране оставалось полагаться лишь на собственные возможности, которые в период экономического кризиса начала 1990-х были крайне ограничены. Экономические трудности существенно замедляли процесс развертывания сети диппредставительств Беларуси. И все же их число неуклонно возрастало. Если в 1993 г. в подчинении МИД Беларусь находилось: 5 постоянных представительств при международных организациях, 12 посольств и 4 генеральных консульства, то в 2000 г. – 41 посольство и 5 генеральных консульств. По состоянию на 2013 г. Беларусь имеет 62 дипломатических и консульских представительства в 50 странах мира (из 172, с которыми установлены дипломатические отношения), а также 13 отделений посольства (в основном в России). В целях экономии средств ряд посольств аккредитованы по совместительству в нескольких странах.

Достаточно острой была и проблема дипломатических кадров. В 1991 г. первый министр иностранных дел независимой Беларуси П.Кравченко разослал приглашения более 200 бывшим советским дипломатом, белорусам по происхождению, с предложением перейти на работу в белорусский МИД. Однако почти никто из них не откликнулся. Это со всей ясностью показало необходимость подготовки собственных кадров.

В 1992 г. на базе исторического факультета БГУ была создана кафедра международных отношений, в 1993 г. – кафедра международного права на юридическом факультете, а в 1994 г. – кафедра международных экономических отношений на философско-экономическом факультете БГУ. В 1995 г. эти три кафедры были объединены в отдельный факультет международных отношений БГУ. В том же году кафедра международных отношений выпустила первых 14 специалистов, подготовленных по ускоренной программе. Впоследствии на факультете международных отношений были созданы также кафедры дипломатической и консульской службы, таможенного дела, европейских и восточных языков.

Помимо выпускников ФМО БГУ дипломатические кадры Беларуси также активно пополняются выпускниками БГЭУ и АУпП РБ (где были созданы кафедры международных экономических отношений), лингвистического университета, а также людьми с опытом управленческой работы в сфере промышленности и внешнеэкономической деятельности.

Наши рекомендации