Органы и службы стандартизации Республики Беларусь

Государственная система стандартизации Республики Беларусь – совокупность государственных организационных структур, структур в отраслях народного хозяйства Беларуси, определенного порядка и правил их взаимодействия при выполнении работ по стандартизации. Она имеет следующую структуру.

1. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Бел-

стандарт), в функции которого входят:

а) осуществление государственной политики в области стандартизации;

б) обеспечение функционирования и развития государственной системы стандартизации, в том числе обороны, установления в стандартах обязательных требований к продукции;

в) организация работ по гармонизации технических норм и требований стандартов Республики Беларусь с международными и межгосударственными стандартами;

г) организация разработки, экспертизы, утверждения и государственной регистрации нормативной документации по стандартизации, ее издание и обеспечение ею заинтересованных лиц;

д) осуществление государственного надзора за стандартами в объединениях, организациях, предприятиях и у граждан-предпринимате-лей;

ж) утверждение головных и базовых организаций по стандартизации, технических комитетов;

з) представление Республики Беларусь в международных организациях.

2. Министерство строительства и архитектуры. Оно осуществляет руководство деятельностью по стандартизации в области строительства и архитектуры.

3. Территориальные органы Белстандарта – центры стандартизации и метрологии, осуществляющие функции и права Белстандарта в пределах установленных для них полномочий.

4. Подразделения (службы) стандартизации в министерствах (ведомствах), создаваемые для организации и координации работ по стандартизации в соответствующих отраслях.

5. Головные организации по стандартизации, создаваемые для осуществления организационно-методического и научно-технического руководства работами в области стандартизации в пределах установленной для них специализации.

6. Базовые организации по стандартизации, создаваемые для научно-технического руководства работами по стандартизации по группам продукции и обеспечения технического единства по ним.

7. Республиканские технические комитеты по стандартизации (ТК), задача которых состоит в организации и осуществлении разработки, согласования и подготовки к утверждению госстандартов Республики Беларусь, других нормативных документов по стандартизации, а также проведении работ по международной и межгосударственной стандартизации по направлению деятельности соответствующего технического комитета.

8. Службы стандартизации предприятий, обеспечивающих выполнение работ по стандартизации и контролю за соблюдением требований стандартов на предприятиях.

Головные и базовые организации назначаются Белстандартом или Министерством строительства и архитектуры по представлению министерств из организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

Технические комитеты создаются на базе предприятий, специализирующихся на определенных видах деятельности с привлечением на договорной основе полномочных представителей заинтересованных предприятий и организаций, органов стандартизации сертификации, общественных организаций, потребителей и экспертов.

Категории и виды нормативных документов

По стандартизации

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа. Руководство ИСО и МЭК рекомендует:

– стандарты;

– документы технических условий;

– своды правил;

– регламенты (технические регламенты);

– положения.

Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе соглашения, утвержденного признанным органом, и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта. Стандарты бывают международными, региональными, национальными и административно-территориальными. Принимаются соответствующими органами по стандартизации и периодически пересматриваются для внесения изменений с целью их соответствия уровню научно-технического прогресса.

Документ технических условий (ТУ)устанавливает требования к продукции, услуге, процессу. ВТУ должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований нормативного документа в необходимых ситуациях.

Свод правил может быть использован как самостоятельный стандарт, либо самостоятельный документ, либо как часть стандарта. Его разрабатывают обычно для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий. Технические правила в этом документе носят рекомендательный характер.

Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган стандартизации. Разновидностью регламента является технический регламент, который содержит технические требования к объекту стандартизации. Они могут быть представлены в этом документе, но могут быть в другом нормативном документе: стандарте, ТУ, своде правил. В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ. Технический регламент дополняется методическими документами, указаниями по методам контроля и проверок соответствия продукта требованиям регламента. Стандарты и документы технических условий носят рекомендательный характер, а регламенты – обязательный характер.

В соответствии с руководством ИСО и МЭК различают следующие виды стандартов:

1) основополагающий стандарт;

2) терминологический стандарт;

3) стандарт на методы испытаний;

4) стандарт на продукцию;

5) стандарт на процесс;

6) стандарт на совместимость;

7) положение;

8) методическое положение;

9) описательное положение;

10) стандарт с открытыми значениями.

Белорусская система стандартизации опирается на международный опыт, приближена к международным правилам и нормам, практике стандартизации, но имеет свои особенности. Нормативные документы по стандартизации в Республике Беларусь установлены Законом Республики Беларусь «О стандартизации» [9] и содержат документы приведенных ниже категорий.

Государственные стандарты Республики Беларусь (СТБ) – стандарты, утвержденные Госстандартом или Министерством строительства и архитектуры.

Государственные строительные нормы и правила Республики Беларусь (СНБ).

Общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь (ОК РБ).

Руководящие документы отраслей Республики Беларусь (РД РБ) – нормативные документы по стандартизации, утвержденные компетентным органом в определенной области деятельности (руководящим органом отрасли). Порядок разработки, принятия и отмены отраслевых стандартов устанавливается государственными стандартами. Ответственность за соответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиям госстандартов несут субъекты хозяйствования, которые их утвердили.

Технические условия Республики Беларусь (ТУ РБ) – нормативные документы на конкретную продукцию (услугу, группу продукции, услуг), утвержденные разработчиком (изготовителем) продукции. ТУ разрабатываются при отсутствии на них стандартов и в случае их дополнения или уточнения требований в этих стандартах. Порядок разработки, утверждения, регистрации, применения, контроля за исполнением обязательных требований стандартов, изменения, отмены ТУ устанавливается государственными стандартами. Ответственность за соответствие требований ТУ обязательным требованиям госстандартов несут субъекты хозяйствования, которые их утвердили.

Стандарты предприятий (СТП) – стандарты, утвержденные предприятием (объединением, фирмой и т. п.). Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования исходя из необходимости их принятия в целях обеспечения требований артикула № 1 «О стандартизации», а также в целях совершенствования организации производства и управления ею. Отраслевые стандарты не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Предстандарты – нормативные документы, которые разрабатываются в целях ускоренного внедрения результатов научно-исследова-тельских и опытно-конструкторских работ сроком не более чем на два года.

Межгосударственные стандарты (МГОСТ). В Республике Беларусь сохраняют свое действие ГОСТы, принятые Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Международной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве.

Международные региональные стандарты. На территории Республики Беларусь могут действовать международные региональные стандарты, которые приняты международной (региональной) организацией.

Категории нормативных документов классифицируются на обязательные к исполнениюв соответствии с законом и добровольные требования стандартов и ГОСТов. В число обязательных к исполнению требований входят:

1) требования к продукции, работам, услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества, пожарной безопасности и санитарии;

2) основные потребительские характеристики, единство методов их контроля и маркировки, требования к упаковке, транспортированию, хранению, применению и утилизации;

3) требования к технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции. Правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции, выполнении работ и услуг, в том числе техническая документация, допуски, посадки, общие правила обеспечения качества продукции, услуг, работ, рационального использования ресурсов, термины и определения, обозначения, метрологические и организационно-технические правила и нормы.

В число добровольных входят требования СТБ и ГОСТов, характеризующих потребительские и иные свойства продукции и услуг.

В Республике Беларусь разрабатывается четыре вида стандартов. Для обеспечения взаимопонимания, единства подходов и взаимосвязи деятельности науки, техники и производства разрабатываются основополагающиестандарты. Ими устанавливаются принципы, правила, нормы, которые рассматриваются в качестве общих, содействующих решению общих целей для науки и производства (научно-техническая терминология, требования и нормы по техническому обеспечению технологических процессов – предпочтительные числа, классы точности и т. д.).

Требования к виду продукции или услуге либо к группе однородной продукции устанавливаются стандартами на продукцию. Существует две разновидности этих стандартов:

а) стандарты общих технологических условий с требованиями к группам однородной продукции (классификация, размеры, требования к параметрам и т. д.);

б) стандарты технических условий с требованиями к конкретной продукции, услуге (касаются производства, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации и т. д.).

Стандарты технических условий содержат дополнительные требования к объекту стандартизации – товарный знак и знак соответствия.

Требования к конкретным видам работ на стадиях разработки, производства, эксплуатации, хранения устанавливаются стандартами на работы.

Для обеспечения всесторонней проверки обязательных требований к качеству продукции, услуг используются стандарты на методы контроля. Установленные в стандартах методы контроля должны быть точными, объективными и обеспечивать воспроизводимые и сопоставимые результаты. Необходимо пользоваться стандартизированными методами контроля, испытаний, измерений и анализа.

Исключительное право официального опубликования в установленном порядке государственных стандартов, строительных норм, классификаторов технико-экономической информации принадлежит республиканскому органу по стандартизации и сертификации (Белстандарт).

Государственное управление стандартизацией в Республике Беларусь осуществляет Белстандарт. Он определяется Президентом Республики Беларусь в соответствии с положением об этом органе, утвержденным Кабинетом Министров Республики Беларусь. Этот орган в соответствии с законом устанавливает в государственных стандартах, строительных нормах общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимоотношений субъектов хозяйствования как между собой, так и с органами государственного управления.

Руководитель Белстандарта одновременно является Главным государственным инспектором Республики Беларусь по надзору за стандартами и средствами измерений.

Наши рекомендации