Антикризисное государственное регулирование
Основным направлением государственно-го вмешательства в экономику после войны становится антициклическое (антикризисное) регули-рование. Все страны применяли его как для выхода из кризисов, так и для предотвращения их воз-никновения. Оно осуществляется в основном посредством бюджетной и кредитно-денежной поли-тики государства. Так, в 50-60-е гг. для противодействия застойным явлениям правительства ка-питалистических стран увеличили государственные расходы и снижали налоги, заботились об ус-корении процесса амортизации, повышая норму амортизационных отчислений. Такие мероприя-тия способствовали росту совокупного спроса, что вело к увеличению инвестиций и, в свою оче-редь, – к расширению производства. Это была в основном бюджетно-налоговая политика, лишь дополняемая кредитно-денежной. В результате в 50-60-е гг. наблюдалась тенденция к росту государственной и полугосударст-венной собственности на основе национализации находившихся в кризисном состоянии отраслей промышленности, инфраструктуры. Огромные бюджетные средства направлялись в военно-промышленный комплекс, НИОКР, социальную сферу. Новой формой государственного регулирования в некоторых странах становятся программи-рование и индикативное планирование экономики, подкрепляемые бюджетными программами (Голландия, Испания, Норвегия, Франция, Швеция). В 60-70-е гг. общая экономическая ситуация претерпевает существенные изменения. В ре-зультате проводившейся в 50-е гг. государственной политики стимулирования совокупного спроса начинают нарастать инфляционные явления. Политика меняется: несколько сокращается рост го-сударственного потребления, рост расходной части государственного бюджета. Одновременно, хотя и недостаточно активно, используется кредитно-денежная политика, повышаются ставки ссудного процента. На рубеже 70-80-х гг. ситуация изменяется вновь. Эти годы характеризуются возникновени-ем череды кризисов. Как отмечалось, отличительной чертой циклических кризисов 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. было их переплетение со структурными кризисами (сырьевым, энергетическим, про-довольственным, экологическим). Кроме того, для этих кризисов было характерно сочетание па-дения производства, роста безработицы, хронической недогрузки производственных мощностей с хроническим ростом цен. Это явление получило название стагфляции. Изжила себя и применяв-шаяся модель государственного регулирования. В результате перед системой государственно-монополистического капитализма встала про-блема изменения методов регулирования в соответствии с новым циклическим витком конъюнк-туры. Происходит отказ от кейнсианской модели в пользу либеральной, предусматривающей ог-раничение роли государства, а, следовательно, большую свободу субъектов рынка. В соответствии с пришедшей на смену неокейнсианству монетаристской концепцией основ-ное внимание государство стало сосредотачивать на кредитно-денежном регулировании и исполь-зовании кредитно-денежной политики для амортизации циклических колебаний, устойчивого обеспечения экономического роста. Существенное отличие современной антикризисной политики заключается в ориентации ее на предложение, т.е. создание условий для эффективного производ-ства, путем либерализации кредита, снижения налогов. Прежняя же политика преследовала задачу расширения спроса, опираясь на налогово-бюджетные рычаги. * * * Таким образом, страны рыночной экономики на протяжении XX в. накопили большой арсе-нал средств и методов борьбы с кризисными явлениями и эффективно применяют их, о чем свиде-тельствуют различные варианты экономической политики по выходу из кризисных ситуаций. Это вовсе не означает, что циклические колебания конъюнктуры уходят в прошлое, а вместе с этим и сам феномен государственно-монополистического капитализма. Напротив, продолжающийся про-цесс концентрации производства уже на основе интернационализации экономической жизни, ак-тивной интеграции стран усиливают роль государственно-монополистического капитализма как координатора этих явлений. Сама интернационализация производства, развитие связей между странами, в свою очередь, привели к синхронизации экономических циклов, т.е. их совпадению по времени в различных странах и регионах. В сипу этого на современном этапе государственная ан-тициклическая политика требует согласования на межгосударственном уровне антикризисных ме-роприятий, что также, на наш взгляд, увеличивает роль феномена государственно-монополистического капитализма. |