Антикризисное государственное регулирование

Жизненно важным на макроуровне экономики страны следует признать осуществление государством мер антикризисного регулирования, причем не только с позиции преодоления уже имеющих место кризисных явлений (событий), но и на предмет их профилактики. Все меры государственного регулирования экономических процессов, в том числе направленные на обеспечение ее эффективного устойчивого развития и достижение заранее заданных параметров роста, в том числе научно-образовательных и технико-технологических, являются одновременно также и мерами антикризисного регулирования в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений. Кроме того, часть мер государственного регулирования экономики носит сугубо антикризисный характер, заключающийся в недопущении возникновения назревающих конкретных кризисных явлений и в преодолении уже возникших кризисных ситуаций.

Антикризисное регулированиеотносится к государственным мерам в масштабах всей экономики страны, осуществляемых путем косвенного воздействия на товаропроизводителя на макроуровне.

К антикризисным мероприятиям, относимым к государственному регулированию кризисных ситуаций, относятся:

1) государственное регулирование экономических процессов;

2) действия осуществляемые государством с целью координации кризисных процессов.

Как любой функционирующей и развивающейся системе государству присущи жизненные циклы подъема и спада, что непосредственно отражается на выполнении им функций регулирования в экономике и разработке мер антикризисного регулирования и управления.

Выполнение функций по управлению экономическими процессами, государством исполняется через систему рычагов: на макроуровне – государственным бюджетом, на микроуровне – системой заказов, поддержкой среднего и малого бизнеса. Участие государства в регулировании экономических процессов на микроуровне может быть выражено в пассивной (банкротство) и активной (структурные преобразования, модернизация, инновации) формах.

Антикризисное регулирование со стороны государства осуществляется посредством ряда инструментов организационно-экономического и нормативно-правового воздействия, которые направлены на защиту предприятий от кризисных явлений (ситуаций), а также на предотвращение банкротства или их ликвидацию. К таким инструментам относятся:

–нормативно-законодательная деятельность, базирующаяся на ряде законодательных актов таких, как «Гражданский кодекс Российской Федерации», «Конституция РФ», Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)»;

–финансовое регулирование представляет собой управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства (бюджет), а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования;

– регулирование производства осуществляется посредством внедре­ния достижений научно-технического прогресса, изменений в направлениях экспорта, финансовой поддержкой промышленных предприятий, государственными заказами, разработкой специальных программ развития производства;

–перераспределение дохода предполагает предотвращение абсолютной бедности и массовой безработицы, поддержание уровня жизни бедных слоев населения не ниже прожиточного минимума, назначение пенсий, стипендий, пособий.

Таким образом, основными направлениями государственного антикризисного регулирования следует считать:

– совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

– осуществление мер по оздоровлению жизнеспособности предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

– принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

– создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральное управление по делам о несостоятельности или финансовому оздоровлению (ФУДН или ФСДН) при Госкомимуществе РФ.

Функциями Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению предприятий являются:

– анализ экономического и финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, а также подготовка рекомендаций по их устранению;

– проведение работ по формированию критериев оценки платежеспособности предприятий, а также учет неплатежеспособных предприятий;

– в случаях, когда необходимо участие собственника предприятия в ходе осуществляемых процедур признания предприятия банкротом ФУДН может выступать уполномоченным представителем собственника государственного предприятия.

Следует отметить, что методы воздействия, исходящие от кредиторов и/или предприятия-должника осуществляются в рамках закона. Закон в свою очередь исходит от государства, поэтому меры по отношению к предприятию-должнику на микроуровне можно рассматривать как антикризисное государственное регулирование.

Методы воздействия государства на предприятие-должника заключаются:

1) в оказании предприятию финансовой помощи со стороны собственника, органов власти федерального, регионального и местного уровней;

2) реорганизации и реконструкции предприятия, изменении системы, методов управления и инвестиционной политики, в обновлении кадров;

3) продаже части имущества предприятия и в погашении задолженности перед кредиторами;

4) продаже предприятия на открытом аукционе либо по инвестиционному конкурсу;

5) ликвидации предприятия по решению арбитражного суда;

6) заключении добровольного соглашения с кредиторами.

Контрольные вопросы

1. Что такое антикризисное управление?

2. Перечислите основные управленческие школы менеджмента и дайте им характеристику.

3. В чем заключается основная концепция антикризисного регулирования?

4. Назовите инструменты антикризисного регулирования.

5. Какой государственный орган проводит политику антикризисного регулирования и каковы его функции?

Лекция 4.РИСКИ, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В АНТИКРИЗИСНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Рассматриваемые вопросы:

1. Понятие риска. Виды рисков.

2. Определение экономического риска.

3. Основные принципы управления риском.

В обыденной жизни и в своей профессиональной деятельности человек постоянно имеет дело с такими рисками, как геополитические, политические, социальные, экономические, финансовые, коммерческие, технологические и т. д.

Слово «риск» применительно к бизнесу может обозначать различные категории. В частности, под риском может пониматься:– потенциальная возможность (опасность) наступления вероятного события или совокупности событий, вызывающих определенный материальный ущерб;

– возможность недополучения прибыли или дохода;

– характеристика проявления ущерба – частота возникновения или/и тяжесть (размер) ущерба;

– застрахованный объект, который может подвергнуться ущербу.

Для любого периода развития общественного производства характерным является постоянное расширение сферы возникновения риска.

В свою очередь результатами рисковых ситуаций становится увеличение размера возможных отрицательных последствий, которые следует рассматривать как своеобразную плату за свободу предпринимательства.

В чем выражается возможность отрицательной реализации риска?

Размер возможных отрицательных последствий выражается в возникновении любого ущерба, в частности, во-первых, следует рассматривать ущерб в виде утерянных выгод при получении дохода, во-вторых, в возможности утери собственного капитала. Именно эти факты заставляют задуматься и отнестись очень серьезно к проблеме наличия рисков и управлению ими. Тем более это актуально в процессе развития общественного производства, сопровождаемого кризисными проявлениями на всех уровнях экономического обобщения.

В связи с этим в будущем более конкурентоспособными и востребованными в обществе должны стать те нововведения, технологии и продукты, которые будут обеспечивать меньшую степень риска

– меньшую вероятность и размер возможного ущерба, утерянных выгод либо утерянного капитала.

Таким образом, снижение риска связано, во-первых, с поиском и внедрением новых продуктов, услуг и технологий, производство которых не ведет к увеличению риска. Во-вторых, оно возможно за счет управления риском, которое предполагает его выявление и оценку, а также использование таких процедур и методов управления, которые снижали бы возможные риски.

Наши рекомендации