Тема 4. Антикризисное регулирование и управление

SWOT-анализ представляет собой метод исследования сильных и слабых сторон, возможностей и угроз фирмы. Анализ допустимого и критического уровня риска вследствие повышенной неопределенности рыночной ситуации в будущем и разработка инвестиционной стратегии на основе многовариантного прогноза это один из принципов разработки инвестиционной стратегии в условиях кризиса. Следовательно антикризисное 3

регулирование это макроэкономическая категория. Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются: - совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий, - оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям, прежде всего в ведущих отраслях - принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей со стороны государства как заказчика. Но не относится к основным направлениям государственного антикризисного регулирования развитие системы арбитражных судов. Федеральная служба по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСФО) должна:

1. проводить анализ финансового состояния организаций, имеющих признаки несостоятельности, подготавливать рекомендации по их устранению

2. формировать положения и критерии оценки платежеспособности организаций

3. учитывать неплатежеспособные организации в специальном реестре

Но Федеральная служба по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСФО) не должна вмешиваться во внутренние вопросы финансирования.

Тема 5. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Принципы антикризисного финансового управления организациейАнтикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии для реализации организационной функции. Арбитражный управляющий заключает договор подряда после назначения его арбитражным судом и с согласия кредиторов трудовым коллективом. Банкротство, проявляющееся в снижении уровня квалификации работников, их заработной платы, духовной деградации персонала, повышении частоты конфликтов, массовом высвобождении работников, характеризуется как социальное. Бизнес-план санации утверждают предприятие-должник, кредиторы, санаторы. В деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля проявляется организационный кризис. Суть антикризисного управления:

1. управление в условиях кризиса требует особых подходов;

2. кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

3. управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия

Основополагающим для антикризисного управления не будет являться кризисы, проявляющие в зависимости от экономики, а будет являться то, что кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать, кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, к кризисам можно и необходимо готовиться. Выделяют следующие свойства системы антикризисного управления:

1. гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным структурам управления;

2. склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

3. диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях.

К особенностям технологий антикризисного управления не относится адаптивность системы менеджмента к ситуации.

Существуют факторы, определяющие эффективность антикризисного управления:

1. профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка;

2. искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки;

3. методология разработки рискованных решений.

Тема 6. Государственное регулирование кризисных ситуацийДанная тема содержит ряд вопросов, касающихся государственного регулирования кризисных ситуаций. В комплексном использовании принципов, методов и средств маркетинга и маркетинговой информации, обеспечивающем непрерывность воспроизводственного процесса, снижение издержек, проявляется эффективность маркетинга. В настоящее время считается, что предприятие требует санации, если значение комплексного балльного показателя находится в интервале баллов от 0 до 2. Финансовое регулирование на уровне государства проводится в нормативно-законодательной деятельности, в управление совокупностью денежных средств, регулировании производства. Государственная политика в области промышленного производства не включает виды и формы бизнеса, но включает следующие аспекты социально-экономическую направленность, систему договорных отношений и конкурсную основу ее участников, широкое использование различных видов кредитов. Перераспределение доходов осуществляется с целью осуществления стратегии социальной политики государства. Государство заинтересовано в ликвидации неплатежеспособных предприятий, но все же оказывают финансовую поддержку в условиях финансового кризиса предприятиям обеспечивающим жизнеспособность государства и его безопасность. Тема 7. Стратегия и тактика антикризисного управления. Механизмы антикризисного управленияСтратегии антикризисного управления предупреждает кризис, подготовку к его появлению, выжидает зрелость кризиса для успешного решения проблем его преодоления, противодействует кризисным явлениям, замедляет его процессы. Стратегической целью антикризисного управления не является разработка программ совершенствования менеджмента предприятия. На основе стратегической цели разрабатывается тактика антикризисного управления. Тактика является инструментом стратегии. Стратегия при антикризисном управлении разрабатывается на очень короткий промежуток времени, а стратегической целью антикризисного управления является восстановление платежеспособности предприятия. Для антикризисного управления не всегда необходимо пересматривать миссию организации. Стратегия и качество антикризисных программ должны учитывать: - человеческий фактор; - система мониторинга кризисных ситуаций; - система мониторинга финансового состояния. Механизм антикризисного управления включает анализ ситуации, разработку стратегии, тактики. А выработка механизма антикризисного управления зависит от глубины кризиса. Тема 8. Банкротство предприятий и банков. Диагностика банкротства5

В данной теме наиболее актуальна следующая информация: кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Факторы кризисного состояния можно разделить на основные группы: внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от деятельности предприятия). Неэффективность управления можно отнести к проблеме наиболее характерной для современных предприятий. Проблема неэффективности управления обусловлена следующими факторами: - отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным; - низкая квалификация и неопытность менеджеров; - низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений. Реализация политики антикризисного управления при угрозе банкротства предприятия предусматривает следующие основные направления: - осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития; - определение масштабов кризисного состояния предприятия; - исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия. Социально-экономические факторы общего развития страны влияют на кризисное состояние предприятия. При банкротстве организации в последнюю очередь погашается задолженность другим кредиторам. В структуре причин трудовых конфликтов на российских предприятиях в 1995 году наиболее распространенной была низкий уровень оплаты труда, а в 1998 году распространена была причина невыплаты заработной платы. Тема 9. Виды анализа неплатежеспособностиДанная тема содержит ряд вопросов, касающихся видов анализа неплатежеспособности. В частности, Вам следует помнить, что нельзя сделать вывод об эффективности управления затратами, если затраты на производство продукции увеличились на 100 тыс. руб. Предприятие преодолело точку безубыточности, если из выручки возмещены переменные, прямые постоянные и косвенные затраты. Финансовый результат организации может принимать любое значение. При увеличении удельного веса затратоемкой продукции рентабельность продаж снижается. Баланс предприятия можно считать ликвидным, если предприятие имеет собственный оборотный капитал в размере 20 тыс. руб. Но может возникнуть и неплатежеспособность организации, это означает превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия. Финансовое состояние предприятия выражается в соотношение структур его активов и пассивов. Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагает особый подход. А в условиях ликвидации объектов основного производства в жестких условиях антикризисного управления весьма нежелательна и допустима только в качестве крайней меры. Тема 10. Нормативная система критериев для оценки несостоятельности (неплатежеспособности)6

Методы интегральной оценки угрозы банкротства основаны на комплексном рассмотрении показателей, а метод интегральной оценки состояния предприятия «модель Альтмана» (или «Z - счет Альтмана») основывается на анализе финансового состояния предприятия. Информационной базой «модели Альтмана» (или «Z - счет Альтмана») является баланс предприятия. Вероятность наступления кризиса может быть оценена по модели У.Бивера, а нормативы оценки состояния предприятия принимаются для всех предприятий одной отрасли. Коэффициент финансирования трудноликвидных активов заключается в определении в какой мере сумма всех внеоборотных активов и оборотных активов в форме запасов товарно-материальных ценностей финансируется собственными и заемными средствами. При оценке масштабов кризисного состояния предприятия используют три принципиальных характеристики: легкий кризис, тяжелый кризис, катастрофа. Существуют многофакторные модели оценки банкротства, они предпочтительнее, так как рассматривают положение дел со всех сторон. Модели Таффлера и Бивера дополняют друг друга. Нормативы критериев оценки кризисной ситуации разрабатываются и устанавливаются на уровне государства. Тема 11. Оценка бизнеса предприятияВ данной теме наиболее актуальна следующая информация: доля собственного капитала организации в общей сумме источников финансирования составляет 70%. Данная организация имеет низкий уровень финансовой устойчивости, а если доля собственного капитала организации в общей сумме источников финансирования составляет 20%, то данная организация высокий уровень финансовой устойчивости. Уровень платежеспособности предприятия отражает показатель ликвидности предприятия, а вероятность банкротства позволяет оценить формула Альтмана. При продаже предприятий-банкротов необходимо учитывать: - цена, по которой предприятие или доли в нем будут предлагаться к продаже, не должна быть занижена или завышена; - цена должна соответствовать рыночной; - цена должна быть определена независимым экспертом. Слияние (мерджеринг) проводят с целью увеличения рыночной стоимости бизнеса. Независимые оценщики бизнеса должны иметь лицензию, также независимые оценщики несут юридическую ответственность за достоверность оценки бизнеса. Результаты оценки бизнеса следует перепроверить и сопоставить с балансовой стоимостью. Тема 12. Антикризисные управляющие. Взаимодействие с профсоюзами в процессах антикризисного управленияДанная тема содержит следующую актуальную информацию: понятие «арбитражный управляющий» обобщает четыре категории управляющих, обеспечивающих проведение процедур банкротства: временные управляющие, административные управляющие внешние управляющие, конкурсные управляющие. Признаки банкротства юридического лица неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам. Арбитражным управляющим может быть только гражданин РФ, временный управляющий назначается для проведения процедуры наблюдения, внешний управляющий назначается для проведения процедуры внешнего управления. Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих: 7

- лица, которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам; - в отношении которых введена процедура банкротства; - которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий имеет право:

созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов;

обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайств вами в случаях, предусмотренных Федеральным законом;

получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены Федеральным законом.

Величину вознаграждения внешнему управляющему определяет собрание кредиторов. Основанием для отстранения арбитражного управляющего является несоблюдение им законодательства РФ, а также исключение его из саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Тема 13. Человеческий фактор антикризисного управленияВ условиях, когда применяются непопулярные меры или отсутствие времени не позволяет использовать другие подходы, целесообразно применение профсоюзами на коллективных переговорах стиля, характеризующегося сильным напором, низкой готовностью к сотрудничеству. В данной теме важны следующие понятия: - функция миссии организации - вдохновлять и побуждать к действию, создавать возможность сотрудникам проявлять инициативу, формировать главные предпосылки успеха деятельности; - связи с общественностью - вид деятельности, направленный на формирование положительного общественного мнения о фирме, ее продукции, о главных менеджерах, деловой культуре; Обеспечение поддержки персоналом проводимых преобразований – это цель антикризисной стратегии управления человеческими ресурсами. Задачи кадровой политики в условиях кризиса: - формирование команды менеджеров, способных разработать и реализовать программу выживания и развития предприятия; - сохранение ядра кадрового потенциала организации; - реструктуризация кадрового потенциала предприятия. Реструктуризация кадрового потенциала предприятия проводится по причине организационных преобразований в ходе реструктуризации, диверсификации производства, реорганизации предприятия. Антикризисная команда – это руководители и специалисты, объединенные общей целью и интересами, связанными с оздоровлением и развитием предприятия. Для анализа персонала антикризисной команды используются качественные характеристики персонала. Не всегда руководитель организации является лидером такой команды. А вот политический лидер – это явление микросреды. Тема 14. Управление рисками в антикризисном управлении

Риск – это объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения. Риски классифицируют по объекту и по природе риска. Несистематический риск – это риск, 8

зависящий от деятельности конкретного предприятия. К систематическим рискам можно отнести инфляционный, процентный, валютный, налоговый, инвестиционный. Рисками можно управлять, управление рисками – это оценка и оптимизация исходя из возможностей бизнеса. Существует ситуация риска – это разновидность неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определено. На степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Возможно провести качественный и количественный анализ экономических явлений, дать количественную оценку значения риска позволяет применение экономико-математических методов. И в результате конечной целью риск-менеджмента является получение наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска. Тема 15. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивостиВ данной теме наиболее актуальна следующая информация: инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Системный инновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном поиске изменений и в систематическом анализе этих изменений как источника социальных и экономических нововведений. Инновационный процесс должен начинаться при первых признаках финансовой неустойчивости. Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям. Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов и инновации - это коммерческое использование результатов творческой деятельности. Можно сказать, что новшество, задействованное в динамике, и до определенной степени развившееся становится нововведением. Тема 16. Инвестиционная политика в антикризисном управленииИнвестировать средства в предприятие в кризисном состоянии имеет смысл только после разработки бизнес-плана, но инвестиции в антикризисном управлении должны быть нацелены на финансовое оздоровление. Комплексом показателей определяется эффективность инвестиций. Выделяют в антикризисном управлении следующие виды инвестиций, это внешние и внутренние. Главный акцент инвестиций делается на стремление к повышению рыночной стоимости предприятия. Себестоимость единицы продукции уменьшается с ростом объема производства. Инвестиционная деятельность определяется как совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций и инвестиции бывают финансовые и портфельные. Тема 17. Технология антикризисного управленияПри переходе предприятия в кризисное состояние в долгосрочном аспекте целью является полная финансовая стабилизация, а вот в краткосрочном аспекте целью становится максимизация или экономия денежных средств. Повышается также текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах при переходе к антикризисному управлению. 9

Алгоритм финансового оздоровления в условиях кризисной ситуации последовательно включает следующие этапы устранение неплатежеспособности, восстановление финансовой устойчивости. Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные еѐ механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический. А вот основными этапами антикризисного процесса являются: диагностика финансового состояния, разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия, регулирование процесса финансового оздоровления. Оптимальный перечень показателей, определяемых для оценки финансового состояния показатели ликвидности; финансовой устойчивости; рентабельности; деловой активности. Комплекс антикризисных мероприятий должен включать: - мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов продаж; - мероприятия в сфере производства; - мероприятия в сфере управления издержками. Мероприятия по управлению оборотными активами не включают формирование кредитной политики. С помощью А-В-С – анализа проводят ранжирование дебиторов. Тема 18. Санация предприятий. Реструктуризация предприятия как путь сохранения его производственного потенциала и повышения экономической эффективностиСанация – это процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов. Основной целью санации восстановить платежеспособность предприятия. Планом санации может быть предусмотрена продажа предприятия. Наиболее радикальным способом санации является реструктуризация. Основные понятия: - реструктуризация – это радикальный способ преобразования организации, означающий изменение всех ее составляющих или структур; - реформирование – это нормативный и переходный (от одной системы к другой) характер преобразований; - досудебная санация – предоставление должнику финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности. Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры: - ликвидация дебиторской задолженности; - перепрофилирование производства; - закрытие нерентабельных производств. Планом санации может быть предусмотрена продажа предприятия. Необходимость реструктуризации предприятия возникает: - предприятие находится в кризисе; - текущее состояние предприятия удовлетворительное, однако прогнозы его деятельности неблагоприятны; - благополучные и быстро растущие предприятия, наращивающие отрыв от своих конкурентов на основе уникальных конкурентных преимуществ. 10

Тема 19. Бизнес – планирование повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятияБизнес- план – это система планов предприятия. Бизнес план повышения конкурентоспособности разрабатывается в случае снижения рыночной эффективности предприятии. Бизнес-план инвестиционного проекта нацелен на получение инвестиций. Бизнес-план финансового оздоровления предприятия является сводным документом финансового оздоровления предприятия. В бизнес-плане финансового оздоровления предприятия особое внимание необходимо уделить поиску источников инвестиций на выгодных условиях и увеличению доли активной части основных фондов. 11

Список литературы Основная

1. Жарковская Е.П. Антикризисное управление. – М.: Омега-Л, 2005. – 357 с.

2. Основы антикризисного управления предприятиями / Под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Академия, 2005. – 496 с.

3. Попов Р.А. Антикризисное управление. - М.: Высшая школа, 2005. – 429 с.: ил.

Дополнительная

1. Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: Инфра-М, 2003. – 432 с.

2. Антикризисное управление предприятиями и банками. – М.: Дело, 2003. – 840 с.

3. Зуб А.Т. Антикризисное управление. - М.: Аспект Пресс, 2005. – 319 с.

4. Митин А.Н. Антикризисное управление персоналом организации. – СПб.: Питер, 2005. – 272 с.: ил.

5. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 638 с.

Наши рекомендации