Багдасарян, сусанна джамиловна 6 страница
8 сентября 1802 г. был издан также Манифест об учреждении министерств: военно – сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Государственного казначейства на правах министерства. Был учрежден Комитет министров, состоявший из министров и главноуправляющих на правах министров. Создание министерств предполагало переход к буржуазному принципу отраслевого управления страной. Планировалось введение контрасигнатуры – скрепления подписями министров указов императора.
В Негласном комитете обсуждались также вопросы о полной реорганизации государственного строя и введения в стране конституционного правления. В 1809 г. подготовить проект Конституции было поручено М.М. Сперанскому. При подготовке проекта М.М. Сперанский руководствовался передовыми западноевропейскими правовыми и политическими идеями. В основу государственного устройства им был положен принцип разделения властен на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти действовала в рамках, строго очерченных законом. Исполнительная власть должна была быть ответственной перед законодательной. Контролирующую роль должно было играть общественное мнение, для чего было необходимо введение политических свобод.
На нескольких уровнях предполагалось создать представительные органы во главе с Государственной думой. Государственная дума должна была давать заключения по представленным ей законопроектам и заслушивать отчеты министров. Она являлась выразителем мнения народа.
Предполагалось создать Государственный совет, назначаемый императором, который бы соединил в себе законодательную, исполнительную и судебную власть. Мнение Государственного совета, утвержденное императором, становилось законом. Вопросы в Государственном совете решались голосованием, в случае разногласий император мог выбрать сторону большинстваили меньшинства. Все законы должны были вступать в действие после обсуждения в Государственной думе, Государственном совете и утверждения императором. Это означало, что реальная законодательная власть сохранялась в руках императора.
Избирательными правами наделялись все граждане России, владеющие землей и капиталом. Гражданам предоставлялись гражданские права. Вводился принцип: «никто не может быть наказан без судебного приговора».
1 января 1810 г. был торжественно открыт Государственный совет, что означало начало реализации проекта Сперанского. По дальнейшему плану к 1 мая должны были начаться выборы в Государственную думу, открытие которой планировалось на 1 сентября. Однако внезапно Александр 1 приостановил реализацию проекта. В марте 1812 г. Сперанский был арестован и сослан в Нижний Новгород.
После окончания войны с Наполеоном и присоединения к России Царства Польского Александр I ввел там Конституцию, давая понять, что за этим последует введение Конституции в России. В 1818 г. был издан Устав образования Бессарабской области, где создавался Верховный совет, обладавший законодательными и распорядительными полномочиями. В присоединенной к России в 1809 г. Финляндии также существовал центральный представительный орган – Сейм.
В начале 1818 г. Александр I поручил Н.Н. Новосильцеву разработать проект Конституции России. Работа над проектом велась под руководством П.А. Вяземского, за основу была взята польская Конституция.
В 1821 г. разработка 1 проекта, получившего название «Государственной уставной грамоты Российской империи», была завершена. Предполагалось создание двухпалатного парламента, верхней палатой которого был бы Сенат, назначаемый царем. Планировалось введение федеративного государственного устройства. Россия должна была делиться на 12 наместничеств, в каждом из которых имелся представительный орган. Подданные получали политические и гражданские права и свободы.
Проект уставной грамоты так и не был утвержден императором. Причины отказа Александра I от завершения реформ и от введения в России конституционного правления, скорее всего, связаны; возникшей оппозицией со стороны дворянства и с личной боязнью императора стать жертвой заговора, как его отец Павел I. Объективно существовали все возможности для конституционного развития России.
По форме правления в первой половине XIX в. Россия оставалась абсолютной монархией. Во главе государства стоялимператор. Согласно ст.1 «Основных законов» (1832 г.) его власть была самодержавной и неограниченной. Он имел исключительные права в законодательстве, управлении, суде. С 1797 г. был восстановлен порядок наследования престола от отца к сыну, отмененный Петром I.
Усложнение функций управления государством, обновление законодательства вели к частичной реорганизации старых и созданию новых высших и центральных органон управления. При императоре в 1801 г. был созданНепременный советв составе 12 человек. Он обладал совещательными функциями и был упразднен с созданием Государственного совета. Значительно большую роль играл неофициальный органНегласный комитет (1801-1803 гг.), состоявшийиз друзей императора, принимавших участие в обсуждении характера планируемых Александром I реформ.
В 1810 г. был образован Государственный совет – высший законосовещательный орган при императоре. Его члены или назначались царем, или входили в него по должности (министры). Председатель Государственного совета назначался императором. Аппарат Государственного совета состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий и государственной канцелярии. В департаментах проводилось предварительное обсуждение законопроектов, которые затем выносились на обсуждение общего собрания. Комиссия составления законов занималась кодификацией. Комиссия прошения рассматривала жалобы на действия чиновников (с 1835 г. – самостоятельное учреждение). В 1802 г. одновременно с министерствами был учрежденКомитет министров. В его состав входили министры, а также председатель Государственного совета, председатели его департаментов, отдельные лица, назначенные императором. Комитет министров был высшим административным учреждением.
В начале XIX в. был произведен ряд преобразований Сената. В 1802 г его функции были расширены. Сенат получил право представлять замечания на «высочайшие» указы. В 1803 г. Сенат был лишен этого права и постепенно превратился в орган высшего суда и надзора. Сенат состоял из ряда департаментов под главенством генерал-прокурора, который являлся одновременно министром юстиции. Число департаментов увеличивалось на протяжении первой половины XIX в. с 7 до 12. 1 – й департамент осуществлял надзор за правительственным аппаратом, остальные являлись высшими апелляционными судами для различных губерний. Высшим законосовещательным, административным и судебным правительственным учреждением по делам православной церкви являлсяСвятейший Синод.
В 1812 г. была учреждена Собственная его императорского величества канцелярия, которая постепенно превратилась в высшее государственное учреждение. Она состояла из отделений, каждое из которых являлось самостоятельным государственным учреждением и возглавлялось своим начальником. Начальник отделения назначался императором и был ответствен перед ним. Первое отделение осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведала штатами высших чиновников.
Второе отделение занималось кодификацией законов. Третье отделение являлось органом политического сыска и следствия и состояло из пяти экспедиций. Исполнительным органом третьего отделения являлась жандармерия, созданная в 1827 г. Четвертое отделение ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение занималось разработкой проекта реформы государственных крестьян, шестое – разработкой административной реформы в Закавказье.
Имелись также многочисленные высшие комитеты: комитеты по разработке мер по укреплению государственного аппарата (Особый секретный комитет и др.), крестьянские комитеты, комитеты по проведению внутриполитических карательных мероприятий и др.
1 сентября 1802 г. были образованыминистерства: военно – сухопутных сил, военно – морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства. Первоначально коллегии были сохранены и расписаны между министерствами. В 1811 г. принятием «Общего учреждения министерств» завершилась министерская реформа. Сложилась единая структура министерств. Во главе министерства стоял министр и его помощник – товарищ министра. Рабочий аппарат состоял из департаментов, которые делились на отделения, а отделения – на столы. Имелись также канцелярия и совет. Вводился принцип единоначалия. Министры назначались императором и были ответственны перед ним. В последующие годы количество министерств менялось. Так, с 1810 по 1819 гг. существовало министерство полиции, сначала выделенное из состава министерства внутренних дел, а затем вновь слившееся с ним. В 1826 г. было создано министерство императорского двора и уделов, объединившее разнородные учреждения, существовавшие ранее и обслуживавшие императора и членов его семьи. В 1837 г. было создано министерство государственных имуществ для управления государственными крестьянами.
Система местного управления претерпела незначительные изменения по сравнению с концом XVIII в. Страна была по-прежнему разделена на губернии и генерал-губернаторства (10). Генерал-губернатор являлся главой местной администрации губерний, входивших в состав генерал-губернаторства. Во главе губернии стоял губернатор, при котором действовало губернское правление. В царстве Польском и на Кавказе сохранялось наместническое правление. Губернаторы обладали достаточно большой властью на местах, в «Наказе губернаторам» (1837 г.) губернатор был назван «хозяином губернии». Финансовое управление губернией осуществляли казенные палаты (управляющий, его помощник и начальники отделений). Были созданы палаты государственных имуществ для управления на местах государственными крестьянами и имуществами.
Важнейшей исполнительной инстанцией местного аппарата являлись полицейские учреждения. Во главе уездной полиции с 1775 г. стоял уездный исправник, при котором находилось полицейское управление – земский суд. В состав земского суда входили исправник и 4 – 5 дворянских заседателей, а с 30-х гг. XIX в. – 2 заседателя от государственных крестьян. Канцелярия возглавлялась секретарем и состояла из двух столов: исполнительного и следственного. В 1837 г. уезды были разделены на станы. В каждый стан губернатор назначал становых приставов. В городах продолжали действовать управы благочиния, созданные по «Уставу благочиния» 1782 г.
В 1827 г. были образованы органы жандармерии. Вся территория страны (за исключением Польши, Войска Донского и Кавказа) была разделена на жандармские округа. Во главе каждого округа стоял жандармский генерал. Округ делился на отделения (1 – 2 губернии), возглавляемый жандармским штаб – офицером (с 1836 г. он был в каждой губернии). Жандармским генералам и штаб – офицерам подчинялись жандармские части. Органами жандармерии руководило третье отделение императорской канцелярии. В функции жандармерии входило приведение в исполнение законов и приговоров суда, поимка беглых крестьян, преследование преступников, рассеивание «запрещенных скопищ» и др.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Задача систематизации законодательства была поставлена еще в начале XVIII в. Петром I. В 1720 – 1725 гг. работала Уложенная комиссия. Был подготовлен проект нового Уложения, текст которого так и не был принят в связи со смертью императора.
Работа над новым Уложением была продолжена Екатериной II. В 1767 г. ею была созвана Уложенная комиссия, в состав которой вошли представители различных сословий. К началу комиссии. Екатериной II был подготовлен «Наказ», в котором, помимо декларации общих принципов управления государством, излагались принципы проведения кодификационной работы. Ставилась задача не просто пересмотреть старые законы, соврав их воедино, но выработать единое уложение на новых началах. Была разработана новая юридическая техника, основанная на западноевропейском опыте. Было предложено все правовые нормы разделить на «право общее» и «право особенное». «Право общее» должно было включать правовые нормы, регулирующие систему управления государством, порядок судопроизводства, основы судебной системы, основы уголовного права, полицейской системы и благочиния и пр. «Право особенное» регулировало отношения между сословиями, права собственности, обязательственные и брачно – семейные отношения.
Комиссия собрала и систематизировала большое количество законов, однако, новое уложение составлено не было. Это объясняется как трудностями самой работы, так и нежеланием Екатерины доводить ее до конца. Истинная цель императрицы состояла в изучении настроений в обществе, выраженных в наказах представителей сословий, работавших в комиссии. Принятие свода законов, ограничивающего высшую власть, не входилав планы императрицы.
Работа уложенной комиссии была приостановленав связи с начавшейся войной с Турцией, а в 1774 г. комиссия была окончательно упразднена. В 1796 г. при Павле I вновь была возобновлена работа по созданию Уложения. Но теперь ставилась задача не проведения кодификационной работы, а собрания воедино всех действующих законов. Комиссия подготовила 17 глав по уголовному судопроизводству, 9 глав по вотчинному праву и 13 – по уголовному.
В 1801 г. Александром I была создана новая комиссия по подготовке уложения, которая должна была руководствоваться следующими правилами:
– законы должны строиться на «непоколебимых основаниях права»;
– законы должны определять основы государственного строя (структуру и компетенцию государственных органов, права и обязанности подданных);
– законы должны определять основы судопроизводства и судоустройства;
– законы должны быть расположены по строгой системе. Комиссии предстояло подготовить: 1) общие государственные законы, взяв за основу те действующие законы, которые «наиболее полезны для блага народа»; 2) законы о судоустройстве и судопроизводстве; 3) местные законы для тех частей государства, где не действовали общие законы.
Уложение должно было состоять из шести частей:
– «законы органические и коренные» – определяли правовой статус императора;
– «общие основания и начала права» – содержали общие понятия права (формы права, принципы его толкования, понятия лица, вещи, владения, собственности и др.);
– общие гражданские законы (лица, вещи, обязательства);
– уголовные законы и устав благочиния;
– способы исполнения и применения законов, законы о судоустройстве и судопроизводстве;
– местные законы для особых регионов страны. С 1808 г. работой по кодификации начал заниматься М.М. Сперанский, который преобразовал комиссию, разделив ее на Совет, правление и группу консультантов. После открытия Государственного совета в 1810 г. работа по систематизации законодательства была сосредоточена в Комиссии по составлению законов, входившей в состав Государственного совета.
Под руководством М.М. Сперанского были подготовлены проекты трех частей гражданского уложения. Основные положения его были заимствованы из Гражданского кодекса Наполеона, что вызвало серьезную критику проекта. М.М. Сперанский вышел из состава комиссии, работу над законодательством возглавил Розенкампф. В 1813 – 1814 гг. были подготовлены новый проект Гражданского уложения, а также проекты Торгового и Уголовного уложений. Однако и они были отвергнуты при обсуждении в Государственном совете, которым было принято решение о составлении систематического свода действующих законов.
После смерти Александра I работа по систематизации была передана второму отделению Собственной его императорского величества канцелярии (1826 г.), фактическим главой которого стал М.М. Сперанский. К этому времени было принято окончательное решение создавать не новое Уложение, а собрать воедино все существующие законы.
Подготовительным этапом к созданию Свода действующих законов была работа над Полным собранием законов Российской империи, в котором были собраны и расположены в хронологическом порядке все законодательные акты, изданные после Соборного уложения 1649 г. Сложность состояла в том, что после 1649 г. ни разу не осуществлялась ни одна публикация свода законов. В архивах было обнаружено свыше 2 тыс. актов, ранее нигде не публиковавшихся. Был составлен реестр отобранных актов, куда вошли законодательные акты, изданные верховной властью и правительственными органами, судебные решения, ставшие судебным прецедентом, толкования к законам и наиболее важные частные решения.
В 1830 г. Полное собрание законов Российской империи было подготовлено и опубликовано. Оно состояло из 40 томов законов и 6 томов приложений. В него вошли в хронологическом порядке все действующие и утратившие силу законы с 1649 г.
Одновременно велась работа над Сводом действующих законов. При его составлении была использована следующая юридическая техника:
– статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагались словами указа без изменений;
– статьи Свода, основанные на нескольких указах, излагались словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов;
– каждая статья сопровождалась ссылками на указы, не вошедшие в нее;
– при наличии противоречащих друг другу указов выбирался наилучший или более поздний;
– сложные тексты упрощались.
Свод законов состоял из 8 разделов:
1) основные государственные законы;
2) учреждения: центральные, местные и устав государственной службы;
3) законы правительственных сил: уставы о повинностях, о податях и пошлинах, таможенный, монетный, горный, о соли, лесной, оброчных статей и счетные уставы;
4) законы о состояниях;
5) законы гражданские и межевые;
6) уставы государственного благоустройства: духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный, путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи;
7) уставы благочиния;
8) законы уголовные.
Свод законов включал лишь действующие законы, которые делились на основные группы в соответствии с наличием, по замыслу М.М. Сперанского, двух правовых порядков; государственного (разделы 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8) и гражданского (разд. 5), Впервые гражданское право было выделено в отдельную отрасль. Формального выделения других отраслей не было произведено, однако структура Свода свидетельствует о том, что сложились отрасли права: государственное, гражданское, административное, уголовное.
Каждая статья Свода сопровождалась комментарием, не имевшем, однако, силы закона.
В 1832 г. был опубликован Свод законов Российской империи в 15 томах, а в 1835 г. он был введен в действие. В последующие годы неоднократно производилось его переиздание.
«УЛОЖЕНИЕ О НАКАЗАНИЯХ УГОЛОВНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ» 1845 г.
В первой половине XIX в. была произведена кодификация норм уголовного права. Свод законов уголовных вошел в XV том Свода законов Российской империи. Впервые были выделены общая и особенная части.
Вскоре после публикации Свода законов встал вопрос о пересмотре уголовного законодательства. В 1845 г. было подготовлено и вошло в силу новое уголовное законодательство «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».
Подпреступлением понималось «как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано». Не было установлено разграничение между понятиями преступление и проступок.
Уложение четко определяло причины, устраняющие вменение:
1) случайность;
2) малолетство (до 10 лет исключалось вменение, с 10 до 14 лет условное вменение);
3) безумие, сумасшествие, совершенное беспамятство;
4) ошибка случайная иди вследствие обмана;
5) принуждение от превосходящей непреодолимой силы;
6) необходимая оборона.
Уложение различало виды соучастия: по предварительному согласию и без предварительного согласия. Соучастники в преступлениях, учиненных по предварительному согласию, делились на зачинщиков, сообщников, подговорщиков (подстрекателей), пособников, попустителей, укрывателей. Соучастники в преступлении без предварительного согласия делились на главных виновников и участников. Степень наказания соучастников была различна в зависимости от их роли в преступлении.
Субъективная сторона преступления подразделялась на умысел (с заранее обдуманным намерением и «по внезапному побуждению») и неосторожность. Степень наказания уменьшалась при неосторожном деянии, когда вредные последствия легко могли быть предвидены. Если вредные последствия невозможно было предвидеть, виновному в неосторожном деянии делалось лишь внушение.
Объективная сторона преступления предполагала наличие следующих стадий: умысел, приготовление к преступлению, покушение, оконченное преступление. Умысел и приготовление к преступлению подлежали наказанию лишь в особо оговоренных в законе случаях.
Система преступленийпо Уложению была весьма сложной. Уложение состояло из 12 разделов, каждый из которых был посвящен определенному виду преступления. Основными видами преступлений были:
– преступления против государства – восстания, измена, посягательства на жизнь царя и его семьи (карались лишением всех прав состояния и смертной казнью);
– преступления против религии (карались лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы);
– преступления против порядка управления – злоупотребление властью, разглашение служебных тайн, подделка документов и др.;
– преступления против личности – убийства (квалифицированные убийства карались лишением всех прав состояния и каторгой), нанесение увечий, ран, истязания и др.;
– имущественные преступления – завладение чужим недвижимым имуществом, грабеж, разбой, воровство, поджог и др.;
– преступления против семьи – насильственный или обманный брак, прелюбодеяние и др.
Система наказания также была достаточно сложной. Все наказания делились на уголовные и исправительные.
К уголовным относились смертная казнь, ссылка на каторжные работы, ссылка на поселение в Сибирь или Закавказье. Эти наказания сопровождались лишением всех прав состояния – лишением всех сословных прав и привилегий, прекращением семейно-брачных отношений, лишением имущественных прав. В качестве дополнительного наказания могло назначаться битье плетьми.
К исправительным наказаниям относились лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка на жительство в Сибирь или другие губернии, арест, выговор, замечание, внушение и денежное взыскание. Лишение всех особенных прав и преимуществ применялось к лицам дворянского и духовного сословий, купцам и состояло в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, прав поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном. Применялось полное или частичное лишение этих прав.
Наказания делились также на общие (главные, дополнительные, заменяющие), особенные (исключение или понижение по службе, выговор, замечание, вычет из жалования и др.) и исключительные (частичное лишение права наследования, лишение христианского погребения и др.).
Уложение действовало в редакциях до октября 1917 г.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОСЛОВИЙ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Законодательство первой половины XIX в. делило все население России на природных обывателей и инородцев (нерусские народы присоединенных территорий). Природные обыватели были разделены на четыре «главные рода людей» (состояния или сословия): дворяне, духовенство, городские обыватели, сельские обыватели. Сословья в свою очередь делились на податные и неподатные. К неподатным сословьям относились дворяне, духовенство и почетные граждане. К податным – мещане и крестьяне. Принадлежность к одному из четырех сословий была обязательной.
Лица, находившиеся вне сословий (например, незаконнорожденные) и лишенные прав состояния (после отбытия наказания), должны были приписаться к одному из податных состояний.
Права состояния приобретались путем: 1) пожалования со стороны царя; 2) государственной службы; 3) получения образования; 4) приписки. Права состояния передавались жене и детям.
Дворянство являлось привилегированным сословьем. Оно делилось на потомственное и личное. Приобреталось дворянство главным образом путем государственной службы, но доступ в него все более ограничивался. По указу 1856 г. для получения потомственного дворянства надо было дослужиться до 6 чина по военной и 4 чина по гражданской службе, а личного дворянства – соответственно до 14 и 9 чинов. Лица недворянского происхождения, имевшие чины по гражданской службе с 14 по 10 ранг, получали звание почетного гражданина.
Духовенство оставалось привилегированным сословием. Оно делилось на белое (приходское) и черное (монашествующее) Духовенство обладало следующими привилегиями: освобождалось от несения податей и повинностей, от телесных наказаний, от личных принудительных работ.
Дети священнослужителей в случае выхода из духовного сословья получали звание потомственных почетных граждан. Духовенство, награжденное орденами, приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственные дворянские права, а черное получало командорство, т.е. участок населенной земли на правах пользования с целью извлечения доходов.
Городское состояние делилось на пять групп: 1) почетные граждане; 2) купцы; 3) цеховые; 4) мещане; 5) рабочие люди. Почетное гражданство личное и потомственное было учреждено в 1832 г. с целью оградить дворянское сословье от проникновения представителей буржуазии. Почетное .гражданство присваивалось по праву рождения, по личной просьбе о причислении к нему, по представлению министров. Потомственное почетное гражданство получали крупные капиталисты, ученые, художники, дети личных дворян. Личное почетное гражданство давалось низшим чиновникам и лицам, окончившим высшие учебные заведения. Почетные граждане обладали привилегиями: освобождение от подушной подати, от рекрутской повинности, от телесных наказаний.
Купцы делились на три гильдии в зависимости от рода торговли. Причислившиеся в купечество пользовались правами купеческого состояния при условии уплаты гильдейских пошлин (кроме вдов и дочерей купцов). Права купеческого состояния: освобождение от телесных наказаний, свобода передвижения, право награждения чинами и орденами. Купцы первой гильдии имели дополнительные права. Купцы города образовывали купеческое общество во главе с выборными купеческими старостами.
В группу цеховых входили ремесленники, приписанные к цехам. Цехи подразделялись на временные и вечные. Цеховыми являлись ремесленники, приписанные к вечным цехам. Временная приписка к цеху возможна была без перемены прав состояния. В цех обязаны были приписываться все, занимавшиеся ремеслом. Ремесленники делились на мастеров и подмастерьев. Для перехода в разряд мастера необходимо было не менее трех лет проработать подмастерьем. Цехи имели свои органы управления – цеховой сход и ремесленную управу, для подмастерьев – подмастерскую управу.
Большинство городского населения составляли мещане, значительная часть которых работала по найму. Никакими особыми правами мещане не пользовались. Мещане каждого города составляли мещанское общество во главе с мещанским старостой и его помощниками, избиравшимися на три года и утверждавшимися губернатором.
К рабочим людям законодательство относило «порочных и подозрительных лиц дурного поведения», не принятых в мещанское общество.
Сословиесельских обывателей составляли крестьяне, как и прежде делившиеся на помещичьих, государственных, посессионных и удельных. В 1801 г. крестьяне (кроме помещичьих), а также мещане и купцы получили право покупать земли, с 1848 г. этим правом стали пользоваться и помещичьи крестьяне.
В 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», по которому помещики получали право (по их желанию) отпускать крестьян на свободу поодиночке или целыми селениями с наделением их землей на праве собственности за выкуп. Этим правом смогли воспользоваться 1,5 процента крестьян (в силу нежелания помещиков отпускать крестьян).
В 1816-1819 гг. от крепостной зависимости были освобождены прибалтийские крестьяне без наделения их землей.
В 1842 г. был издан указ об обязанных крестьянах, по которому помещикам предоставлялось право освобождать крестьян без земли. Крестьяне, получавшие при этом участки земли от помещика на условиях несения барщины и уплаты оброка, стали называться обязанными крестьянами. Помещики сохраняли право суда над обязанными крестьянами по маловажным преступлениям.
В 40-х годах была произведена реформа государственных крестьян. В 1837 г. было создано министерство государственных имуществ во главе с графом Кисилевым для управления государственными крестьянами. Было упорядочено оброчное обложение, увеличены наделы государственных крестьян, регламентированы органы крестьянского самоуправления: волостной сход и волостное управление, сельский сход и сельский староста.
В 1840 г. заводчики получили право освобождать посессионных крестьян.
ТЕМА № 7. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ВО ВТ. ПОЛ. XIX – НАЧ. XX в. ПЕРИОДА БУРЖУАЗНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА