Этапы организационного проектирования

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Вопрос РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Регион представляет собой целостную систему со своей структурой, функциями, связями и внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов исполнения.

В последнее время ученые и практики отмечают, что регионами в России необходимо считать субъекты Федерации.

Власти субъектов Российской Федерации должны быть сконцентрированы на решении следующих задач:

- укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства

- содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры

- развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.);

- совершенствование экономического районирования страны.

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Стратегия регионального развития государства не однородна по отношению к территориальным субъектам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации форм собственности и т.д.

Так стратегические установки социально-экономического развития, например Иркутской области и Калининградской области будут совершенно разные, в первом случае развитие будет направлено на к добычу полезных ископаемых, развитие топливной промышленности, нефтяной и тд, в свою очередь Калининградская область будет развиваться в области информационных технологий, взаимоотношение со странами соседями, проведение структурных преобразований в экономике, ее диверсификацию, увеличение роли обрабатывающей промышленности, развитие сферы услуг и отраслей с высокой долей добавленной стоимости. Структурные сдвиги в экономике будут сопровождаться ростом спроса на качественное инфраструктурное обеспечение социальной и экономической деятельности.

Вопрос ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА СУБЪЕКТОВ РФ, ВХОДЯЩИХ В СФО

Сибирский федеральный округ

Дата образования - 13 мая 2000 года.

Около 30% территории РФ.

Состав СФО

12 субъектов Российской Федерации, в том числе:

- 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия);

- 3 края (Алтайский, Забайкальский, Красноярский);

- 5 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская).

Административный центр - г. Новосибирск

Конкурентные преимущества регионов:

По уровню социально-экономического развития в Сибири выделяются 3 группы субъектов Российской Федерации:

Первая группа - регионы с относительно высокой плотностью населения, относительно сбалансированной аграрной и промышленной экономикой, сравнительно высоким уровнем развития инфраструктуры и освоенности территории (Алтайский край, Новосибирская, Омская и Томская области). Здесь сосредоточен основной научно-образовательный и аграрный потенциал, обрабатывающий и перерабатывающий сектор промышленности Сибири. Государственная политика в отношении этих регионов должна быть направлена на ускоренное развитие региональных зон опережающего экономического роста, определенных с учетом конкурентных преимуществ и возможностей экономики субъектов Российской Федерации. Это будет выражаться в том, что развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств будет происходить в основном в наиболее развитых промышленных и агропромышленных районах Сибири;

Вторая группа - промышленные регионы, характеризующиеся ярко выраженной специализацией, относительно высоким уровнем развития перерабатывающей промышленности и ресурсных отраслей (Иркутская и Кемеровская области, Красноярский край, Республика Хакасия). Государственная политика в отношении этих регионов должна быть направлена на институциональную и финансовую поддержку комплексного развития с целью стабилизации их присутствия на внутреннем и внешнем рынках топливно-сырьевых ресурсов и притока валютных ресурсов;

Третья группа - регионы с относительно низкой плотностью населения и сравнительно низким уровнем социально-экономического развития, к которым можно отнести Республику Алтай, Республику Бурятия, Республику Тыва и Забайкальский край. Стратегическим направлением региональной политики по поддержке этих регионов является адресная государственная поддержка и комбинированное использование элементов ресурсной, инновационной и рекреационной составляющих Сибири. Для Республики Тыва и Забайкальского края - это стимулирование согласованной реализации инфраструктурных и сырьевых проектов на базе государственно-частного партнерства. Для Республики Алтай и Республики Бурятия - это стимулирование капиталовложений в комплексное освоение природно-рекреационных ресурсов на основе щадящих, экологически чистых технологий производства продукции и услуг.

Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции оказывается неконкурентоспособной. К числу основных факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие Сибири, относятся следующие

Качественное ухудшение сырьевой базы. Крупные месторождения наиболее освоенной Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции вышли на поздние стадии разработки с падающей добычей. Доля трудноизвлекаемых запасов с низкими дебитами скважин (менее 10 т/сутки) составляет 55-60% и продолжает расти. Часть месторождений близка к своему исчерпанию. Высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более развитой Европейской части России, промышленно развитых стран Европы и Азиатско-тихоокеанского региона; низкой плотностью населения в самой Сибири; недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры.

Повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на производственные и социальные нужды из-за суровых природно-климатических условий.

Отсутствие эффективных мер привлечения инвестиций на региональном уровне.

ОСНОВЫ ПРАВА

Статья 130

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека - высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государствогарантирует, соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;

4) все люди равноправныи имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Федера́ция — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Составные части федерации - это своеобразные подобные государству образования, которые называются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

Социа́льное госуда́рство — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся

Светское государство — государство с устройством, где церковь отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Обязанности

Статья 67.4. Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

Исполнение явно преступного приказа влечет за собой ответственность по закону.

Статья 67.5. Основное общее образование обязательно.

Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Статья 67.6. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.

Статья 67.7. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Статья 67.8. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 67.9. Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.

Статья 67.10. Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом.

Статья 67.11. Никто не должен быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

СИСТЕМА ГОС УПРАВЛЕНИЯ

1 вопрос ГОС УПРАВЛЕНИЕ

Государственное управление (шир)– деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий.

Государственное управление (узк) - подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признакигосударственного управления:

• это вид государственной управленческой деятельности;

• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

• обеспечивается посредством системы гарантий;

• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Субъектами государственного управленияявляются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданства) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих отношений с государственными органами исполнительной власти, а государственные органы, их структурные подразделения и служащие – как управляющие субъекты в административно-правовых отношениях друг с другом в любых соотношениях, а также в отношениях с общественными объединениями и гражданами.

2 вопрос ГОС ОРГАНЫ, ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИИ

Гос. орган - часть гос. аппарата, представляющая собой организацию или должностное лицо, наделенное в соответствии с КРФ и ФЗ властными полномочиями по выполнению отдельных гос. функций.

Виды ГО:

1) В зависимости от способов формирования:

-выборные

-невыборные

2) по составу:

- единоличные (состоит из 1 должностного лица)

-коллективные (состоят из нескольких должностных лиц)

3) по времени действия:

- постоянные – большинство

- временные – создаются на период Чс, военных конфликтов.

3) По уровням власти:

-федеральные гос.органы

-гос. органы субъектов РФ

Органы законодательной власти –ветвь власти, основной функцией которой является принятие законов.

Исполнительная власть - основной функцией является оперативное управление, связанное с исполнением принятых законов.

Судебная власть - основной функцией является правосудие или разрешение социальных конфликтов.

3 вопрос ПРЕЗИДЕНТ РФ

Правовой статус:

Конституция РФ определяет Президента РФ как главу государства, ставит на первое место среди федеральных государственных органов и не относит непосредственно ни к одной из основных ветвей власти. Есть и иная точка зрения, согласно которой Президент РФ является фактическим руководителем исполнительной власти. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ и является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ, руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти.

Президент в соответствии с КРФ обладает широким кругом полномочий(гл 4 КРФ)

Основные требования к кандидату на должность президента:

1) Гражданство

2) Возраст от 35 лет

3) 10 последних лет проживание на территории РФ.

Существует еще ряд требований: лицо раннее избиравшееся 2 срока подряд не может быть зарегистрировано кандидатом на 3 срок.

ГД.

Избирается на 5 лет. Т.к. ГД выборный орган – на 1 собрании формируется структура ГД. Основная роль в формировании структуре ГД играет партийная фракция (группа депутатов принадлежащих к одной партии).

4 фракции- распределяют между собой места. Избирается председатель ГД (ЕР), его заместители – 5 человек, дальше формируются структурные подразделения ГД:

1) Комитеты– основной орган, который отвечает за определенное направление деятельности.

-отраслевые – по сельскому хозяйству, промышленности и т.д.

- функциональные – по бюджету, налогам и финансам, по законодательству.

В комитете избирается председатель и зам.председателя (ЕР).

Председатель ГД, его 5 замов и председатели комитетов составляют Совет ГД. Решают вопросы о принятии законопроектов.

2) КомиссииГД –

-постоянно –действующие (мандатная комиссия, комиссия по депутатской этике)

- временные комиссии- (по проведению партийных слушаний, по проведению парламентских расследований.

Аппарат ГД – состоит из фед. Служащих. Каждый депутат имеет помощника.

СФ

Это постоянно действующий орган. Состоит из:

1) Председателя. Избирается членами СФ.

2) Первого заместителя и 4 заместителей.

3) Совета палаты

4) Комитетов – основной структурный орган, отвечает за определенное направление деятельности (комитет по обороне и безопасности, по международным делам). Каждый член СФ обязан состоять в одном из комитетов.

5) Комиссии – способствуют организационной работе палаты.

-постоянные комиссии – по контролю за достоверностью сведений о доходах, имуществе и обязательствах, которые предоставляют члены СФ.

-временные – создаются для решения определенных задач ( по развитию информационного общества)

6) аппарат СФ состоит из гос. служащих, обеспечивающих деятельность СФ. Состоит из управления и отделов. Возглавляет его руководитель аппарата, назначаемый председателем СФ.

6 вопрос СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ

Исполнительно распорядительная власть имеет следующие признаки:

1) Самостоятельная ветвь гос. власти

2) Самая многочисленная из ветвей

3) Невыборная власть

4) Нет конкретного срока полномочий

5) По строению она обладает иерархической структурой

6) Имеет силовую компоненту – спец.аппарат

7) Распоряжается финансами государства.

8) Действует непрерывно во времени и пространстве

Система исполнительной власти:

1) Правительство РФ – высший орган ИВ.

2) Ведомства

3) Территориальные органы ведомств.

Правительство РФ формируется сверху. Президент предлагает кандидатуру….

Структура правительства утверждается президентом. Указ президента « о системе и структуре фед. Органов исполнительной власти».

В правительстве существует 2 блока:

1) Президентский;

2) Правительственный

Министерство –основной вид ведомства. Руководитель министерства- министр является членом правительства. Это гос. должность. Функции:

1) Осуществление и реализация гос. политики в определенной сфере.

2) Издание подзаконных нормативных актов в форме приказов в своей сфере управления.

3) Координация деятельности, входящих в министерство служб и агенств.

Федеральные службы. Функции:

1) Правоохранительная

2) Контрольно-надзорная

Фед. службы могут иметь 3 вида подчиненности:

1) Президенту- силовой блок: ФС внешней разведки, охраны, безопасности

2) Председателю правительства – таможенная, миграционная.

3) Министерствам- налоговая, министерство финансов.

Фед.агенства. Функции:

1) Выполнение функций собственника гос. имущества- федер. лесное агентство, по рыболовству

2) Оказание гос.услуг, связанных с функцией собственника

Принципы построения территориальной структуры ведомств:

1) Административно-территориальный – наиболее распространен. Территориальные органы ведомств размещаются в соответствии с адм/тер делением государства. 85 субъектов РФ. В каждом субъекте ест ь орган управления.

Если есть необходимость, может быть звено в районе или в городе.

Самым нижним звеном является поселковые и городские, а также сельские отделы и управления. (полиция-министерство внутренних дел)

2) Региональный принцип - используется в основном фед.службами.

Региональное отделение охватывает несколько субъектов РФ, но располагается в одном из них, в других субъектах РФ находится представительство регионального отделения.

Фед. Службы используют этот принцип, т.к. это позволяет добиться большей независимости от местной власти. (ФС финансово-бюджетного надзора)

Подотчетность- президенту подчиняется силовой блок и министр иностранных дел, т.к. он верховный главнокомандующий.

У экономического блока двойная подчиненность: и президенту и правительству.

Административный

-по объекту регламентирования – ведомственный и межведомственный

-по содержанию – административные регламенты оказания гос.услуг (меж и вед), а также административные регламенты по выполнению отдельных гос.функций (носят внутренний характер).

2) Должностные регламенты разрабатываются на основе адм.регламентов – документ, регламентирующий деятельность гос.служащих ( может содержать элементы различных административных регламентов).

7вопрос ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

Рассматривается в 2 аспектах:

1) В узком смысле –группа лиц, которая осуществляет руководство исполнительной властью в стране

2) В широком смысле- состоит из органов исполнительной власти, т.е. структура исполнительной власти.

Правительство РФ состоит из:

1)Председателя правительства

2)Заместителей председателя правительства – 2 первых

3)Члены правительства (министры, некоторые руководители служб, агенств)

США

Форма правления – президентская республика.

Политический режим –демократия. Один из самых старейших на сегодняшний день.

Этот режим является наиболее близким к идеалу. Выражается в том, что в США действительно есть демократия, которая построена снизу вверх. С местного самоуправления и до самого верха существует широкая система выборности, т.е. выбираются мировые судьи, прокуроры, шэрифы местной полиции и т.д.

У США федеративное устройство. Американская федерация состоит из 50 штатов и фед.окурга –Колумбия. Она является также одной из старейших, здесь хорошо организована система разграничения полномочий между федерацией и штатами.

Франция

Форма правления смешанная республика.Часто менялась.

Форма гос.устройства- жесткое централизованное государство. Франция делится на департаменты, в каждом департаменте назначается руководитель.

Политический режим- демократический. Сильно проявляется административная власть. Особе место занимают силовые структуры, которые жестко пресекают беспорядки.

Германия.

Форма гос.устройства –федеративное устройство.

Федерация-ассиметричная. Означает, что нет равенства прав земель.

Форма правления- парламентская республика. Правительство формируется парламентом.

В германии многопартийная система с 2 доминирующими партиями, которые находятся у власти заключив коалицию.

Политический режим - демократический. Меньше возможности для инициативы граждан, тк.к существует определенный порядок.

13 вопрос ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОС ПОЛИТИКИ

Гос.политика –практическая деятельность гос.органов, направленная на выполнение основных гос.функций и соответствующая интересам большинства общества.

Виды гос.политики:

Внешняя

-политика в сфере обороны и безопасности

-внешнеэкономическая

-внешне экологическая

- политика в сфере поддержания мира

Внутренняя

-экономическая

-финансовая и денежно-кредитная

-социальная

-региональная

-кадровая

Механизмы формирования ГП:

ГП имеет 2 формы:

1) Механизм разработки

2) Механизм реализации

За механизм разработки отвечает президент . Весь блок внешней политики относится к президенту, т.е. он ее разрабатывает и реализует.

Реализация внутренней политики занимается правительство.

Механизм разработки включает:

1) Определение основных направлений и концепций развития государства

2) Составление программно-целевых документов

3) Проведение эксперимента (система квалификаций для министерств)

К программно-целевым документам относятся :

-концепции (общие)

-программы(конкретно)

-доктрины (внешняя политика)

По каждой программе правительство разрабатывает план реализации.

Целевые программы как правило ведут конкретные ведомства.

Послание Президента России Федеральному Собранию — ежегодное обращение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Является программным политико-правовым документом, выражающим видение главой государства стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу. Включает в себя как положения политического, экономического, идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента.

Нормотворчество – это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм, или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения.

Нормотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение.

Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной жизни - экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики - международная, общегосударственная, региональная, местная; функции политики - внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия - отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.

14 вопрос АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В РФ

Администрати́вная рефо́рма в Российской Федерации — реформа системы государственного управления.

Административные преобразования в период с 1991 года по настоящее время можно условно разбить на три периода:

  • административные преобразования 1991–1999 годы, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления экономикой и формирование новой структуры и системы органов государственной власти Российской Федерации;
  • первый этап административной реформы, проведенный в 2003–2005 годы, преследующий политическую цель укрепления государственной власти в стране и определяемый соответствующим замыслом, выработанным в период 2000–2002 годов;
  • второй этап административной реформы, начавшийся в 2006 году, политически ориентированный на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной Концепции административной реформы.

Первый этап (2003–2005)

23 июля 2003 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о проведении административной реформы, о необходимости которой он говорил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию.

Первый этап, разработанный группой Дмитрия Козака заключался в разграничении полномочий между различными узлами бюрократической сети.

Второй этап (2006-2010)

25 октября 2005 г. правительство Российской Федерации одобрило концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах

Теории МСУ.

Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права и была разработана немецкими учеными в начале XIX века. Цель этой теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически является предшественницей государства. Последнее появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим мотивам. В догосударственный период община является независимой, самостоятельной единицей в решении всех задач. Она свободна от внешнего влияния. Сторонники теории свободной общины стояли на позиции независимости общины от государства.

Хозяйственная и общественная теория самоуправления.Сущность данной теории состоит в том, что самоуправление есть заведование делами местного хозяйства. Ее сторонники утверждали, что собственные дела общины - это дело общинного хозяйства, и что таким образом самоуправление есть управление делами местного хозяйства. При этом на первый план выдвигались дела хозяйственного характера. Хозяйственная и общественная теория самоуправления, равно как и теория свободной общины, основывалась на противопоставлении государства обществу.

Государственная теория самоуправлениябыла разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Самоуправление есть государственное управление - вот откровенный вывод школы германских юристов.

Политические теории местного самоуправления.Согласно одной из политических теорий, созданной Р. Гнейстом, сущность местного самоуправления заключается в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности безвозмездно. Смягченной формой этой теории является учение О. Майера, согласно которому сущность самоуправления заключается в выполнении в нем должностных функций лишь в порядке побочных, не основных занятий.

Правовую основуместного самоуправления составляют: — Европейская хартия о местном самоуправлении, — Конституция Российской Федерации,

- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

- другие федеральные законы;

- конституции, уставы субъектов Российской Федерации, — законы субъектов Российской Федерации,

- уставы муниципальных образований,

- другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

2 вопрос МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МСУ ЗА РУБЕЖОМ

Французская

Основной признак: высокая степень вовлеченности гос органов в деятельность ОМСУ. Трудно провести границу между компетенцией органов власти и ОМСУ. Нет муниципальной службы.

Прогнозно-аналитический

Формирование и анализ информационной базы.

Разработка концепций с/э развития МО. Не должна противоречить концепции субъекта РФ.

3) Программно – плановый. Программа по своей сути является механизмом реализации концепции развития МО.

На этом этапе создаются планы с/э развития МО.

Долгосрочный план составляется на срок до 10 лет на уровне ГО и МР. Не должен превышать сроков реализации долгосрочных программ развития субъектов РФ.

Среднесрочный план – до 5 лет. Конкретизирует основные положения долгосрочных планов.

Текущий (годовой) план – с одной стороны является инструментом реализации стратегических целей и задач, с другой- является основой бюджетного планирования (конкретность, реалистичность).

6 вопрос ОРГАНЫ МСУ

Это организация или должностное лицо прямо или опосредовано получившее от населения МО полномочия по решению вопросов местного значения.

Признаки ОМСУ:

1) Орган публичной власти

2) Наличие полномочий по решению вопросов местного значения

3) Компетенция ОМСУ распространяется на всю территорию МО.

Глава МО – высшее должностное лицо МО.

Глава Мо имеет представительскую функцию, т.е. представляет МО: заключение договоров и соглашений со всеми другими субъектами, право подписи устава и решений ПО и т.д.

Имеет собственные полномочия в решении вопросов местного значения. Глава МО является главой местной администрации, главой ПО, сильный мэр.

Срок полномочий от 2 до 5 лет - конкретно в Уставе.

Особых требований нет, возраст 21 год, гражданство, дееспособность.

Прекращение полномочий:

Смерть, по собственному желанию, удаление в отставку, признание недееспособным, прекращение гражданства, отзыв избирателями, преобразование МО, увеличение численности избирателей МО больше 25 %.

Представительный орган -выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решение, действующее на территории МО.

ПО состоит из депутатов.

Структура ПО:

1) Председатель избирается членами ПО

2) Заместитель

3) Комитеты и комиссии

Срок полномочий от 2 до 5 лет. Конкретно в Уставе.

Исключительная компетенция ПО:

1) Принятие Уст

Наши рекомендации