Структура организации. Этапы организационного проектирования.

Структура организации (или организационная структура) может и должна рассматриваться как отражение отношения организации к своему персоналу. Именно структура организации определяет степень включенности людей в дела предприятия, типы и принципы формирования рабочих групп и управленческих команд, особенности построения сетей коммуникации.

Поскольку структура — это прежде всего совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему, то возможные связи между звеньями системы позволяют различать следующие виды структурирования:

· линейная — звенья связаны друг с другом последовательно;

· кольцевая — звенья связаны друг с другом также последовательно, но “выход” последнего звена одновременно является “входом” первого;

· “колесо” — в отличие от кольцевой в центре (на месте “оси”) имеется звено, связанное со всеми остальными;

· звездная — в отличие от структуры “колесо” отсутствуют периферийные связи (“обод”), а звенья связаны между собой лишь через центр (центральное звено);

· многосвязная — в отличие от кольцевой структуры каждое звено связано со всеми остальными;

· сотовая — каждое звено связано либо с четырьмя другими (либо с тремя) и имеет один внешний “выход” (“вход”), либо с двумя и имеет два внешних “выхода” (“входа”);

· иерархическая — характеризуется наличием иерархии управления;

· смешанная — в различных подсистемах возможны перечисленные виды структур.

Экспериментальное изучение этих видов структурирования показало различную их эффективность. Линейная структура дает неплохие результаты при решении простых задач с малым объемом исходных данных. Кольцевая — предпочтительнее там, где требуется творческий подход к решению, она же способствует наибольшей удовлетворенности участников своей деятельностью. Наименьшее влияние на результат решения оказывает квалификация участников в многосвязной и сотовой структуре, а наибольшее — в звездной и иерархической.

Факторы проектирования организаций — это параметры внешней и внутренней среды, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры.

В самом общем виде мы можем выделить четыре группы факторов:

· внешняя среда и инфраструктура, в которой действует организация;

· технология работ и тип совместной деятельности;

· особенности персонала и корпоративной культуры;

· стратегия развития организации и прототипы, уже существующие, и показавшиеся себя эффективными организационные структуры аналогичных организаций.

Организационное проектирование– метод формальной организации целостных систем, обладающих высокой надежностью, устойчивостью и экономичностью. Предметом организационного проектирования являются новые структуры, системы, управляемые процессы. Организационное проектирование настроено на создание новых объектов, модификацию существующих и коренную реконструкцию объектов и процессов.

Этапы организационного проектирования:

1. Предпроектный (исследовательский) – включает в себя проведение прикладных исследований, анализ работ и предварительную оценку эффективности организационных решений. Этап заканчивается разработкой технического задания. Ключевым моментом исследования является моделирование– адекватное замещение реального объекта моделью, которая более удобна для изучения поведения и свойств реального объекта.

2. Этап технического проектирования – предполагает выбор окончательного варианта организационного решения.

3. Этап рабочего проектирования – заключается в разработке конкретной рабочей документации и экспертизы проект. Главной целью экспертизы является оценка качества проекта с точки зрения соблюдения определенных правил и требований и предотвращения экономических потерь.

Этапы экспертизы:- внутренняя – проводится в форме: (контроля технической документации; рассмотрения проектов специалистами организации, для которой разрабатывают проект; обсуждение проекта в коллективе работников организации для конкретного выполняемого объекта; научный или научно-производственный совет);- внешняя – проводят государственные вневедомственные органы пожарного, технологического, санитарного и прочего надзоров, а так же инвесторы.
Частным случаем организационного проектирования являетсяпроект организационной структурыуправления. При его разработке необходимо помнить, что организационная структура – это сложный объект, который включает в себя совокупность взаимосвязанных целей, распределения задач, функций, полномочий и ответственности между подразделениями и звеньями организации, подготовки информации и документов.

Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии.

Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. Это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования. Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.

Во-первых - методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.

Во-вторых, - внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.

Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:

1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т. д.);

2) учетная информация (информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения к балансу) и управленческого учета);

3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация;
4) политическая информация и т. д.

Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.

В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса.

В-четвертых - программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.

Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Составные части бизнес-плана.

Титульный лист.заголовок плана и дата его подготовки; кто подготовил план, полное имя и адрес фирмы; для кого подготовлен план.

Оглавление – это наиболее читаемая часть. Оно должно дать четкое представление обо всем содержании

Резюме.Резюме – это ключевая часть документа.

- введение: включает цели плана, суть проекта;

- основное содержание: род деят-ти, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования ;

- заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя.

История бизнеса.Этот раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует.

Описание продуктов (услуг).- Необходимо объяснить конкурентные преимущества товара.

Анализ положения дел в отрасли.важно показать размеры рынка, основные сегменты рынка, вывод об общей привлекательности рынка. Нужно дать прогноз продаж своей продукции.

Оценка конкурентов и выбор стратегии.описание стратегии и возможные ответные действия конкур-в:

План производства.техническое описание и экономические расчеты издержек производства.

План маркетинга. нужен чтобы: осознать цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности;

Организационный план.знакомит с формой собственности, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы.

Финансовый план.баланс орг-ции, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.

Оценка и страхование риска.Риск означает вероятность неполучения прибыли или получение убытков.

Среди мер снижения риска выделяют эфф-е прогнозирование и систематическое планирование деят-ти, страхование и самострахование.

Составление Б-П - очень трудоемкое и ответственное дело. В настоящее время появились специальные компьютерные программы для разработки бизнес-плана. Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы. Бизнес план, охватывает длительный период – 3-5 лет, иногда больше. Тщательно подготовленный и составленный план бизнеса открывает перспективу его развития.

Реализовать бизнес-план – означает выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.

Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.

Наши рекомендации