Положение о правах огпу в части административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь

Марта 1924 г.

В целях борьбы с преступной деятельностью лиц, признаваемых в порядке, установленном ниже, социально-опасными, Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет:

1. Предоставить Объединенному Государственному Политическому Управлению право в отношении лиц, признаваемых ими на основании нижеперечисленных признаков социально-опасными:

а) высылать таковых из местностей, где они проживают, с запрещением дальнейшего проживания в этих местностях на срок не свыше трех лет;

б) высылать таковых из тех же местностей с запрещением проживания, сверх того, в ряде местностей или губерний, согласно списка, устанавливаемого Объединенным ГПУ на тот же срок;

в) высылать с обязательством проживания в определенных местностях по специальному указанию Объединенного ГПУ и обязательным в этих случаях гласным надзором местного Отдела ГПУ на тот же срок;

г) заключать в концентрационный лагерь сроком до трех лет;

д) высылать за пределы государственной границы Союза ССР на тот же срок.

2. Вынесение постановлений о высылке возложить на Особое Совещание в составе трех членов Коллегии Объединенного ГПУ по назначению председателя ОГПУ, с обязательным участием Прокурорского надзора, коему предоставить право приостанавливать постановления Совещания при ОГПУ и опротестовывать таковые в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

3. При Союзных Республиках вынесение постановления возлагается на такие же совещания в составе членов Коллегии ГПУ при Союзных Республиках под председательством Уполномоченного Объединенного ГПУ, с предоставлением Особому Совещанию при Объединенном ГПУ право пересмотра и изменений любого постановления особого Совещания ГПУ при Союзных Республиках.

4. Исключительному ведению Особого Совещания при ОГПУ по высылкам, ссылкам, заключению в концентрационный лагерь принадлежит разрешение вопросов о применении этих мер в отношении лиц:

а) причастных к контрреволюционной деятельности, шпионажу и другим видам государственных преступлений, применительно к ст.ст.57-73 Уголовного кодекса РСФСР;

б) подозреваемых в контрабандной деятельности по ввозу или вывозу товаров или переходу границы без соответствующего на то разрешения, или способствования такому переходу;

в) по подозрению в подделке денежных знаков и государственных бумаг, при отсутствии достаточных оснований для направления дел о них в судебном порядке;

г) спекулирующих золотой монетой, иностранной валютой, драгоценными металлами и сырой платиной и связанных в своей деятельности с иностранными организациями, не имеющими торгового характера.

5. В применении этих мер Особое Совещание Объединенного ГПУ не связано границами Союзных Республик.

Право высылки за границу Союза ССР и заключения в концентрационный лагерь принадлежит исключительно Особому Совещанию при Объединенном ГПУ.

6. Особым Совещанием ГПУ Союзных Республик предоставить исключительное право высылки лишь в пределах территории данной Республики, причем только в отношении следующих лиц:

а) подозреваемых в совершении бандитских налетов, грабежей, разбоев, а также их пособников и укрывателей применительно соответствующим статьям Уголовного кодекса данной Союзной Республики, в случае отсутствия достаточных данных для направления дел о них и порядке судебного преследования;

б) не имеющих определенных занятий и не занятых производительным трудом, а именно: 1) профессиональных игроков на бегах, скачках и игорных домах; 2) шулеров и аферистов; 3) содержателей всякого рода притонов и домов терпимости; 4) торговцев кокаином, морфием, сантонином, спиртом, самогоном и другими спиртосодержащими веществами без соответствующего на то разрешения; 5) спекулянтов черной биржи, в отношении коих имеются данные об их особой злостности или связи с социально-преступной средой; 6) лиц социально-опасных по своей прошлой деятельности, а именно: имеющих в прошлом не менее двух обвинительных приговоров или четырех приводов по подозрению в имущественных преступлениях или посягательствах против личности и ее достоинств (хулиганство, вовлечение в проституцию, сводничество и т.п.).

Категории лиц, на которые подлежит распространение указанных прав, не могут быть расширяемы без особой санкции каждый раз Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

7. При признании Особым Совещанием ГПУ Союзной Республики необходимости выслать кого-либо из лиц данной категории за пределы данной Республики, или заключить их в концентрационный лагерь, таковое постановление получает силу лишь по утверждении Особым Совещанием при ОГПУ. Равным образом, при признании Особым Совещанием ГПУ Союзной Республики о необходимости выслать кого-либо из лиц, подпадающих под категорию лиц, перечисленных в ст.4 настоящего Положения, – последнее может лишь возбудить ходатайство о таковой высылке перед Центральным Особым Совещанием при ОГПУ.

8.При вынесении постановления по высылкам обязательно участие Прокурорского надзора данной Союзной Республики, с предоставлением последнему права протеста, как в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союзной Республики, так и непосредственно в Центральную Прокуратуру, наблюдающую за деятельностью Объединенного ГПУ.

9. Постановление о высылке каждого отдельного лица должно сопровождаться мотивированным указанием причины высылки, района и срока ее, причем предварительное выяснение поводов к высылке должно обязательно сопровождаться личным вызовом и допросом высылаемого лица.

Представление же о высылке, исходящее от местных отделов Объединенного ГПУ, должно, сверх того, сопровождаться прилагаемым к ходатайству заключением местного Прокурорского надзора.

10. Лица, в отношении коих постановления о высылке сопровождаются указанием со стороны Совещания места их обязательного проживания, лишаются на время высылки активных и пассивных избирательных прав, право членства в общественных организациях и права свободного передвижения в районе высылки.

Никаким иным ограничениям в правах, кроме указанных выше, высылаемые не подвергаются. На Объединенное ГПУ и Прокурорский надзор возлагается обязанность выработать инструкцию о порядке и способах гласного надзора со стороны органов ГПУ в отношении различных категорий высылаемых лиц.

11. Правила, изложенные в ст.ст. 8,9 и 10 настоящего постановления, относятся одинаково, как к Особому Совещанию при ОГПУ, так и к Особым Совещаниям ГПУ Союзных Республик.

12. Особое Совещание при ОГПУ отчитывается в своей деятельности перед Президиумом Центрального исполнительного Комитета Союза ССР. Особые Совещания ГПУ Союзных Республик – перед Президиумами Центральных Исполнительных Комитетов Союзных Республик и Особым Совещанием при ОГПУ.

17 КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РСФСР 1925 г.[60]

Раздел первый

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава первая

1. Настоящая Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики исходит из основных положений декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой III Всероссийским съездом Советов, и основных начал Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов, и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата, в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

2. Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.

3. Носителем верховной власти в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

Согласно воле народов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза Советских Социалистических Республик, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, входя в состав Союза Советских Социалистических Республик, передает Союзу полномочия, отнесенные, в соответствии со ст.1 Конституции Союза Советских Социалистических Республик, к ведению органов Союза Советских Социалистических Республик.

4. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

5. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнении, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего Положение о правах огпу в части административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь - student2.ru класса и крестьянства все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране.

6.В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянства все пригодные для устройства народных собраний помещения.

7. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и крестьянам содействие для их объединения и организации.

8. В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить им полное, всестороннее и бесплатное образование.

9. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики.

10. В целях всемерной охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской Революции, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать Революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые элементы возлагается отправление иных воинских обязанностей.

11. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все права, устанавливаемые Конституцией и законодательством Республики для граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, также и всем пребывающим на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики гражданам других союзных советских республик.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, исходя из солидарности трудящихся всех наций, предоставляет все политические права иностранцам, проживающим на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу, а равно к непользующемуся чужим трудом крестьянству, на основе постановлений верховных органов Союза Советских Социалистических Республик.

12. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за политическую деятельность или за религиозные убеждения.

13. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, исходя из равенства прав граждан, независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет совершенно несовместимым с основными законами Республики какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия и тем более установление или допущение каких бы то ни было (прямых или косвенных) преимуществ для отдельных национальностей и признает право за отдельными национальностями на выделение, по решению их съездов Советов, с утверждения верховных органов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в автономные советские социалистические республики и области.

За гражданами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики признается право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни. Национальным меньшинствам обеспечивается право обучения на родном языке в школе.

14. Руководствуясь интересами трудящихся, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которыми они пользуются в ущерб интересам социалистической революции.

15. Вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность рабоче-крестьянского государства на основах, определяемых особыми законами Союза Советских Социалистических Республик и верховными органами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Раздел II

Глава 2

Наши рекомендации