Расцвет общероссийских буржуазных организаций.
Для государственного аппарат России с лета 1915 г. до начала 1916 г. характерна была передача части военно-хозяйственных дел общественным организациям. Государственная машина самодержавия обнаружила в это время первые признаки общего кризиса.
Поражение русской армии весной и летом 1915 г усилило германофильские настроения при царском дворе. В придворном кружке считали, что путем заключения сепаратного мира с Германией можно выйти из хозяйственных трудностей, пресечь оппозиционные настроения буржуазии, расправиться с возраставшим массовым движением и таким путем укрепить монархический настрой
С каждым месяцем войны возрастал разрыв между царским двором и Ставкой, где сильно бьщо влияние буржуазной оппозиции Опасаясь противодействия Ставки, императрица уговорила Николая II произвести замену высшего руководства армией 23 августа .1915 г, царь сместил с поста Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича и назначил на этот пост себя. Новый начальник штаба Ставки М. В Алексеев в отличие от недостаточно компетентного в военно-оперативных вопросах царя был опытным и способным генералом, но не был самостоятельным в своих действиях и не мог обеспечить улучшение верховного командования. В условиях расширения масштаба военных операций (в августе были созданы еще два фронта — Северный и западный) армия была фактически обезглавлена.
На втором году войны армию и тыл глубоко взволновали слухи о деятельности немецкого шпионского центра, нити которого якобы вели в Зоенное министерство к военному министру генералу В А Сухомлинову (1909—1915); были арестованы некоторые друзья министра (в их числе -жандармский полковник С Мясоедов) Поражение армии весной — летом 1915 г. и общественное мнение заставили царя 13 июня отстранить Сухомлинова; его заменил близкий к думским кругам генерал А. А. Поливанов. Вслед за этим были сделаны и другие уступки буржуазной общественности. После длительного перерыва 19 июля 1915 г была созвана Государственная дума.
Политический кризис государственного строя России в период мировой войны отражался прежде всего на Государственной думе, сессии которой были менее продолжительными и часто прерывались по различным соображениям правительства.
Поражения на фронте усилили оппозиционные настроения в обеих «палатах» российского «парламента»: в Государственной думе и Государственном совете. К середине августа в их составе сложился так называемый прогрессивный блок", который ставил своей задачей убедить правительство встать на новый путь" Он предлагал царю полное обновление состава Совета Министров, создание правительства, "сильного доверием общества". Кроме того, программа "прогрессивного блока" предлагала изменение при-
емов управления, некоторые мероприятия в области национальной политики (отмена ограничений в отношении евреев, автономия Польши), свободу вероисповедания, пересмотр земского положения и введение волостного земства, легализацию печати и пр. Программа включала даже "меры для поддержания социального мира": уравнение в правах крестьян, восстановление в правах профсоюзов и рабочей печати, прекращение преследования рабочих представителей в больничных кассах и т. д. По поручению блока П Н Крупенский 24 августа передал эту программу правительству, а в конце августа она была опубликована в московских и петроградских газетах.
Для руководства деятельностью этого весьма многолюдного блока (более 300 членов) было избрано бюро в составе 25 человек под председательством члена Государственного совета барона В. В. Меллер-Закомельского. Членами бюро были П. Н. Милюков, А. И.Шингарев, Н. В. Некрасов, В. В. Шульгин, Д Д. Гримм и др.
Неспособность самодержавия и царской бюрократии вести победоносную войну толкнула буржуазию на создание новое общероссийской организации — военно-промышленных комитетов, которые помогли бы мобилизовать промышленность на военные нужды. Эта мысль была высказана на IX съезде представителей торговли и промышленности в мае 1915 г 25—28 июля состоялся первый съезд представителей военно-промышленных комитетов, точно определивший состав центрального военно-промышленного комитета, первое заседание которого состоялось 4 июня 1915 г Правительство было вынуждено закрепить создание центрального кместных военно-промышленных комитетов законом 27 августа 1915 г., который предоставлял комитетам функции «содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота всеми необходимыми предметами снаряжения и довольствия, путем планового распределения сырья и заказов, своевременного их выполнения, установления цен и т. п.»
Такое узкое назначение комитетов явно не удовлетворяло русскую буржуазию, мечтавшую превратить Центральный военно-промышленный комитет з своеобразное Министерство снабжения. Буржуазия пыталась сделать из военно-промышленных комитетов органы координирования работы всей промышленности на оборону, планирование снабжения ее металлами, топливом и сырьем, орган "единения" с рабочим классом, попечительства о пополнении рабочей силы на предприятиях, а также распределения правительственных заказов.
В состав Центрального военно-промышленного комитета входили 10 представителей от Совета торговли и промышленности, по три - от каждого областного военно-промышленного комитета, по три — от Всероссийских земского и городского союзов, по два — от городских дум Петрограда и Москвы, два — от Всероссийской сельскохозяйственной палаты и пять — от Комитета военно-технической помощи. Аппарат комитета возглавляло бюро. Первым председателем Центрального военно-промышленного комитета был капиталист Н. С Авдаков, а после его смерти — А. И. Гучков; товарищем председателя был московский фабрикант А. И. Коновалов. В бюро Центрального военно-промышленного комитета вошли крупнейшие каппта-
листы Л Л. Бублнков, В. В. Жуковский, II Ф. фон-Дитмар н др. Аппарат
Центрального военно-промышленного комитета подразделялся на множество (до 23 к концу 1916 г) отделов (механический, металлургический; взрывчатых веществ, рабочий и пр.) и обслуживался представителями буржуазной интеллигенции (инженерами, техниками, врачами, журналистами и т. д.),
Сложную организацию (президиум, бюро, отделы) имели и местные (областные и "районные") комитеты. К концу 1916 г. их было 227, из них — 36 областных и 191 районных (к концу 1917 г. их насчитывалось уже 242). Особую роль среди местных комитетов играл Московский военно-промышленный комитет (областного , объединявший деятельность 64 комитетов пятнадцати центральных губерний России. Председателем этого комитета был крупный банкир и текстильный фабрикант П. П. Рябушинский, его заместителем - С. А. Смирнов, а в числе товарищей — князь Г Е Львов и московский городской голова М: В. Челноков В состав бюро комитета входили крупные московские фабриканты — руководители Общества фабрикантов и заводчиков Ю. П. Гужон и Ю. П. Поплавский.
Военно-промышленные комитеты политически и экономически объединяли буржуазию и играли заметную роль в военном снабжении к концу 1916 г. они получили до 17,5% всех военных заказов и выполнили 11 % их. На первом съезде военно-промышленных комитетов было принято решение о необходимости привлечь к "сотрудничеству" в комитетах рабочих. С помощью меньшевиков-оборонцев осенью 1915 г были проведены двухстепенные выборы в рабочие группы при военно-промышленных комитетах В рабочую группу (10 человек) при Центральном военно-промышленном комитете были избраны видные сторонники сотрудничества с буржуазией — меньшевики Гвоздев, Врейдо, Абросимов (провокатор) и др. Кроме Центрально военно-промышленного комитета рабочие группы были созданы лишь в 36 местных комитетах. Вдохновляемые оборонцами-меньшевиками, рабочие группы стремились установить "классовый мир" с капиталистами путем разбора их конфликтов в особых примирительных камерах; создаваемые ими же биржи труда облегчали капиталистам набор рабочей силы
В ходе войны компетенция Всероссийского земского и Всероссийского городского союзов значительно расширилась; они стали заведовать военно-санитарным делом, снабжением и снаряжением армии, размещением беженцев и т. п. Поскольку функции этих союзов фактически совпадали, то в июле 1915 г. в центре и на местах были учреждены объединенные органы, которые должны были координировать деятельность этих союзов — Главный комитет по снабжению армии, или Земгор, а также его местные, губернские, уездные и городские комитеты при земских и городских управах и уполномоченные на фронтах. В состав Земгора вошли главноуполномоченные обоих союзов и по четыре члена от Главного комитета каждого союза. Фактически Земгор стал дополнительной снабженческой организацией. При нем состояли кожевенный комитет, химический отдел, автомобильный подотдел и другие учреждения. Земгор имел собственные предприятия, мастерские, магазины; он объединял кустарную промышленность. Законом 16 ноября 1915 г. правительству пришлось санкционировать существование и этой
общественной организации. Окончательно сложившиеся к осень всероссийские буржуазные организации (Земский и Городской союзы, Земгор, военно-промышленные комитеты) выполняли фактически государственные военно-хозяйственные функции.
Расширение деятельности Всероссийского земского и городского союзов, учреждение Земгора и военно-промышленных комитетов создавало угрозу, что общее руководство всей военной экономикой окажется вне влияния правительства, а самодержавное государство в этих вопросах может попасть в зависимость от буржуазии и буржуазных организаций В противовес этим буржуазным организациям правительство законом 17 августа 1915 г. создало ряд Особых совещаний — высших правительственных учреждений под председательством отдельных министров и подотчетных только императору: для обсуждения и объединения мероприятий по обороне (под председательством военного министра), по топливу (под председательством министра Торговли и промышленности), по продовольствию (под председательством министра земледелия) и по перевозкам (под председательством министра путей сообщения). 30 августа было учреждено еще одно Особое совещание — по устройству беженцев (под председательством министра внутренних дел). В состав этих Особых совещаний кроме правительственных чиновников были включены представители крупной буржуазии и буржуазной интеллигенции. Учреждением Особых совещаний царизм стремился усилить регулирующее влияние на вопросы военной экономики, сохранить зависимость русской буржуазии от правительственных законов. Попавшие в Особые совещания представители буржуазии и буржуазной интеллигенции составляли в них меньшинство, их влияние на основное направление деятельности этих учреждений было ограничено вмешательством царских чиновников.
Особенно большое значение приобрело Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне. В его состав вошли председатели Государственного совета (И. Я. Голубев) и Государственно» думы (М. В. Родзянко), по 9 членов от Думы (в их числе — П. Н. Милюков, Л. II Шншарев, П. Н Крупенский, Н. Е. Марков 2-й и др.) и Государственного совета (бывший министр торговли и промышленности С. II. Тпмашев, бывший товарищ министра внутренних дел В. И. Гурко, генерал царской свиты В Н Шебеко, председатель Особого комитета по "борьбе с немецким засильем" А С Стишинский и др.), а также представители ряда министерств и ведомств (в их числе начальник Главного артиллерийского управления генерал Л Л Маниковский). Представительство капиталистов в Особом совещании по обороне было весьма скромным (А. И. Гучков, А. II. Коновалов, II. II Рябушинский и В. В. Жуковский). Еще меньше было капиталистов в других Особых совещаниях.
На Особое совещание по обороне возлагались: высший надзор за деятельностью всех правительственных и частных предприятий, изготовлявших предметы боевого и материального снабжения армии и флота; содействие создании) новых предприятий и расширение и переустройство старых; распределение правительственных военных заказов и надзор за их исполне-
нием Особое совещание по обороне получило в выполнении этих задач широкие полномочия, вплоть до секвестра и реквизиции имущества . В его ведение попал и секвестрованный на время войны в 1915 г. Путиловский завод, срывавший до этого выполнение военных заказов
Аппарат Особого совещания имел ряд комитетов и комиссий, соответствующих основным функциям этого совещания; особое место среди них имел Комитет по делам металлургической промышленности (создан в декабре 1915 г.). Делопроизводство Особого совещания велось канцелярией Военного Министерства. Если в самих Особых совещаниях большинство мест и решающее слово принадлежало царским чиновникам, то рабочий аппарат (например, Комитет по делам металлургической промышленности Особого совещания по обороне) опирался в своей деятельности на аппарат синдикатов и трестов. Практически это означало сращивание некоторых звеньев государственного аппарата с монополиями.
На местах стали создаваться местные органы Особого совещания по обороне — заводские совещания, по одному на несколько губерний. Председателем каждого заводского совещания был особый уполномоченный, назначенный Особым совещанием, а членами — представители ряда министерств (военного, морского, торговли и промышленности и путей сообщения) и несколько (до трех) представителей от местного военно-промышленного комитета. Иногда (например, в Петрограде) в состав заводского совещания входили представители от городского и земского союзов. С правом совещательного голоса на заводские совещания приглашались и представители местной буржуазии. Имели своих уполномоченных и комитеты на местах, и другие Особые совещания.
Особые совещания были органами государственно-монополистического капитализма, с помощью которого царизм пытался выйти из кризиса и выиграть войну. За время войны возросло значение буржуазии в отраслевых комитетах ряда ведомств. Тенденции сращивания государственного аппарата с аппаратом монополий и частных банков наметились в некоторых созданных еще до войны (1907) отраслевых комитетах при Департаменте земледелия Главного управления землеустройства и земледелия (Хлопковый и Льняной комитеты), а также в ряде отраслевых комитетов Министерства торговли и промышленности в 1915—1916 гг. (для снабжения хлопчатобумажных фабрик, по делам суконной промышленности, по делам кожевенной прс мышлен-ности и др.).
Рост буржуазного влияния на государственный аппарат сильно беспокоил правящие круги России. Николай II и верхи бюрократии отрицательно отнеслись к "прогрессивному блоку" Чтобы ослабить его влияние, председатель Совета Министров И. Л. Горемыкин добился у царя указа о перерыве деятельности Думы и вечером 2 сентября вручил его Родзянко. Члены Думы на заседании 3 сентября выслушали царский указ и разошлись
Уже к концу первого года войны стали ощущаться трудности в снабжении продовольствием, как действующей армии, так и населения городов. В мае 1915 г. правительство возложило продовольственное дело на Министерство торговли и промышленности, при котором был учрежден Главный
продовольственный комитет с довольно широкими задачами (учет запасов продовольствия, заготовление его, составление плана перевозок и снабжения, выработка норм снабжения, предельных цен и такс). Просуществовав всего 3 месяца, комитет был упразднен. В августе главноуправляющий землеустройства и земледелия возглавил Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по продовольствию. Землеустроительная деятельность Главного управления землеустройства и земледелия фактически прекратилась, и 26 сентября 1915 г. оно было преобразовано в М и н и с т е р -ство земледелия. Первое место в деятельности этого министерства заняло снабжение армии продовольствием. В аппарате министерства были учреждены канцелярии главноуполномоченного по закупке хлеба и отдел заготовки продовольствия и фуража для действующей армии.
- Государственный строй России накануне свержения самодержавия.
История государственного аппарата России во время первой мировой войны с января 1916 г по февраль 1917 г. характеризуется стремлением монархии усилить государственную централизацию, установить в стране Еоенно-попицейскую диктатуру, ограничить до пределов деятельность буржуазных общественных учреждений и предотвратить всем этим революционные потрясения
Глубоки}] хозяйственный кризис и рост массового недовольства в стране парализовали деятельность государственного аппарата, сделали многие мероприятия его неустойчивыми и безрезультатными. Весь государственный строй России в последний год существования самодержавия переживал глубокий и непоправимый кризис.
К началу 1916 г особенно возросло влияние придворной камарильи на государственные дела. Распутин и его окружение назначали и смещали министров, губернаторов и командующих фронтами, оказывали влияние на ход военных операций, на все стороны деятельности государственной политики. 87-летний председатель Совета Министров И. Л. Горемыкин не соответствовал интересам раепутпнской группировки по установлению нового реакционного курса в стране. Назначенный 20 января 1916 г. на пост председателя Совета Министров Б. В. Штюрмер стал послушным исполнителем воли Распутина. Начальником его канцелярии стал Манасевлч-Мануилов
После назначения Штюрмер приступил к подготовке реакционных мероприятий Одновременно он пытался усыпить бдительность буржуазной общественности. 9 февраля 1916 г. была создана четвертая сессия Государственной думы, которая продолжалась до 20 июня (с перерывом 4 апреля — 9 мая) Чтобы ослабить оппозиционные настроения "прогрессивного блока", царь, по совету Распутина, продемонстрировал "единение11 с Думой. Впервые за всю историю существования Думы Николаи II явился на ее заседание и произнес краткую речь. Маневр удался, и речи думских ораторов в эту
сессию были сдержанными Дума обсуждала второстепенные дела (о реорганизации управления волости, о «народной трезвости» и т п.). Успешное наступление на фронте (Брусиловский прорыв) позволило правительству безболезненно распустить Думу.
Министр внутренних дел А. Н. Хвостов, подготовивший покушение на Распутина, 3 марта 1916 г был отстранен. Пост министра внутренних делзанял Штюрмер. Для "обуздания" рабочих он подготавливал введение милитаризации промышленности, для "обуздания" печати — повседнезную предварительную цензуру. Особое делопроизводство Министерства внутренних дел усилило скрытую деятельность по "подготовке выбороз Государственную думу питого созыва".
Рост рабочего и крестьянского движения, а также антивоенных настроенный в обществе толкал правительство на установление в стране военно-полицейской диктатуры. По совету Распутина и царицы, Николаем II 28 июня было дано "высочайшее указание" о необходимости "в целях дальнейшего успешного ведения войны и достижения окончательной победы" согласовывать деятельность всех ведомств, в том числе и Особых совещаний "под руководством единой власти" председателя Совета Министров. Штюрмер получил право требовать от министров-председателей Особых совещаний и других чиновников информации и докладов о состоянии всех ведомств; ему принадлежало право окончательного решения дел, он был единственным докладчиком царю по всем спорным вопросам . При председателе Совета Министров, наделенном такими диктаторскими полномочиями, был создан над ведомственный орган — Особое совещание министров для объединения всех мероприятий по снабжению армия и флота и организации тыла.
На заседаниях Особого совещания министров выяснились несогласованность в действиях и хаос в деятельности важнейших ведомств страны Министры вынуждены были признать, что аппарат министерств бессилен ускорить проведение многих военно-хозяйственных мероприятий. Особое совещание министров приняло решение перейти к системе надведомствен-ных "особых" чиновников, наделенных чрезвычайными полномочиями и способных "протолкнуть" то или иное мероприятие. Было принято решение послать одного главноуполномоченного в Донбасс для ускорения изготовления снарядов, другого — на Украину для доставки сахара, третьего — на юго-восток для доставки кожи и т. д. Особое совещание министров принимало меры, направленные и против общественных организаций: были запрещены некоторые съезды, закрыты собрания, стеснена деятельность военно-промышленных комитетов путем фактического прекращения передачи им правительственных заказов и установления правительственного контроля за деятельностью этих комитетов. Все эти меры не могли оздоровить экономику страны и вывести ее из хозяйственного хаоса. Особое совещание прекратило свою деятельность в конце декабря 1916 г
Чтобы изъять из ведения Земского и Городского союзов военно-санитарное дело, в сентябре 1916 г. было создано центральное ведомство — Главное у п р а в л е н не с а и и т а рмым д е л о м , которое не успело,
однако, сформировать свой аппарат до Февральской буржуазно-демократической революции.
Стесняя и ограничивая деятельность буржуазных общественных организаций и учреждений, царизм расширял деятельность Особых совещаний, попавших под контроль председателя Совета Министров и Особого совещания министров Компетенция Особого совещания по обороне была расширена еще в феврале 1916 г Большое значение в его деятельности приобрели вопросы распределения между правительственными и частными предприятиями правительственных военных заказов. Особое совещание и его местные органы свели на нет соответствующие функции военно-промышленных комитетов, вынужденных получать большую часть заказов из рук того же совещания по обороне.
Война ускорила оформление в России государственно-монополистического капитализма, выражавшегося в сближении и объединении отдельных звеньев государственного аппарата с капиталистическими монополиями. Однако существенной особенностью государственно-монополистического капитализма в России было то, что это не привело к подчинению государственного аппарата капиталистическим монополиям. Даже накануне свержения самодержавия бюрократия, охраняя и защищая интересы помещиков и капиталистов, не допускала мысли о какой-либо самостоятельности буржуазии и ее органов. В лучшем случае допускалась лишь старая форма "соучастия" представителей буржуазии в правительственных учреждениях при преобладании царских чиновников.
Внешнеполитическим планам придворной камарильи мешал близкий к буржуазным министр иностранных дел С. Д. Сазонов, сторонник союзников и продолжения войны. Опасаясь противодействия Англии и Франции и буржуазной оппозиции, правительство долго не решалось сменить его. 7 июля Николай II по ходатайству царицы, Распутина и Штюрмера официально отставил Сазонова "по состоянию здоровья, пошатнувшегося под влиянием непосильного труда". Пост министра иностранных дел достался Штюрмер,
Распутинская клика подыскивала более энергичную кандидатуру на пост министра внутренних дел, чем Штюрмер. Таким кандидатом оказался товарищ председателя Государственной думы помещик, фабрикант и банкир А. Д. Протопопов. Летом 1916 г. он во главе русской "парламентской" делегации (членов Государственной думы и Государственного совета) совершил поездку в Англию, а на обратном пути в Стокгольме имел тайное свидание с советником германского посольства. Пользуясь покровительством друзей Распутина — тибетского доктора Бадмаева и генерала П. Г. Курлова, А. Д. Протопопов был рекомендован царю, который 16 сентября 1916 г. назначил его исполняющим должности министра внутренних дел (20 декабря 1916 г. утвердил окончательно). Протопопов вошел в распутинский кружок и стал получать указания непосредственно от Распутина и царицы.
Административно-полицейский гнет в стране особенно возрос к осени 1916 г. Новый министр внутренних дел давал указания об усилении репрессий за забастовки и аграрные волнения, настаивал на "обуздании" печати.
Товарищ министра внутренних дел, друг и помощник А Д. Протопопова П. Г. Курлов распорядился на случай народных волнений в городах вооружить полицию пулеметами.
Одновременно Министерство внутренних дел способствовало освобождению осужденных ранее за темные финансовые комбинации и подозрение в шпионаже банкиров Рубинштейна, Гепнера и др.
1 ноября начались заседания Государственной думы На первом заседании член бюро «прогрессивного блока» П. Н. Милюков выступил с резкой речью, направленной против "темных сил" Он говорил о предательстве при дворе, намекая на царицу и ее окружение Сообщая факты неумелой и продажной политики правительства, Милюков обращался к притихшему залу Думы с вопросом: "Что это — глупость или измена?" Речь Милюкова задавала тон прениям.
Выступавший от имени всего "прогрессивного блока" С. И. Шидловский заявил, что правительство "в настоящем составе" неспособно справиться с революцией и "должно уступить место лицам, объединенным одинаковым пониманием задач и переживаемого момента и готовым в своей деятельности опираться на большинство Государственной думы и провести в жизнь его программу".
Штюрмер не оправдал возлагаемых на него надежд 10 ноября он получил отставку с поста председателя Совета Министров. Не посоветовавшись с Распутиным и иарицей, Николай II назначил на этот пост А Ф. Трепова, представителя "полицейской" династии Треповых, брата "диктатора" 1905 г. Д. Ф Трепова. За А. Ф. Треповым был сохранен пост министра путей сообщения. Это назначение вызвало раздражение и Распутина, и Протопопова. Между Протопоповым и Треповым возникла открытая борьба за влияние в Совете Министров.
За время войны шел распад высшего правительственного аппарата. Три военных сессии Государственной думы были кратковременными п имели всего 88 заседаний (не считая межсессионного чрезвычайного заседания 26 июля 1914 г.). Для думы в годы войны было характерно затухание законодательной активности общего собрания и думских комиссий. Универсальной для всех дел стала-бюджетная комиссия, через которую проходили все законопроекты. Кратковременны стали и сессии Государственного совета (он имел всего 64 заседания). Самодержавие было разочаровано деятельностью Государственного совета, который не выполнил своего назначения "сдерживать" Государственную думу, а значительная часть его членов блокировалась с думским большинством в "прогрессивном блоке". 1 января 1917 г была проведена реформа Государственного совета, по которой часть членов его, по назначению примыкавших к оппозиционному блоку, были заменены крайне правыми и в совете опять было восстановлено правое большинство. Одновременно председателем Государственного совета был назначен крайне реакционный деятель И. Г Щегловитов
Возраставшее вмешательство придворной камарильи, борьба различных влияний и ссоры в составе правительства снизили роль Совета Министров.
Характерным признаком разложения правительственного аппарата яви-
лась так называемая "министерская чехарда", т. е. частые смены министров. "Министерская чехарда" началась с осени 1915 г. За 31 1 /2 месяца с начала войны и до Февральской буржуазно-демократической революции в России сменились четыре председателя Совета Министров, шесть министров внутренних дел, три министра юстиции, три государственных контролера, два министра торговли и промышленности, четыре министра земледелия, три министра путей сообщения, четыре обер-прокурора Синода, четыре военных министра и три министра иностранных дел. Из всего состава правительства сохраняли свои посты в течение всей войны министр финансов П. Л. Барк (январь 1914 — февраль 1917 г.) и морской министр И. К. Григорович
(1911 — 1917 г).
Об изменениях в руководстве наиболее важными ведомствами России
свидетельствует нижеприведенная таблица:
"Министерская чехарда" в России в период первой мировой войны:
Годы | Председатель Совета Министров | Министры внутренних дел | Министры юстиции | Министры земледелия |
И. Л. Горемыкин (30 янв. 1914-20 янв. 1916г.) | Н.А. Маклаков (16 дек. 1912 г.-5 июня 1915 г.) | И. Г. Щегловитов (24 апр. 1906г.-6 июля 1915 г.) | А. В. Кривошеин (21 мая 1908г.-26 окт1915г.) | |
Князь Н. Б. Щербатов (5 июня -26 сент.) А. Н. Хвостов (26 сент. 1915г.-3 марта 1916г.) | А. А. Хвостов (6 июля 1915-7 июля1916г.) | А. Н. Наумов (10 ноября 1915-21 июля 1916 г.) | ||
В. Б. Штюрмер (20 янв-10 ноября) | В. Б. Штюрмер (3 марта-июля) А. А. Хвостов (7 июля-16 сент.) | А.А. Макаров( 7 июля-20 дек.) | А. А. Бобринский (21 июля-14 ноября) | |
А.Ф. Тренов (10 ноября-27 дек.) Н.Д. Голицин (27 дек. 1916-27 фев. 1917 г.) | А.Д. Протопопов (16 сент. 1916- 27 февр. 1917 г.) | Н.А Добровольский (20 дек. 1916- 27 февр. 1917) | А. А. Риттих (29 ноября 1916- 27 февр. 1917 г.) |
Разложение власти отра жилось на деятельности Совета Министров. При Б. В. Штюрмере часто практиковались тайные совещания отдельных групп министров («маленького Совета Министров»). Поскольку важнейшие государственные дела решались Николаем II и придворной камарильей, минуя Совет Министров, последний рассматривал малозначительные дела Совет Министров не мог противопоставить революции энергию высшего государственного органа, объединявшего и направлявшего всю правительственную деятельность.
В условиях глубокого хозяйственного и политического кризиса, переживаемого Россией в 1916 г., шли поиски выхода создавшегося положения. В среде господствующих верхов наметилось два заговора. Один возглавила придворная камарилья, искавшая выход в ожесточении карательных мер. В стране предлагались введение военного, а в столицах и крупных городах осадного положения, назначение министров и губернаторов из особо предан-
(июль 1914 — февраль 19/7 гг.)
Министры путей сообщений | Обер-прокуроры Синода | Военные министры | Министры иностранных дел |
С.В. Рухлов ( 29 янв. 1909- 27 окт. 1915 г.) | В. К. Саблер ( 2 мая 1911- 5 июля 1915 г.) | В.А. Сухомлинаов (11 марта 1909- 13 июня 1915 г.) | С. Д. 14 сент. 1910- 7 июля 1916 г. |
А. Ф. Трепов (30 окт-26 дек. 1915 г.) | Л. Д. Самарин (5 июля- 26 сентебря) | А. А. Поливанов (13 июня-15 марта 1916 г.) | |
А. И. Волжин (30 сент 1915- 7 авг. 1916) | |||
Н. П. Раев (20 авг. 1916- 27 фев. 1917 г.) | Д. С. Шуваев (15 марта 1916- 3 янв. 1917 г.) | Б. В. Штюрмер(7 июля-10 ноября) | |
Э. Б. Кригер-Воиновский (27 дек. 1916-27 февр. 1917 г.) | М. А. Беляев (3 янв. 27 февраля) | И. И. Покровский (30 ноября 1916-27 февр. 1917 г.) |
ныхлиц, милитаризация заводов, закрытие оргачов левой печати, назначение правительственных чиновников в земский и городской союзы и военно-промышленные комитеты и т. п.
В проведении этой программы большое место отводилось министру внутренних дел Протопопову, который заявлял: «Я спасу Россию. Я чувствую, что я призван вытащить Россию из беды, спасти». В октябре 1916 г. по его предложению был принят закон "Об усилении полиции в 50 губерниях .", вводивший новые штаты полиции в России (по 1 городовому на 400 жителей). Камарилья была недовольна нерешительностью Николая II. Распутин не раз говорил, что царь "негож" и что "папаша ничего не понимает... что право, что лево".
В целях организации реакционной программы правительство 16 декабря прервало заседание Государственной думы, запретило земский и городской съезды, а когда они собрались явочным порядком, произвело аресты некоторых деятелей; арестованы были члены рабочих групп военно-промышленных комитетов. Все эти меры были направлены на то, чтобы расправиться с революционным движением, подавить оппозицию буржуазии и упрочить позиции самодержавия. Самодержавие медлило с окончательной реализл цией этих планов, опасаясь дальнейшего роста недовольства масс и революции. Другой заговор созрел в среде буржуазии думского оппозиционною блока, а также части генералитета. Заговорщиков из "прогрессивного блока" поддерживали главнокомандующие фронтами Н. В. Рузский и А. А. Брусилов, генерал А И. Крымов, а также вдохновляли дипломатические представители союзников — посол Франции М. Палеолог, посол Великобритании Д. Бьюкенен С целью заручения поддержкой Ставки заговорщики попытались завязать переговоры с генералом М. В. Алексеевым, но эта попытка была обнаружена агентурой Департамента полиции, что вызвало "временное" (под предлогом болезни) удаление Алексеева с поста начальника штаба Ставки; исполняющим эту должность был назначен генерал В. И. Гурко. Участники этого заговора опасались, что открытый государственный переворот вызовет революцию, поэтому их отдельные и неорганизованные группы перебирали разные варианты "дворцового переворота" (арест царского поезда по время поездки Николая II из Ставки в Царское Село, арест его в самой Ставке и проч.); после вынужденного отречения Николая II престол предполагалось передать его брату Михаилу, близкому к буржуазным кругам и готового к выполнению программы «прогрессивного блока», к продолжению войны до победного конца.
Буржуазные заговорщики вели себя робко и нерешительно, но распространяли слухи о "дворцовом перевороте", рассчитывая на то, что Николай II пойдет на уступки оппозиции. Им сочувствовали некоторые царские родственники и правые деятели. Все зло они видели во влиянии Г. Распутина Группа этих заговорщиков (Ф. Юсупов, Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и др.) в ночь с 16 на 17 декабря 1916 г. заманила Распутина в дом царского родственника Феликса Юсупова и убили его.
Убийство Распутина укрепило позиции Протопопова, оставшегося един
ственным советником царицы. Настаивавший ранее на его удалении, председатель Совета Министров А. Ф. Трепов был сам отставлен 27 декабря 1916 г. Пост председателя Совета Министров получил князь Н. Д Голицын, занимавший ранее посты члена Главного управления Красного Креста и председателя Комитета по оказанию помощи русским военнопленным Впоследствии он признавался, что у него не было никакой политической программы.
В начале 1917 г. положение в стране усложнилось. Тяжело обстояло дело с продовольственным снабжением городов, их население голодало. Назначенная Министерством земледелия в концу 1916 г. хлебная разверстка провалилась. Правительство ввело хлебные карточки и объявило продовольственное дело основной задачей внутренней политики, но это нисколько не поправило положение. В январе 1917 г. Департамент полиции сообщал: "Если население еще не устраивает голодные бунты, то это не означает, что оно их не устроит в самом ближайшем будущем, озлобление растет, и конца его росту не видать". Петербургская охранка докладывала, что "политический момент напоминает канун 1905 г ".
Голицын настоял перед царем о скорейшем созыве Государственной думы 14 феврзля (первоначально ее предполагалось собрать 21 февраля). "Прогрессивный блок", с одной стороны, придворная группировка во главе с царицей и Протопоповым, — с другой, готовились, но не решались осуществить свои планы. Выступление народных масс в начале 1917 г. привело к Февральской буржуазно-демократической революции и падению самодержавия в России