Самодержавие XVII в. Высшие органы государства

Для экономического развития России в XVII в. характерны процессы дальнейшего роста феодального землевладения (за счет сокращения черно­сошных земель), товарно-денежных отношений, появления мануфактурного производства с применением крепостного труда и как следствие этого усиление внутриэкономических связей.

Приспособление феодального хозяйства, к рыночным отношениям вызы-вало рост феодальной эксплуатации. Чтобы преодолеть сопротивление фео-дально-зависимого крестьянства, необходимо было усилить внеэкономичес­кое принуждение Это можно было сделать только с помощью сильного государственного аппарата.

Борьба правительственных группировок за власть ослабила аппарат государства в подавлений сопротивлений народных мacc. Опыт "смуты подсказал господствующему классу, что только самодержавная власть монарха с бюрократической государственной машиной способна обеспечить имущественную и личную безопасность феодалов, сохранить их вотчины, поместья и привилегии, обеспечить окончательное закрепощение крестьян.

Установив в 1618 г. новую правящую династию Романовых, вотчинни­ки-бояре и помещики-дворяне в правление царей Михаила Федоровича (1613—1645) и Алексея Михайловича (1645—1676) предпринимают меры к дальнейшему укреплению всей государственной системы В XVII в. оконча­тельно установилась самодержавная власть "государя всея Руси" Одновре­менно с ростом власти царя усилился государственный аппарат, который принял характер бюрократического строя. Это нашло выражение в сущест­вовании до 50—60 центральных учреждений — "приказов" различной величины и значения: от общегосударственных ведомств со сложной струк­турой и большим числом должностных лиц (Поместный, Большого дворца. Разрядный) до карликовых учреждений со скромными функциями и составом (Панихидный приказ). Усложнилось и местное управление

Несмотря на внутреннюю консолидацию страны, в политическом строе Русского государства XVII в сохранились еще пережитки феодальной раздробленности. Одним из них было местничество, выражающееся в на-

следственном праве определенных боярских фамилий на то или иное "место" в иерархии служилых чинов на гражданской и военной службе, а также в быту. Местничество являлось своеобразной формой приспособления фео­дальной иерархии времен политической раздробленности к условиям цент­рализованного государства. Уже с середины XVI в. принимались меры к его ограничению. В XVII в. местничество стало препятствовать укреплению самодержавной монархии Изменения внутри господствующего класса (воз­росшее значение дворянства) позполили правительству в 1682 г. упразднить местничество, как явление "враждотворное, братоненавистное".

Хотя значение дворянства усилилось, боярство сохраняло свое эконо­мическое и политическое могущество. Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с царем прерогативы верховной власти, органом боярской аристократии. Состав Пумы за век удвоился. Особенно заметно возросло число окольничих думных дворян и дьяков. В 1681 г в ней было 15 одних только думных дьяков. Боярская дума представляла собой собрание представителен старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных дельцов.

Боярская дума оставалась верховным органом по вопросам законода­тельства, управления и суда. По свидетельству Г. Котошихина, царь Михаил Федорович, "хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего". Алексей Михайлович, несмотря на наличие более узкой по составу "ближней думы" и личной канцелярии (Тайного приказа), по всем основным вопросам советовался с Думой; более мелкие вопросы Боярская дума обсуждала без царя.

Для XVII в. характерна более тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе.

На заседаниях Боярской думы утверждались решения приказов (статей-ные списки) Дума была высшей судебной инстанцией государства. Некото­рые из судебных дел рассматривались в созданной при Думе Расправной палате (1681 —1694) Значение Боярской Думы в последнее десятилетие века упало.

Первая половина XVII в. явилась периодом расцвета сословно-предста-вительной монархии, когда важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства решались с помощью земских соборов.

В первые годы правления царя Михаила Романова правительство особенно нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса. Земские соборы заседали почти непрерывно: с 161 3 по конец 1615 г., в начале 1616—1619 г , в 1620—1622 гг. Эти соборы занимались изысканием финан­совых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитичес­кими делами. С 20-х годов XVII в. государственная власть несколько окрепла, и земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с вопросами внешней политики: в 1632—1634 гг. в связи с войной в Польше. в. 1636—1637 гг. из-за войны с Турцией. На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах, необходимых для ведения войны.

На многолюдном соборе 1642 г. члены Боярской думы, верхи духовен­ства, а также представители провинциальных дворян, стрелецких голов и торговых людей занимались изысканием средств помощи казакам, захватив­шим в устье Дона крепость крымского хана — Азов. После длительных пререканий соборных сословных групп было вынесено решение, отказать казакам в помощи. На этом же соборе представители поместного дворянства и городов подали челобитные, выражая свои сословные притязания.

Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях ожесточенной классовой борьбы в стране (городские восстания летом 1648 г. в Москве и других городах) в июне 1648 г. На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависи­мости крестьян (сыска их без урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т. е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и суде. Специ­альная комиссия Боярской думы во главе с боярином князем Н. И. Одоевским подготовила проект "Соборного Уложения" — кодекса законов самодержав­ной монархии XVII в., в котором были учтены пожелания помещиков и посадской верхушки. Этот проект обсуждался членами собора, созванного в сентябре 1648 г., и был окончательно утвержден 29 января 1649 г.'

Опасность новых социальных потрясений "сплотила господствующий феодальный класс и верхи посада с правительством; их выборные охотно поддержали мероприятия правительства по укреплению государственного аппарата. Правительство, в свою очередь, учло пожелания помещиков и посадских верхов в "Уложении".

После 1653 года земские соборы являлись, по существу, совещаниями царя с представителями определенных сословий. Земские соборы способст­вовали укреплению самодержавной власти царя и государственного аппара­та. Созывая Земский собор, правительство рассчитывало на получение от его членов информации о положении дел на местах, а также на моральную поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых и прочих мероприятий. Дворяне-помещики и посадские через земские соборы разрешали свои дела, минуя приказную волокиту.

Земский собор собирался в одной из кремлевских палат (Грановитой, Столовой и др.). Открывал собор дьяк или сам царь. Дьяк зачитывал "письмо" (повестку) для собора (например, на соборе в 1642 г.). Ответ на вопросы повестки давался по "отдельным статьям" каждым сословием. На Земском соборе 1649 г. бояре и духовенство заседали отдельно от остальных депута­тов.

Земские соборы становились иногда ареной борьбы группировок господ­ствующего класса, отдельных сословий. На ряде земских соборов между помещиками и верхами посада устанавливалась своеобразная солидарность

1 Сложную задачу размножении "Свободного Уложения" с невиданным для того времени тиражом (2000 экз.) осуществил Московский печатный двор — единственная государ­ственная типографии Русского государства XVI! в (Печатный двор был подъведомственый прикау книгопечатного дела, учрежденному в 1553 г.)

("единачество") на почве общего недовольства несовершенством законода­тельства и государственного аппарата, засильем бояр.

Продолжительность земских соборов была различной: от нескольких часов (1645) и дней (1642) до нескольких месяцев (1648—1649) и даже лет (1613—1615, 1615—1619, 1620—1622). Решения Земского собора оформля­лись в соборный акт — протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже.

Прекращение созыва земских соборов тесно связано с глубокими соци­ально-экономическими изменениями, происшедшими в Русском государстве к середине XVII в. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй страны с самодержавной монархией, бюрократическим аппаратом приказов и вое­вод. Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке "всей земли" своих внутри- и внешнеполитических начинаний. Удовлетворенное оконча­тельным закрепощением крестьян, поместное дворянство потеряло интерес к земским соборам. С 60-х годов XVII в. земские соборы переродились в узкие по составу сословные совещания.

2. Центральные учреждения

XVII в. был временем расцвета приказной системы управления, но к последней четверти века она начинает переживать кризис.

Важную роль, как и прежде, играли военно-административные приказы, число которых возросло. В течение XVII в. основу вооруженных сил Русского государства составляли дворянская конница и стрелецкие полки. Вспомога­тельное значение в пограничной охране и во время войн имели отряды казаков, татар и башкир. Со второй половины XVII в. появились полки "нового" ("иноземного") строя с иностранными офицерами и русским рядо­вым составом: солдатские (пехота), рейтарские и гусарские (конница и драгуны могли действовать и в конном и пешем строю) полки. Войско имело значительную крепостную, осадную и полевую артиллерию с медными, железными и чугунными пушками отечественного производства.

По-прежнему личным составом служилых людей из дворян ведал Раз­рядный приказ, имевший сложную структуру: он подразделялся на 5 территориальных столов (Московский, Владимирский, Новгородский, Сев-ский, Белгородский) и столы специального назначения: денежный и приказ­ный. Важнейшим считался Московский стол. Он ведал комплектованием личного состава приказов, воевод, укреплениями пограничных линий, раз­бирал местнические дела. Все остальные территориальные столы вели учет рядового состава армии в пределах определенного военного округа ("разря­да"). Здесь составлялись списки служилых — десятин, смотренные списки служилых людей в "естях" (наличности) и "нетях" (отсутствии), акты приема и передачи городов воеводами (росписные списки). Белгородский и Севский столы, кроме того, заведовали пограничным военно-административным уп-

Возрастание значения помещиков-дворян в армии и гражданском госу­дарственном аппарате (приказы и воевода), увеличение размеров поместного землевладения, постепенное сближение поместного и вотчинного землевла­дения делало Поместный приказ одним из важнейших приказов государст­ва. В начале XVII в. приказ провел описание земель с целью восстановления нарушенных во время интервенции и Крестьянской войны под руководством Степана Разина прав помещиков. Писцовые и переписные книги помогали рассматривать многочисленные земельные тяжбы между помещиками и вотчинниками. Кроме того, это книги являлись документами, на основании которых производилось налоговое обложение

Поместный приказ вел активную борьбу с возросшими побегами фео­дально-зависимых крестьян, посылая на места специальных сыщиков. В период подавления крестьянской войны приказ рассылал сыщиков даже на территории, подведомственные другим приказам.

Исполнительный аппарат приказа подразделялся на несколько террито­риальных столов (Московский, Рязанский, Псковский, Владимирский, Яро­славский), а также столы вотчинной записи, диких поль (земельных раздач неосвоенных южных земель), приказный, а с начала XVIII в. столы по набору работных людей, рекрутский, соляной. Возрастало и число подьячих приказа: если в 1626 — 1627 гг. их было 102, то в 1677 — 1678 гг. — уже 442 На протяжении XVII в. Поместный приказ имел наибольшие штаты.

В XVII в. стрельцы принимали активное участие не только в охране границ государства и войнах, но использовались для караульной и полицей­ской служб, борьбы с пожарами. Наряды стрельцов несли караулы в Кремле и на московских улицах. Стрельцов использовали для охраны порядка, в торжествах, встречах послов и т. п. Один из стрелецких полков (Стремянной) сопровождал царя во время его поездок за город, на богомолье и Т.Д. Только в Москве в середине XVII в. находилось до 20 стрелецких полков по 800 — 1000 человек в каждом. Стрельцы проживали слободами и занимались в свободное от службы время ремеслом, мелкой торговлей. Каждый полк имел свою канцелярию — стрелецкую избу. Возглавлявшие эти полки полковники являлись не только командирами, но и судьями.

Все дела по службе, содержанию, управлению и суду Стрельцов осу­ществлял Стрелецкий приказ. Ему же была подведомственна и часть казаков. После стрелецкого мятежа 1697—1698 гг. Петр I приступил к ликвидации стрелецкий войск. Компетенция Стрелецкого приказа изменилась: он стал заниматься административно-хозяйственными делами, что я вызвало его преобразование в 1701 г. в Приказ земских дел, наследовавший функции упраздненного еще в ноябре 1699 г Земского приказа по полицей­скому правлению Москвой.

Наиболее привилегированной частью казаков, находящихся на службе Русского государства, ведал в 1613—1643 гг. Казачий приказ.

Созданный в 1621 г. Иноземский приказ осуществлял дела по службе не только иноземцев, но и русских людей, служащих в полках нового, так

Недостатки дворянской конницы и стрельцов привели к формированию в 30-х годах XVII в. полков нового иноземного строя Рядовой состав этих солдатских, драгунских и рейтарских полков формировался из насильствен­но набираемых даточных людей от тяглого населения (крестьянского и посадского), а также из добровольцев — "охочих" людей из вольного населения. Вместо даточных, набираемых с определенного числа дворов, можно было платить определенный сбор на содержание этих полков. Этим занимались два существовавших почти одновременно приказа: сбора даточ­ных людей (1633—1654) и сбора ратных людей (1637—1654).

Рейтарскими полками (их комплектованием, снабжением, обучением и судом) ведал Рейтарский приказ (1649—1701). В последние десятилетия XVII в Рейтарский и Иноземский приказы имели одного начальника и общих дьяков.

Возросло производство вооружения, которое осуществлялось предпри­ятиями и мастерами, подведомственными Пушкарскому приказу, Оружейной палате и созданному в 1647 г. Ствольному приказу

Чрезвычайными мерами по укреплению южных границ Русского госу­дарства и строительству городов руководил Приказ городового дела (1638— 1644)

Близким к военной организации был Аптекарский приказ, основанный в конце XVI в Первоначально он являлся придворным учреждением, обслуживавшим царя, царскую фамилию и близких ко дворцу лиц. В XVII в. приказ превратился в государственный центр медицинского дела.

Значительно возрос аппарат Посольского приказа. В приказе появились структурные части — повытья, возглавляемые старшими подьячими. Три повытья ведали сношениями с Западной Европой, а два — с Азией. Кроме дьяков и подьячих в составе приказа числились площадные подьячие, золотописцы (для росписи дипломатических грамот), переводчики, толмачи, приставы. Подведомственный приказу дипломатический состав имел не­сколько степеней; великие послы, легкие послы (посланники), гонцы, послан­цы. Посольский приказ оставался в основном исполнительным органом царя и Боярской думы, которым принадлежало решающее слово во всех вопросах внешней политики. Во второй половине XVII в. во главе Посольского приказа становятся бояре А. Л. Орднн-Нащокин, А. С. Матвеев, В В. Голицын, проводившие самостоятельную от Боярской думы политику. В 70-е годы Посольскому приказу были подчинены: Новгородский, Малороссийский, Смоленский, Литовский, Великороссийский, Печатный и Полонянычный приказы, а также Галицкая и Владимирская четверти.

В XVII в Ямской приказ сохранял значение одного из важнейших приказов государства

Обострение классовой борьбы вызвало расширение аппарата судебно-полицёнских приказов. Общее руководство полицейской расправой по раз­бойным, татебным и приводным делам принадлежало существовавшему до 1701 г. Разбойному приказу, во главе которого стояла следственно-судебная

коллегия из боярина (окольничего), дворянина (стольника) и двух дьяков. Приказ имел разветвленную сеть местных органов — губных старост и губ, осуществлял надзор за содержанием тюрем в государстве. В чрезвычайных случаях приказ посылал надельщиков и сыщиков из центра.

Полицейским управлением, а также разбойными делами по Москве ведал Земский приказ; он следил за городским благоустройством и борьбой с пожарами, собирал налоги с московского тяглового населения и судил его, проводил переписи дворов и церквей. В конце XVII — начале XVIII в. он был объединен со Стрелецким, с которым и разделял полицейские функции.

Из четырех территориальных судных приказов, созданных в конце XVI в., продолжали действовать Владимирский и Московский приказы, которые являлись привилегированными судами для представителей всех групп гос­подствующего класса феодалов. Указом 1699 г. оба эти приказа были объединены в один Судный.

Юридическое оформление индивидуального закрепления крестьян, ре­гистрацию дворовых всех вотчинников и помещиков, всякого рода кабал и крепостей осуществлял Холопий приказ. Здесь писались кабальные на холопов, оформлялись на них "крепости", рассматривались тяжбы бояр и служилых людей из-за холопов. Сюда же подавались заявления ("явки") на беглых, о которых приказ вел обширную переписку с воеводами. В приказ с челобитными с просьбой освободить их от холопства обращались и холопы. . Приказная и воеводская волокита порождала поток челобитных на имя царя, подаваемых ему в походах, в праздники и т. д. После их разбора царем и Думой давался указ, который подписывался думным дьяком. Затем чело­битная отсылалась в Челобитный приказ. Подьячие этого приказа на площади зачитывали решения и отдавали их челобитчикам или направляли в соответствующий приказ, где дело по царскому указу и разрешалось. "Уложение" 1649 г. отменило порядок прямой подачи челобитных царю, что сократило функции этого приказа и привело к его упразднению. В 1685 г Челобитный приказ был присоединен к Владимирскому судному.

Челобитные лиц, недовольных решениями Поместного и Холопьего приказов, передавались в созданный в 1619 г. Приказ сыскных дел, который являлся высшим судом по земельным и холопьим делам. В 1625 г. из этого приказа был выделен Приказ приказных дел — орган особых поручений в области управления, финансов. Располагая значительными средствами, При­каз приказных дел выдавал жалованье ратным людям, укреплял города, осуществлял надзор за деятельностью дозорщиков, выполнял ряд других более мелких поручений, вплоть до реставрации икон Успенского собора

Провинциальные служилые люди были недовольны засильем думных чинов и высшей приказной бюрократии в приказах. Идя навстречу их пожеланиям, правительство создало в 1619 г. "Приказ, что на сильных бьют челом". Во главе этого приказа за все время его существования (он был упразднен в 1639 г.) правительство ставило влиятельных лиц (князя И. Б. Черкасского, боярина Б. М. Лыкова и др.; в 1613—1632 гг. судьей этого приказа был Д. М. Пожарский).

Численный рост вооруженных сил, государственного аппарата и актив­ная внешняя политика правительства требовали огромных денежных средств. Все это вызвало увеличение размеров прямых и косвенных налогов, введение новых налогов, чрезвычайных податей и сборов. С возрастанием значения финансовой функции Русского государства усложнилась и система финансовых приказов.

Сбор государственных прямых налогов в отдельных местностях осущест­вляли четвертные приказы, которые с начала XVII в. носят территориаль­ные названия: Новгородская, или Нижегородская (1601), Галицкая (1606), Устюжская (1611), Владимирская (1629) и Костромская (1629) четверти. Они ведали населением городов и уездов, управлением и судом. Если территория Новгородской четверти представляла собой более или менее сплошной массив бывших новгородских земель, то города других четвертей были разбросаны по всему государству.

Еще в 1597 г. для заведования кабацким делом и кабацкими сборами была учреждена Новая четверть (Приказ новой четверти). В торговле спиртными напитками чередовались то поручение казенной торговли водкой лицами (кабацким головам и целовальникам), то отдача продажи водки на откуп (с предварительной уплатой откупщиком в приказ определенной суммы). Приказ ведал выбором кабацких голов и целовальников, отдачей кабаков на откуп, уплачивал деньги поставщикам водки в московские кабаки и кружечные дворы, боролся с кормчеством и торговлей табаком. В этот приказ поступали кабацкие сборы со всего государства.

Сбором прямых и косвенных налогов с большей части государства ведал Приказ Большого прихода. Он же сдавал на откуп бани, лавки, гостиные дворы и погреба, взимал плату с клеймения товаров, с мер, "чем всякие товары и питья меряют", ведал таможенными, а иногда и ямскими сборами. В отличие от других финансовых приказов Приказ Большого прихода был чисто финансовым приказом. В 1680 г. дела этого приказа передаются в Приказ Большой казны. Этот приказ возник в 1622 г. и ведал сборами налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслами. В отноше­нии к этому населению приказ выполнял административные и финансовые функции. В его ведении находился и Денежный двор, который распоряжался чеканкой монеты

Для сбора различных чрезвычайных налогов, главным образом на содержание администрации, создавались специальные приказы. По решению Земского собора 1616—1618 гг. был создан Приказ сбора пятинных и запросных денег, действовавший с большими перерывами (1616—1618. 1632—1637). а затем передавший свои полномочия чисто военному Приказу сбора ратных людей. В 1659 г. Приказ сбора ратных людей был преобра­зован в Приказ денежного сбора, созданного для сбора особого чрезвычай­ного налоги (десятой деньги). Этот приказ просуществовал до 1680 г. В 60-х годах XVII в. существовал Приказ денежной раздачи.

Иногда на содержание армии производились натуральные сборы продо­вольствия. С 1655 по 1683 г. существовал Хлебный приказ, а в 1672— 1696 гг. — Приказ сбора стрелецкого хлеба

Лишь условно к группе финансовых приказов можно причислить Пе­чатный приказ Грамоты, или "памятки" (напоминания), посылаемые из приказов по царскому указу воеводам (челобитные, подаваемые в приказы людьми разных классов, жалованные грамоты, удостоверяющие получение служилыми людьми или монастырями поместий или вотчин; вводные грамо­ты, утверждавшие в праве наследства; заемные, закладные, исковые и другие документы учреждений и частных лиц) не имели юридической силы без государственной печати. Для этого каждый документ предъявлялся в создан­ный еще в конце XVI в. Печатный приказ. Начальник этого приказа — думный дьяк-печатник, у которого печать висела на шее, прикладывал ее к документам.

Со всех предъявленных в приказ документов взимались печатные пошлины, которые вносились в записные книги с указанием, по какому случаю взята пошлина. Скрепляя государственной печатью и регистрируя каждый попадавший в него документ, Печатный приказ был важным звеном в системе бюрократического государственного аппарата России XVII в

Расширение территории Русского государства вызвало образование группы территориальных приказов. Первые десятилетня XVII в. были вре­менем быстрой колонизации Сибири. К середине века русские землепроход­цы достигли Тихого океана. В 1637 г. управление Сибирью, находившееся в ведении Казанского приказа, обособилось в ведомство особого Сибирского приказа. Сибирский приказ назначал и смещал воевод, дьяков и других служилых людей; ему подчинялись размещенные по сибирским городам стрельцы и другие ратные люди; приказ заведовал сбором ясака с нерусских народов, денег, хлеба и соли с русского населения, размещением ссыльных и надзором за ними.

Активная внешняя политика 50—70-х годов XVII в. вызвала образование ряда приказов по управлению присоединенных земель. Земли Литвы и Прибалтики управлялись приказами княжества Литовского (1655—1667) и Лифляндских дел (1660—1666). Присоединенные к России смоленские земли управлялись Приказом княжества Смоленского (Смоленский при­каз), созданным в 1637 г. И подчиненным в 1680 г. Посольскому приказу

Сношение с Украиной осуществлял созданный в 1662 г. Малороссийский приказ; ему же подчинялись московские воеводы и русские отряды на Украине. В 1687 г. Малороссийский приказ был подчинен Посольскому приказу и находился в его составе до начала XVIII в. Города, в которых были расположены русские полки (Сумской, Ахтырский, Харьковский, Острож-ский), в финансовом отношении попали в ведомство Приказа Великой России (или Великороссийский), учрежденного в 1687 г. и существовавшего до начала XVIII в.

В XVII в. имелась значительная группа дворцовых приказов, из которых наибольшее значение имел Приказ Большого дворца, ведавший обширны­ми, разбросанными по территории всего государства землями. При этом приказе сложилась система "дворов", заведовавшая снабжением царского дворца всем необходимым: Кормовой, Хлебный, Житенный, Сытенный. Продолжали функционировать и некоторые другие ранее известные приказы:

Ловчий, Сокольничий, Конюшенный, Постельничий и Казенный. В связи с развитием приказного аппарата последний постепенно теряет свое обще­государственное значение, превращаясь в личную казну царя, хранилище золотых и серебряных изделий, драгоценных материй и т. п. Возникли также некоторые новые дворцовые приказы: Приказ золотых и серебряных дел, Царская мастерская и Царицына мастерская.

Крупнейшим феодалом XVII в. была церковь. Патриарху, монастырям и церквам принадлежали огромные земли, населенные крепостными крестья­нами.Опираясь на земельные богатства, патриархи притязали на независи­мость и даже превосходство своей власти над светской. Особенно возросло значение патриарха при Филарете, который добился для себя титула "вели­кого государя", а для укрепления своей власти и политического значения церкви провел в 1620 — 1626 гг. реформу по централизации церковного управления Им был учрежден ряд патриарших приказов: Дворцовый, Казенный, Разрядный, Судный. Функции этих приказов были близки к функциям соответствующих государственных приказов. Они заведовали патриаршим имуществом, землями, казной, крестьянами и служилыми людь­ми. Патриарший разряд осуществлял судебные дела по преступлениям против веры, разбирал незаконные браки. В патриарших приказах сложилась особая служебная иерархия: свои бояре, окольничие, дворяне, дьяки и подьячие. Патриарху были подведомственны чины церковной иерархии: четыре митрополита (Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий), архиепископы и епископы, заведовавшие тринадцатью епархиями (духовны­ми округами).

В церковном управлении и суде первую половину XVII в. не было единообразия. Патриарху была подсудна лишь часть монастырей — лавры и ставропигиальные (монастыри центрального подчинения) и их вотчины; другая часть монастырей была подсудна Приказу Большого дворца, третья — епархиальным властям, четвертая — привилегированным монас­тырям, пятая — общим судам. В финансовом отношении многие церковные и монастырские земли зависели от Приказа Большого дворца. Этот же Приказ осуществлял контроль над церковным имуществом и финансовым состоянием монастырей.

Энергичный и умный патриарх Никон (1652—1666) потребовал от царя "послушатися по всем, яко начальству и пастырю и отцу краснейшему" Продолжая реформы по укреплению церкви, Никон провел сверку церковных книг с греческими оригиналами и внес в них исправления. Противники этой реформы церковной обрядности — раскольники — стали жестко преследо­ваться. Выражая взгляд, что "священство царства поболе есть", Никон сравнивал свою власть с солнцем, а власть царя — с луной. Стремление Никона подчинить государство церкви привело к разрыву с царем. Созван­ный в 1666 г. церковный собор с участием приехавших в Москву греческих патриархов осудил взгляды Никона и лишил его патриаршего сана. Его преемники на патриаршем посту (Иоасаф, Пигирим, Иоаким, Андриан) уже не притязали на превосходство над светской властью царя. С. падением

Никона был сделан первый шаг к подчинению феодальной церкви организации самодержавному государству.

Наши рекомендации