Специфика самодержавия второй половины XVII в.

"Соборное Уложение" 1649 г., закрепившее социально-экономические изменения Русского государства, отразило и возросшую власть самодержав­ного монарха. Главы II и III "Уложения" устанавливали жестокую кару за преступления, направленные против личности царя, его чести, здоровья, а также за проступки, совершаемые на территории царского двора. Все эти провинности отождествлялись с вводимым впервые в право Русского госу­дарства понятием государственного преступления. Смертная казнь устанав­ливалась за прямой умысел ("злое умышление") против жизни и здоровья царя, а также за обнаружение умысла, направленного против царя и государства (восстание, измена, заговор и т. п.).

Процесс бюрократизации государственного аппарата превращал Бояр­скую думу из органа боярской аристократии в орган приказной бюрократии (судей приказов, воевод, дьяков); все это не могло не ослаблять самостоя­тельность Боярской думы.

В законодательной деятельности Русского государства со второй поло­вины XVII в. появилось понятие "именной указ", т. е. законодательный акт, составленный только царем, без участия Боярской думы. Из 618 указов, данных в правление Алексея Михайловича со времени издания "Соборного Уложения", 588 указов были именными, а боярских приговоров было принято только 49. Все именные указы носили характер второстепенных актов верховного управления и суда: служебных назначений, указов воеводам, утверждения наказаний или их отмены и т. п. Боярские же приговоры были наиболее важными законодательными актами, связанные с феодальным землевладением, крепостным правом, основами финансовой политики и прочими важнейшими сторонами деятельности государства. Основные зако­нодательные акты этого времени все еще проходили через Боярскую думу.

Особенно возрастало число боярских приговоров после различных социальных потрясений (городское восстание в Москве 1662 г., Крестьянская война под руководством Степана Разина). В царствование слабовольного Федора Алексеевича (1676—1682) значение Боярской думы также временно возросло: из 284 указов его правления 114 были даны с боярским приговором. Несмотря на внешнюю устойчивость положения Боярской думы в системе аппарата Русского государства во второй половине XVII в. идет процесс возрастания личной власти самодержавного монарха, особенно в области верховного управления.

С 50—60-х годов установилась практика докладов царю начальниками важнейших приказов. Так, в 1669 г. по понедельникам царю докладывали начальники Разрядного и Посольского приказов, по вторникам — Большой казны и Большого прихода, по средам — Казанского и Поместного и т. п.

Свидетельством возросшей власти царя к середине XVII в. явилось создание Приказа тайных дел. Еще в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел при себе несколько подьячих из Приказа Большого дворца для личной переписки. Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 г. получил определенную организацию Приказа тайных дел — личной канцелярии царя, органа, позволяющего царю в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы.

Первоначально Приказом заведовал тайный дьяк, при котором находи­лось 6 — 7 подьячих К концу существования Приказа во главе его стояла дьячья коллегия (тайный дьяк и дьяки Челобитного и Стрелецкого приказов; число подьячих возросло до 15). Основной функцией Приказа тайных дел был контроль за деятельностью приказов. Этот контроль мог носить явный характер и проявляться в затребовании для "ведома" (контроля) различных дел. сведений, отчетности из других приказов, в проверке приказного делопроизводства при участии царя. Тайный контроль заключался в посылке подьячих Приказа с секретным наказом о контроле некоторых послов, которые "много чинять не к чести своего государя", или воевод, допускавших "много неправд над ратными людьми". Известной формой контроля за государственным аппаратом (как приказами, так и воеводами) было рассмот­рение Приказом челобитных, поданных лично царю. После рассмотрения дела по челобитной в Приказе тайный дьяк докладывал о нем царю. По царскому указу дело, минуя Боярскую думу, разрешалось в Приказе тайных дел или передавалось для исполнения в один из других приказов.

Приказ тайных дел рассматривал политические дела различной важнос­ти (в числе важных дел было дело патриарха Никона). Деятельное участие принимал Приказ в деле с вождем крестьянского восстания Степаном Разиным и его сподвижниками. Царь составил памятную записку с десятью вопросами для бояр, руководивших следствием по делу Разина. В Приказ запрашивали различные материалы для этого процесса: расспросные и пыточные речи, очные ставки и т. д.

Приказ осуществлял и другие функции самого разнообразного характе­ра вел личную переписку царя, заведовал некоторыми полками иноземного строя, царской благотворительностью, сыском руд (медной — в Олонецком уезде, серебряной — на реке Мезени), руководил деятельность Записного приказа1, Аптекарского, Гранатного и Потешного дворов, ведал не вошед­шими в состав дворцовых земель царскими подмосковными имениями (Из­майловым, Черкизовым, Котельниками, Люберцами и др.), постройками в селе Семеновском, ремонтом церкви в селе Коломенском, промышленными заведениями царя, некоторыми его торговыми операциями (персидским торгом), был личной кассой царя.

Приказ тайных дел помещался во дворце, и царь часто бывал в этом Приказе. Здесь он имел свой стол с письменным прибором, принимал участие в составлении бумаг, требовал отчетов, слушал доклады, рассматривал дела

1 Записной приказ занимался "записыванием степеней и граней царственных" . т. е.

продолжения Степенной КНИГИ.

и т. п. Возглавлявшие Приказ дьяки пользовались большим влиянием в государственных делах. Приказ был упразднен в 1676 г.

Другим важным мероприятием правительства по пути дальнейшего правления единодержавия было создание центрального органа государст­венного финансового контроля. Крупные хищения государственных средств чиновниками приказов побудили правительство учредить в 1655 г. Счетный приказ. Нерегулярно, каждый раз по специальному указу, дьяки и подьячие всех приказов должны были являться в Счетный приказ с приходными и расходными книгами для проверки правильности и законности финансовых операций. Этот финансовый контроль вызвал недовольство приказной бюро­кратии, и Приказ в 1678 г. пришлось упразднить.

На протяжении XVII в. помещики и вотчинники продолжали вести борьбу с духовными феодалами за обладание землями и крестьянами. В челобитных, подаваемых царю, дворяне и дети боярские выступали против судебных привилегий монастырей и подведомственных им лиц. Стремясь к укреплению единовластия, царь Алексей Михайлович встал на сторону светских землевладельцев. По "Уложению" 1649 г. был учрежден Монас­тырский приказ — гражданское учреждение, во главе которого стояли думный дворянин или окольничий и два дьяка. Суду этого приказа были подчинены все монастыри и духовные лица, а также их крепостные. Епap-хиальные власти подлежали суду не только Монастырского приказа, но и приказов вообще. Мелкие иски епархиальных чиновников и крестьян подле­жали суду воевод. В "Уложении" было сделано исключение для патриарха и его владений, где по-прежнему судили патриарх и патриаршие приказные люди, но на их приговор было разрешено подавать апелляционные жалобы царю и Боярской думе.

Монастырский приказ имел широкие административные функции: опре­делял и отрешал от места настоятелей, келарей, казначеев монастырем, выбирал священников и дьяконов, отменял и пересматривал решения епи­скопов. В 1650 г. Приказ разослал воеводам чисто полицейское предписание о наказании лиц, не соблюдавших церковных обрядов. От Приказа Большой казны Монастырский приказ наследовал финансовые функции по сбору с монастырских и церковных земель чрезвычайных денег, хлеба, даточных, мастеровых, по контролю за монастырскими и церковными средствами.

Учреждение Монастырского приказа было встречено духовными лицами враждебно. Одно из обвинений, предъявленных Никону на соборе 1666 г, заключалось в том, что Никон "бранил" этот приказ.

Оппозиция церковников Монастырскому приказу была настолько вели­ка, что церковный собор, осудивший патриарха Никона, отверг и этот приказ. В 1677 г. Приказ был упразднен, а его финансовые и контрольные функции были переданы в Приказ Большого дворца.

В целях подготовки образованных людей для государственного и цер­ковного аппарата по инициативе Симеона Полоцкого и С. Медведева в Москве в 1687 г. было учреждено первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, просуществовавшая до 1814 г. (преобразована в Духовную академию).

4. Приказная система Русского государства.

XVII в. был веком расцвета и падения приказной системы управления. Более 90 центральных бюрократических учреждений — приказов разного значения, функций и величины существовало в это время. Важной особен­ностью приказной системы управления являлась пестрота и неопределен­ность функций приказов. Почти каждый приказ выполнял не только функции управления; в его ведении находились также определенные территории (волости, города, селения), налоги с которых поступали на содержание приказа и осуществление его задач. Этой сложностью определения точных функций приказов объясняются и трудности классификации приказов.

Во главе каждого приказа стоял начальник — судья; иногда возглавляв­шее приказ лицо носило специальное наименование (казначей, печатник, дворецкий, оружничий и т п.). Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Шел процесс бюрократизации верхушки феодального класса — думных чинов. Если в 1613 г думные чины возглавляли лишь 1/з приказов, то к 80-м годам XVII в. - уже почти 4/5 приказов. Некоторые думные люди управляли сразу несколькими приказами. Любимец царя Алексея Михайловича боярин Б. И. Морозов был "судьей" пяти приказов: Стрелецкого, Большой казны, Новой четверти, Иноземского и Аптекарского. После падения правительства Морозова (1648) эти приказы наследовал царский тесть боярин И. Д. Милославский (1649—1666). Известный дипломат А.Л. Ордин-Нащокин был начальником Посольского, Малороссийского приказов и трех четвертей (Новгородской, Владимирской и Галицкой).

С созданием приказов появилось обширное бумажное делопроизводство. В процессе практической деятельности приказов сложились формуляры определенных видов документов, порядок их оформления и движения внутри каждого приказа, так и между ними. Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа, Поэтому в помощники судьям в приказы назначались дьяки. Число дьяков зависело от размеров и значения того или иного приказа: во многих приказах было по дьяку, в Посольском — до трех, в Разрядном — до шести, а в Поместном — до пятнадцати. В Посольском, Разрядном, Поместном, чет­вертных. Тайном приказах один из дьяков был думным. Судьи некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская докумен­тация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового дворян­ства, иногда из духовного звания и даже крупного купечества ("гостей"). Дьяки вершили дела в приказах. Вместе с судьями они обсуждали дела и' выносили приговоры. Если требовался "доклад" царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присутствовал при самом "докладе". Со слов царя дьяк делал на "докладе" "помету" (резолюцию), составлявшую основу царского указа. За свою службу дьяки "верстались" поместными и денежными окладами от 600 четвертей и 240 руб. в год.

Дьякам в приказах подчинялись подьячие — канцелярские служители из дворян и детей приказных людей Начинающий подьячий служил несколь-

ко лет "неверстанно", т. е. без жалованья, на одни лишь "приношения" просителен. Затем его "верстали" небольшим денежным окладом (от 1 до 5 руб. в год). Через несколько лет подьячий переходил в "среднюю статью" и получал несколько больший оклад. Со временем подьячий мог выслужиться в "старые подьячие" с окладом до 60—65 руб. и даже получить поместный оклад. Иногда "старый подьячий" дослуживался до дьячьей должности

Подьячих в приказах было больше, чем дьяков: от нескольких человек (Аптекарский, Печатный, Костромская четь) до нескольких десятков (По­сольский, Разбойный) и до нескольких сотен (Поместный).1 Старшие подь­ячие вместе с дьяками руководили составлением документов; средние — составляли тексты документов, наводили справки в архиве приказа; млад­шие — осуществляли техническую работу по переписке ("перебелке") документов. В штате приказов были рассыльные, сторожа и другие лица.

Крупные приказы подразделялись на столы, а столы — на повытья В Разрядном и Поместном приказах было по 9 столов. Столы Поместного приказа делились на 40 повытий. Столы возглавлялись дьяками, повытья — старшими подьячими. Некоторые приказы делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности (например, в Разрядном приказе — денежный, приказный); по территориям (там же — Московский, Владимирский и пр.); по подведомственным территориям. И фамилиям стар­ших подьячих.

В определении характера управления в приказах среди историков не было единомыслия: одни (В. И. Сергеевич, Н. П. Лихачев и др.) считали его коллегиальным, другие — единоличным. В действительности в приказах существовал особый характер управления, заключавшийся в том, что спор­ные дела судьи рассматривали вместе с дьяками, а дела, не носящие спорный характер, рассматривали каждый в отдельности. Особенностью приказного делопроизводства была крайняя централизация управления: в приказах разрешались не только важные, но и сравнительно второстепенные дела.

Большинство приказов помещалось в Кремле. В царствование Бориса Годунова между Архангельским собором и Спасскими воротами было постро­ено двухэтажное здание. Каждый приказ занимал здесь по две-три комнаты: одна предназначалась для дьяков, другая —для подьячих, третья ("казенка") использовалась для хранения денег и документов, а иногда как кабинет судьи приказа. Просители толпились в прихожей или на улице.

В комнатах со сводчатыми потолками, глиняными или изразцовыми - печами и небольшими слюдяными окошками стояли столы и лавки: на полках, в сундуках, ящиках, шкафах размещались документы. В необыкно­венной тесноте по 12 и более часов в сутки, нередко даже по праздничным дням, при тусклом свете сальных свечей скрипели гусиными перьями приказные подьячие, переписывая бумаги. Обычно текст документа писался на узкой бумажной ленте, а оборотная сторона использовалась для разного

1 В приказах Русского государства в 80-х годах XVII в. насчитывалось 1935 подъячих (исключая патриаршие приказы. Аптекарский, Монастырскую и Оружейную палаты) Наибольшее число их имели Поместный приказ (466). Приказ Большого дворца (261) Приказ Большой казны (211). Разрядный (125).

рода заметок адресов, подписей ("рукоприкладств"), резолюций. Несколько таких документов ("столбцов") оформлялось в "дело" путем склеивания чистое друг с другом в длинную ленту: к нижнему концу челобитной подклеивалась запись показании челобитчика, книзу этого документа — объяснения, далее — справки, решения по делу, указная грамота. Дело иногда передавалось в другое учреждение, где дополнялось новыми докумен­тами. Получалась длинная лента — "столп". На месте склейки ("сетавах"), стояла подпись дьяка или подьячего "с приписью", исполняющего обязан­ность дьяка, по слову или слогу на каждой сставе, что затрудняло изъятие документа из дела пли его фальсификацию. Нередко, когда дело оканчива­лось, к данному "столпу" подклеивались столбцы других дел. "Столп" становился сборником дел. Некоторые "столпы" достигали десятка и сотен метров. "Столп", содержащий "Соборное Уложение" 1649 г., имел длину 309 метров1 Реже в приказной практике применялись тетради и книги. "Столбцы" и "столпы" свертывались в форму свитка исписанной стороной внутрь и в таком виде хранились. Грандиозные московские пожары не щадили и документов приказов. Во время пожара 3 мая 1626 г. сгорели многие кремлевские здания. Сильно пострадало от пожара и здание приказов. Приказные документы гибли также от "палатныя сырости" и от грызунов.

Некоторые приказы имели "черные палаты", "тюремные избы", где помещались арестанты. В Константиноеленинской башне Кремля была устроена "пыточная" с "застенком", где велись расследования по делам Разбойного и Земского приказов. В Китай-городе, близ Варварских ворот, находился Тюремный двор, большая тюрьма с несколькими отделениями - «избами" (Холопьей, Разбойной, Опальной, Женской, Бражной); здесь содер­жалось до 1000 заключенных.

Старое здание приказов, к 70-м годам обветшало и разрушилось. В 1690 г. было построено новое, гораздо больших размеров здание, где разместились только семь крупных приказов: Посольский, Разрядный, Боль­шой казны и др.

Ивановская площадь в Кремле была оживленным местом. Здесь тесни­лись толпы просителей; перед зданием приказов стояли на "правеже" неисправные должники и просчитавшиеся головы и целовальники, чинилась "торговая казнь" (наказание плетьми), оглашались царские указы, при зачтении которых среди общего шума приходилось "кричать во всю Иванов­скую"

В находившейся у колокольни Ивана Великого "площадной избе" подьячие с кувшинами чернил у пояса и гусиными перьями за ушами оформляли частные сделки и давали юридические консультации растерявшимся от приказной волокиты и столичного шума просителям. В конце XVII в. "площадные избы" — нотариальные конторы — появились и при некоторых приказах.

Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью порождала волокиту, злоупотреб­ления и взяточничество. К концу века приказная система пришла в упадок; ее заменила более прогрессивная система управления — коллегиальная.

Местное управление

Крестьянская война под предводительством Разина и польско-шведская интервенция в начале XVII в. потребовали создания твердой власти на местах. По росписи городов и уездов в 1625 г. видно, что в 46 городах с уездами уже были назначены воеводы. Воевода стал основным звеном местного управления.

Претенденты на место воевод — бояре, дворяне и дети боярские — подавали на имя царя челобитную, в которой просили назначить на воевод­ство, чтобы "покормиться". Однако официально воевода за свою службу получал, помимо вотчин, поместные денежные оклады. Воевода назначался Разрядным приказом, утьерждался царем и Боярской думой и подчинялся тому приказy, в ведении которого находился соответствующий город с уездом. Срок службы воеводы длился один — три года. В большие города назначали нескольких воевод; один из них считался главным В небольших городах был один воевода В слободах и волостях воевода осуществлял свою власть с помощью приказчиков.

Воевода имел приказную или съезжую избу, в которой производились все дела по управлению городом и уездом. Приказная изба возглавлялась дьяком. Здесь хранились государевы грамоты и печать, приходные и расход­ные книги и росписи разных податей и сборов, сами сборы (государева казна). В крупных городах приказные избы разделялись на столы, находя­щиеся в ведении подьячих. Число подьячих в этих избах было различно; был здесь также персонал непосредственных исполнителей — приставы, надедь-щики, рассылыцики.

При смене воевод все дела и казенное имущество сдавались по описям и книгам (сдаточным описям или росписным спискам). Один экземпляр описи посылался в тот приказ, в ведении которого находился город с уездом

Каждый воевода получал из приказа наказ, определявший круг его деятельности: он осуществлял охрану феодальной собственности, боролся с укрывательством беглых, с нарушением казенного интереса (кормчества), со всяким несоблюдением порядка вообще (бой, пожар, мор), ведал городо­вым и дорожным делом, надзирал за судом губных и земских старост. Административно-полицейский надзор воеводы простирался и на личную жизнь населения. В крупных городах полицейский надзор за населением, укреплениями и караулами осуществлял подчиненный воеводе городничий (бывший городовой приказчик).

Широкими были финансовые полномочия воеводы. В писцовые книги, которые составлялись для финансовых отчетов, заключали описание земель по количеству и качеству, доходность земель (урожайность), повинности в пользу землевладельца-феодала. Там, где за основу исчисления брались дворы (в городах), в писцовые книги заносились сведения и о них После окончания польско-шведской интервенции из Москвы во нее концы государ­ства для определения платежеспособности населения посылались дозорщи­ки, составлявшие дозорные книги. Воеводы обязаны были оказывать им всяческое содействие. Сборы государственных налогов проводили выборные

лица прямых — старосты и целоиальники, косвенных (таможенных и кабацких сборов) — головы и целовальники. Воеводы осуществляли финан­совый контроль за деятельностью этих выборных властей. В съезжую избу обычно свозились все собранные деньги

Воевода обладал большими военно-административными функциями. Он забирал на службу служилых людей — дворян и детей боярских, вел их списки с указанием имения, жалованья, исправности службы каждого, производил периодические смотры и отправлял из на службу по первому требованию Разрядного приказа. Воевода ведал и местными служилыми людьми "по прибору": стрельцами, пушкарями и т. п. Воевода был ответствен за все городские учреждения, крепостные пушки, различные военные и казенные съестные припасы, которые он принимал и сдавал по описи.

На окраинах государства воевода заведовал также и пограничным делом: ом высылал разъездные "станицы" и "сторожи" в степи, устраивал "засеки", острожки и засечные крепости. В разной степени подчинения у него находился ряд должностных лиц: осадный голова (комендант крепости), засечные, острожные, стрелецкие, казачьи, пушкарские, объезжие, житни-чьп и ямские головы.

Наказы, которые получали воеводы из приказов, были неопределенны и мало конкретны: "как пригоже", смотря по "тамошнему делу", "как бог вразумит". Это усиливало произвол воевод, ограбление ими народных масс. Кормление было упразднено, но в действительности оно проць тало. Воеводы не довольствовались добровольными приношениями. На протяжении XVII в. из городов, уездов и волостей Русского государства в столицу поступали слезные челобитные от населения на поборы и лихоимство bol вод. Особенно этим отличались воеводы далекой Сибири. Почти каждая смена сибирских воевод заканчивалась следствием (сыском) об их злоупотреблениях с при­влечением соучастников — дьяков, подьячих и т. п.

В XVII п. продолжали существовать обе формы "самоуправления" — губная и земская. В каждом округе (губе) ведал губной староста, его помощниками были целовальники Судопроизводство и делопроизводство по губным делам проводилось в губной избе дьяком и подьячими В ведении губных старост находились тюрьмы с тюремными служителями (целоваль­никами, сторожами), палачи, а также выборные от население — сотские и десятские Губного старосту свободное население округа выбирало из дворян и детей боярских; целовальники выбирались из черносошных кре тьян или посадских. Круг деятельности губных органов в XVII в. значительно возрос. Кроме разбойных, татиных дел и душегубства в их ведение попали факти­чески все уголовные дела (поджоги, насилия, сыск беглых и т. п.).

Статья XXI "Уложения" 1649 г. подчеркивала самостоятельность губных дел от воевод, однако в действительности губные старосты находились вначале под надзором, а затем в полном подчинении воевод. Воевода сделался прямым начальником губного суда, а губной староста — его помощником

Земские органы "самоуправления" — земские старосты и целовальни­ки — избирались черносошными крестьянами и посадскими людьми на

сходах в городах, станах, волостях и погостах. Эти органы ведали раскладкой податей между населением, надзирали за тем, чтобы тяглецы не уклонялись от несения тягла. Земские органы осуществляли и некоторые полицейские функции, следили за сохранением спокойствия, за соблюдением таможенных сборов и т. п. Делопроизводство по земским делам велось в земской избе, где хранились окладные земские книги.

В полицейском отношении земские органы были полностью подчинены воеводам. Правительство пыталось отстранить воевод от влияния на земские органы, но безуспешно. В наказах воеводам запрещалось "денежные сборы и в мирские дела вступаться и воли у них в их мирском окладе и в иных делах отымати".

Помимо губных и земских органов, в XVIJ в. существовали и другие выборные органы. В каждом уезде находилось несколько таможен, возглав­ляемых таможенными целовальниками; таможни уездов подчинялись тамо­женному голове, при котором существовала таможенная изба. Кружечные дворы и кабаки возглавлялись соответствующими головами и целовальника­ми. Выборными были ларечные старосты, житейные и мельничные целоваль­ники и др. Все они попали под надзор воевод.

Значительно расширилась сфера деятельности суда, который превратил­ся в одно из главнейших звеньев карательной политики государства. Иму­щественные наказания (денежные штрафы и конфискации) были окончатель­но оттеснены на задний план жестокими наказаниями. По "Уложению" 1649 г. смертная казнь применялась в шестидесяти случаях. И телесные наказания, и смертная казнь проводились публично с целью запугать народные массы, лишить их воли к сопротивлению возраставшей эксплуата­ции и закрепощению. Новшеством в судебной практике явилась категория государственных преступлений. "Извет" (донос) о "государевом деле" поощ­рялся правительством еще в первые десятилетия века. "Уложение" 1649 г сделало "извет о государственном деле" обязанностью каждого, "кто сведав, или услыша на царское величество в каких людях скоп и заговор, или иной какой злой умысел". За недонесение устанавливалась смертная казнь "без всякой пощады".

К основным уголовным делам (государственные преступления, разбой, "воровство", татьба1 широко применялся розыскной процесс, отличавшийся Необыкновенной жестокостью (обвиняемого обязательно пытали). Решаю­щее значение "Уложение" придавало не признанию обвиняемого, а его оговору и обвинению при повальном обыске. Пытка применялась и в отношении тех, ктб оговаривал. В делах о государственных преступлениях основную роль играл "изветчик" и его свидетели, с которыми обвиняемому устраивалась очная ставка.

Рассмотрение гражданских дел начиналось с того, что заинтересованное лицо подавало челобитную с изложением сущности иска. В доказательствах

1 Понятие "воровство" в XVII в. включало преступления как уголовные (развой, грабеж, кража, мошенничество, обман, плутовство, подлог), так и государственные. Разбой означал преступление, совершенное группой лиц, татьба — кражу.

большое значение придавалось присяге, показаниям свидетелей, "общей ссылке" (т. е. когда обе стороны ссылались на одного и того же свидетеля), обыску, письменным документам, а в мелких исках и жребию.

Во время рассмотрения дела судья давал слово то одной, то другой стороне. Показания сторон записывались в судный список (протокол). Судьи могли выносить приговор окончательно или обращаться с "докладом" в высшую инстанцию (приказ, Боярскую думу, Расправную палату, к царю). Выигравшему выдавалась правая грамота. Если ответчик не мог сразу возвратить вещи или деньги истцу, то стрельцы хватали его и ставили у приказа или съезжей избы. Чиновник-праветчик стоял возле должника и бил его палкой (батогом) по икрам ног. Перед Разрядным приказом ежедневно более 10 праветчиков, разделив между собой виновных, ставили их в ряд и били по очереди. Из окна за этой экзекуцией наблюдал судья или дьяк. Одна из статей "Уложения" устанавливала, что за каждые 100 руб. иска должник стоит на правеже месяц. После отбытия срока правежа имущество должника подлежало продаже для уплаты долга.

Наши рекомендации