Самодержавие и церковь в XVII веке.

В XVII веке на Руси не хватало грамотных церковнослужителей, к тому же их не слишком нравственное поведение стало предметом сатиры XVII в. Недовольство церковью со стороны прихожан росло, появились "беспоповские" ереси; челобитные, подаваемые на имя царя, свидетельствовали о многочисленных столкновениях (драки, избиения и т.д.) между священнослужителями и паствой. Сельское духовенство, испытывавшее притеснения со стороны церковных иерархов, нередко оказывалось тут солидарно с крестьянством не только в настроениях, но и в тактике. Иного рода оппозиция нарастала среди городского духовенства - оно пыталось бороться с архиерейским гнётом не "боем", а обличениями.
В 1640-е вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок "ревнителей древнего благочестия", который в годы царствования Алексея Михайловича стремился вернуться к старинной русской традиции. К кружку Стефана Вонифатьева примкнул будущий патриарх Никон (в тот момент архимандрит Новоспасского монатыря), а так же Неронов И., Ртищев Ф., Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и другие.
Став патриархом, Никон (1653-1656) поменял свои взгляды и начал стремиться укрепить централизацию русской церкви в связи с изменившейся внешнеполитической обстановкой (воссоединением с Украиной и усилением связей с южнославянскими народами). Церковный Собор и царь одобрили процесс унификации. Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатанорвский, Дамаскин Птицкий и другие. Началось исправление книг и унификация церковных обрядов в соответствии с греческой православной церковью. Изменению подлежали двуперстное крестное знамение, образ написания имени Иисус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождение посолонь, земные поклоны, особое чтение некоторых мест символа веры, двоение возгласа "аллилуйя".
Реформа вызвала сопротивление консервативного духовенства. "Ревнители благочествия" были осуждены церковным собором 1656, многие арестованы и сосланы. Тех, кто держался за старую веру - раскольников (старообрядцев), уходивших в скиты - возглавил протопоп Аввакум. Произошёл раскол - отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона. Старообрядцы сжигали себя, проповедуя крещение огнём ввиду скорого прихода антихриста. Около 20 тыс. уничтожили себя таким образом. В 1658 Никону, поссорившемуся с царём, пришлось демонстративно покинуть Москву, но он сохранил за собой патриаршество. Его огромная власть вызывала недовольство царя, бояр и церковных иерархов. Собор 1666-1667, проходивший с приглашением восточных патриархов, лишил Никона сана за самовольное оставление престола, постриг в монахи и сослал. В то же время Большой Московский собор 1666-1667 одобрил реформы патриарха Никона, а всех не принявших реформу объявил еретиками и предал анафеме. Во второй половине XVII-XVIII вв. идеология раскола использовалась в антифеодальной и оппозиционной борьбе.

Церковный раскол.

Церковный раскол стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII в. Как широкое религиозное движение он зародился после собора 1666-1667 гг., наложившего клятвы на противников греческих обрядов, введенных в практику русского богослужения, и запретившего использование литургических книг, отпечатанных до начала систематического исправления богослужебных текстов по греческому образцу. Однако истоки его восходят к более раннему времени, к периоду патриаршества Никона. Вскоре после возведения в сан (1652) патриарх провел церковную реформу, которая, по общему мнению исследователей, сразу же вызвала резкий протест ревнителей старины. Первоначально недовольство исходило от узкого круга лиц, многие из которых прежде были единомышленниками Никона. Самыми видными фигурами среди них были протопопы Иван Неронов и Аввакум Петров. В первые годы правления Алексея Михайловича они вместе с Никоном входили в «кружок ревнителей благочестия», возглавлявшийся царским духовником протопопом Благовещенского собора в Кремле Стефаном Вонифатьевым, и оказывали заметное влияние на церковную политику. Однако реформа, начатая Никоном, превратила бывших друзей в непримиримых врагов. Н.Ф. Каптерев назвал это «разрывом лиц, решительно разошедшихся между собою во взглядах и убеждениях».
Событиям, связанным с церковной реформой Никона, в историографии традиционно придается большое значение. Как отмечал Н.Ф. Каптерев, действия Никона по изменению церковных обрядов вызвали смятение умов в русском обществе. Эта точка зрения, сформулированная еще в конце XIX в., была принята практически всеми историками. А.В. Карташев, например, писал о «широкой гласной протопопской оппозиции» патриарху. С. Зеньковский полагал, что изменение обрядов потрясло современников. Оно «было чем-то неслыханным в анналах не только Русской, но и вообще Христианской церкви».
В переломные моменты Российской истории принято искать корни происходящего в ее далеком прошлом. Поэтому обращение к таким периодам как период церковного раскола представляется особенно важным и актуальным.
Особенно это важно с учетом того, что в литературе практически не рассматриваются культурологические аспекты церковного раскола. Одной из немногих таких работ является глава в книге И.Н. Ионова, посвященная этим аспектам.

ВОПРОС.

Наши рекомендации