Лекции 3. Особенности функционирования и закономерности развития информационного пространства СМИ. Управление информацией в СМИ
Учебная литература
1. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера ПР. – СПб., 1997.
2. Катлип Скотт М., Сентер Аллен Х., Брум Глен М. Паблик Рилейшнз. Теория и практика. – М., 2000.
3. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998.
4. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000.
5. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2001.
6. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз: теория и практика: пер. с англ. 8-е изд. М., 2001.
7. Моисеев В. Паблик рилейшнз как средство социальной коммуникации. Теория и практика. — М., 2002.
8. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997.
9. Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз. – М.; К., 2000
Информационное пространство является объектом, отличным от физического, поэтому оно покоится на другого рода закономерностях. Некоторые из них, которые мы условно именуем «аксиомами», перечисляются ниже. Несомненно, они вызовут критику, но все равно следует постоянно искать эти отличия, чтобы в результате разные исследования дали нам понятный набор принципиальных оснований этого нового для человечества пространства. Например, в исследованиях по биосемиотике отмечается, что физические законы носят универсальный характер и всеобщи по применению, в то время как законы, связанные с человеком, носят локальный характер и связаны с определенного рода условностями.
Мы можем обратить внимание на следующий ряд особенностей информационного пространства.
Аксиома объема:Информационное пространство обладает безграничными возможностями по расширению и наполнению новым содержанием.
Отсюда следует то, что конкуренция состоит не в заполнении информационного пространства вообще, а в качественном наполнении нужным содержанием. Потребить может строить свое собственное информационное поле, пользуясь безграничными возможностями информационного пространства.
Аксиома доступа:Информационное пространство свободно, ограничение его (в виде какого-то типа цензуры) требует привлечения дополнительных ресурсов. Создание любых ограничителей (например, против порнсайтов) демонстрирует, что поскольку потребитель сам по себе свободен, он все равно будет находить новые пути к требуемой ему информации.
Аксиома управления:Безграничное информационное пространство может управляться только с помощью поддержания внимания к какому-то его сегменту, что требует определенной ресурсной поддержки.
Информационное пространство, особенно его массмедийный сегмент, обладает большими возможностями по фиксации внимания массового сознания на той или иной проблеме. В результате чего может происходить перестройка всей «базы данных» массового сознания под эту проблему, как к ней относятся политики, как ее решают чиновники, почему она значима для меня и т.д.
Аксиома неоднородности:Информационное пространство покоится как на пересекающихся областях, так и принципиально непересекающихся.
Это позволяет шахматисту извлекать из него информацию о шахматах, автомобилисту — об автомобилях. Общество при этом строится на том, что должно существовать определенное число общей информации, значимой для всех, которая одновременно является менее значимой для другого сообщества.
Аксиома взаимозависимости:Информационное пространство принципиально структурно, один его сегмент влияет на другой.
Газетная или телевизионная информация затем может стать предметом обсуждения на кухне. Интернет-сообщение может повлиять на статью, написанную газетным журналистом, даже если об этом не будет упомянуто ни слова.
Аксиома глубинности:Информационное пространство организовано таким образом, что есть уровни его более глубинные и менее глубинные.
К поверхностным уровням можно отнести факты, к глубинным — интерпретации. К поверхностному уровню относятся ситуации, к глубинным — правила. Глубинный и поверхностный уровни взаимосвязаны: из одного может следовать другой. Например, открытие продуктового магазина —> забота партии и правительства о советском человеке.
Аксиома порождения:Информационное пространство покоится на системе порождения информации, поскольку его безграничность позволяет направлять внимание потребителя только на его узкие потоки.
Можно говорить о двух видах порождения информации с точки зрения целевой направленности: на фон и на сообщение. Управление на уровне фона состоит в создании такой картины мира, которая была приемлемой для а) самостоятельного принятия нужного решения получателем информации, б) блокировки несистемной с этой точки зрения информации, которая бы вступала в противоречие с фоновой.
Столкновение информации может быть как на уровне сообщение- сообщение, так и на уровне сообщение- фон Столкновение сообщения-фон может быть не только неработающим, но также и максимально работающим в случае скандала, компромата и т.д., когда неизвестная ранее информация начинает опровергать фон. Однако она считается взрывоопасной именно тогда, когда уже существует на другом уровне, например, когда информация подтверждает ожидания населения. Это, допустим, ситуация, когда слухи о коррупции реализуются в виде сообщения об аресте, о конфискованных ценностях.