Вопрос 15.Закономерности функционирования и развития систем (закономерности систем)

Закономерности функционирования - общесистемные закономерности, характеризующие принципиальные особенности построения, функционирования, развития сложных систем. Также, закономерности функционирования называются системными параметрами или макрозакономерностями.

Закономерности делятся на 4 группы:

  • взаимодействие части и целого(целостность, эмерджентность, аддитивность, систематизация, факторизация, интегративность)
  • иерархическая упорядоченность(коммуникативность, иерархичность)
  • осуществимость систем
  • развитие систем(историчность, самореализация)

Вопрос 16. Механизм развития систем(эволюционные, бифуркационный механизмы, адаптация, самоорганизация)

Эволюционный:

  • непрерывный
  • стабильный
  • устойчивый
  • нет скачков, разрывов, катаклизмов
  • за малый интервал малое изменение
  • медленное развитие
  • маловероятность отклонения от равновесного состояния

Его предпосылки: неизменность внутр. механизма процесса, инерционность упр. воздействий

Бифуркационный:

  • импульсивность
  • разрывной
  • нестабильный
  • быстрое развитие
  • разрушение старого быстрее
  • быстрый/медл переход к новому
  • если изменения управ. воздействий исчерпаны из ресурсов эволюц. разв.(разруш. СССР)

Предпосылки: кризис, разрушение эволюционного механизма, внутр. и внеш. причины.

Адаптация - процесс изменения свойств системы, позволяющий ей достигнуть наилучшего функционирования в изменяющихся условиях. Меняются условия -> меняются свойства и система приспосабливается. Если система обладает способностью к адаптации, то выживает в изменяющихся условиях. Иначе - погибает

Самоорганизация - способность менять структуру, подстраиваться к внешним условиям. Такая система способна собирать информацию о себе, оценивать её и менять структуру, приспосабливать к внешним условиям(рынок нефти в период 1972-1973)

Вопрос 17. Механизмы развития систем (самонастройка, самообучение, циклические катаклизмы).

Самонастройка.

Самонастройка - приспособление параметров системы к текущим изменениям во внешней среде. Вид адаптации, но более слабый, изменения среды и системы не столь принципиальны.

Самообучение.

Обучение – процесс передачи знаний от учителя к ученику. Различают два вида обучения: обучение алгоритму, обучение на примерах.

Обучение алгоритму – обучение поведению в каждой конкретной ситуации. Поведение есть конкретный набор реакций на конкретный набор возмущений внешней среды. Травы мало – надо переходить на новое пастбище.

Обучение на примерах – обучение распознаванию образов, например, букв, в различном написании.

Самообучение – обучение с помощью накопленного опыта. Результат самообучения – рефлекс собаки Павлова.

Циклические катаклизмы.

Есть пример: Цикл Кондратьева - периодическиециклы сменяющихся подъёмов и спадов современной мировой экономики продолжительностью 48—55 лет.

Вопрос 18. Классификация систем по содержанию.

По содержанию различают реальные (материальные), объективно существующие, и абстрактные (концептуальные, идеальные), являющиеся продуктом мышления. Реальные системы делятся на естественные (природные системы) и искусственные (антропогенные). Естественные системы: системы неживой (физические, химические) и живой (биологические) природы.Искусственные системы: создаются человечеством для своих нужд или образуются в результате целенаправленных усилий. Искусственные делятся на технические (технико-экономические) и социальные (общественные).Техническая система спроектирована и изготовлена человеком в определенных целях. К социальным системам относятся различные системы человеческого общества. Выделение систем, состоящих из одних только технических устройств почти всегда условно, поскольку они не способны вырабатывать свое состояние. Эти системы выступают как части более крупных, включающие людей — организационно-технических систем.Организационная система, для эффективного функционирование которой существенным фактором является способ организации взаимодействия людей с технической подсистемой, называется человеко-машинной системой. Примеры человеко-машинных систем: автомобиль — водитель; самолет — летчик; ЭВМ — пользователь и т.д.

Наши рекомендации