Государственное управление как система. Специфика и закономерности функционирования СГУ.

Понятие государственного управления. Научно - теоретические подходы к управлению (кибернетический, структурно - функциональный, ситуационный, конфликтологический, синергетический, системный). Подсистемы государственного управления (институциональная, нормативно - правовая, структурно - функциональная, коммуникативная, профессионально - кадровая, профессионально - культурная). Классификация видов государственного управления: по сферам общественной жизнедеятельности; по структуре общественных отношений; по объектам управления; по характеру и объему управленческого воздействия. Виды управления (плановое, территориальное, стратегическое, программно - целевое, межотраслевое и др.). Модели государственного управления (либеральная, социалистическая, смешанная).

Правовые и организационные формы государственного управления. Классификация методов государственного управления: морально - этические методы, социально - политические, экономические, административные. Убеждение, поощрение, дисциплинарное принуждение и административно-правовое принуждение как методы деятельности государственной администрации.

Государственное управление - это процесс регулирования внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. Государственное управление - это система, в которой субъект (государство) и объект (общество) действуют во взаимосвязи. В основе государственного управления лежат интересы государства, направленные на защиту его целостности, поддержку уровня и качества жизни граждан. Через управление государство реализует защитную, социальную, правовую, экономическую, политическую, арбитражную функции.

В широком смысле государственное управление означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализация, контроль за соблюдением в обществе законности и правосудие. Более узкое понимание государственного управления определяет его как форму осуществления функций государства, как вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть.

С научных позиций рациональное объяснение природы и сущности государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение как системы и процесса во взаимодействии с окружающей социальной средой. Данная система охватывает: а) организацию и функционирование субъекта управления - управляющую систему; б) структуру взаимосвязей управляющей системы с общественной системой - управляемыми объектами; в) компоненты общественной системы или их отдельные проявления, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой системы и непосредственно воспринимают государственно-управляющие воздействия либо участвуют в их формировании.

Вопрос 61. Институциализация государственной власти на федеральном уровне.

Понятие "институционализация" однозначного толкования, так как изучается и используется в рамках различных сфер общественной и госдеятельности.
На практике, процесс институционализации органов госвласти заключается в оформлении госвласти как системы институтов, деятельность которых четко регламентирована правовыми нормами.
В своем самом общем виде под институционализацией понимается процесс формирования, учреждения каких-либо новых государственных и общественных институтов как устойчивых форм организации деятельности людей; процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать ради удовлетворения общественной потребности. Институционализация приводит к повышению организованности, регулируемости и эффективности деятельности государственных и общественных институтов, в том числе, и органов государственной власти.
Институционализация - тенденция, свойственная стабильным обществам и государствам, которые предпочитают эволюционное развитие и реформирование уже сложившихся институтов революционным преобразованиям.
Процессу институционализации государства способствует проводимая административная реформа.
Административные преобразования в период с 1991 года по настоящее время можно условно разбить на три периода: *административные преобразования 1991–1999 годы, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы госуправления и формирование новой структуры и системы органов госвласти; *первый этап административной реформы, проведенный в 2003–2005 годы, цель укрепления госвласти в стране и определяемый соответствующим замыслом, выработанным в период 2000–2002 годов; *второй этап административной реформы, начавшийся в 2006 году, политически ориентированный на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной Концепции административной реформы.
В систему ФОИВ входят министерства, службы и агентства.
Министерство - ФОИВ, осуществляющий функции по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Возглавляет входящий в состав Правительства министр. В установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору (этим занимаются службы), а также функции по управлению гос имуществом.
Служба - ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, гос безопасности, защиты и охраны гос границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
Агентство - ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию гос услуг, по управлению гос имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.
Руководители ФОИВ, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
1 председатель правительства – 8 заместителей.
18 министерств. 13 – утверждаются правительством и подотчетны ему.
5 – создает президент (МИД, МВД, МинОбороны, Мин по гражданской безопасности и ликвидации ЧС, МинЮстиции)
6 служб (антимонопольная, таможенная, по тарифам, по финансовому мониторингу, по регулированию алкогольного рынка) и 4 агентства (космическое, по обустройству границы, по поставки вооружения, по рыболовству) – руководство деятельностью осуществляет правительство.
4 службы (Фельдъегерская, разведки, безопасности, по контролю наркотиков, охраны) и 2 агентства (управление специальных программ, управление делами президента) – президент.



Наши рекомендации