Социально-политическая жизнь
Методы «консервативного реформирования» нашли применение не только в экономике, но и в политической сфере. Последние годы правления Н. С. Хрущева были отмечены небывалым за всю предшествующую историю СССР ростом массовых протестных выступлений населения. Они все чаще приобретали политический характер. Рост «коммунистического фундаментализма» в руководстве партии часто сопровождался стихийным «сталинизмом» масс.
Апелляция к прежнему вождю (Сталину) для многих была всего лишь своеобразной формой критики действующих лидеров, но отнюдь не стремлением вернуться в прошлое. Устойчивые сталинистские настроения сохранялись в партийном аппарате, многие представители которого выдвинулись именно в годы правления Сталина. В этих условиях Брежнев начал осторожную политику ревизии решений XX съезда КПСС. В романах, кино, научной литературе вновь стало звучать имя Сталина, часто — в положительных тонах. С трибуны XXIII съезда КПСС прозвучала критика в адрес тех, кто стремился к продолжению десталинизации общества. Прекратился процесс реабилитации жертв репрессий.
Вместе с тем, вопреки расхожим сегодня оценкам, возвращения к сталинской модели не произошло. Несмотря на требования сталинистов, на XXIII съезде КПСС открытой реабилитации Сталина не состоялось. Его имя стало предметом культового восхваления исключительно в неофициальной литературе. Официальные документы партии по-прежнему позитивно оценивали и XX, и XXII съезды КПСС, принятые на них решения.
Используя ностальгию по сталинским временам, режим лишь пытался отвлечь народ от переживаемых трудностей в экономике и социальной сфере. Более радикальная реанимация сталинизма была опасна самой правящей верхушке, в том числе из-за возможного сопротивления со стороны либеральной интеллигенции, а также из-за вероятных осложнений в отношениях с Западом.
Полумерами ограничилось брежневское руководство и при пересмотре других идеологических ориентиров хрущевского десятилетия. По мере развития ситуации, многим людям в стране становилась очевидной утопичность принятой при Хрущеве программы КПСС. В ней, в частности, провозглашалось, что в течение 20 лет, т.е. к 1980 г., в СССР будет построен коммунизм. Сохранение этого положения в партийной программе сулило в недалеком будущем банкротство всей официальной идеологии, и это притом, что именно незыблемость идеологии являлась важнейшим условием легитимности существовавшего в стране режима.
Но и поспешный отказ от прежних обещаний также не обещал чиновникам от КПСС ничего позитивного. Результатом идеологического компромисса стала выдвинутая Л. И. Брежневым теория построения в СССР «развитого социалистического общества». С одной стороны новая идеологическая конструкция позволяла властям отказаться от наиболее одиозных мифологем хрущевского времени, а с другой — укрепить положение господствующей идеологии, лишить ее конкретного наполнения, снять с властей предержащих какую-либо ответственность за провалы в экономике и социальной сфере. Теория развитого социализма стала удобным прикрытием безволия и безответственности тогдашнего советского руководства.
Согласно прежним представлениям, социализм и коммунизм являлись двумя стадиями высшей общественной формации. Никаких промежуточных ступеней между ними не предполагалось. Поэтому появление такого новообразования как «развитой социализм» сопровождалось переменами не только в пропаганде, но и в проводимой государством политике. Новые теоретические установки нашли отражение, в том числе, и при подготовке очередной советской Конституции, работа над которой началась в 1971 году на XXV съезде КПСС. В мае 1977 года Пленум ЦК КПСС одобрил подготовленный конституционной комиссией проект Конституции.
Опираясь на решения пленума, Президиум Верховного Совета СССР принял указ о вынесении проекта на всенародное обсуждение, в котором приняло участие свыше 140 млн человек, т.е. 80% взрослого населения страны. Обсуждение велось на предприятиях, в институтах, органах управления, по месту жительства. Несмотря на элементы формализма, обсуждение проекта Конституции вызвало оживление политической активности населения, о чем свидетельствует поток писем от граждан, направлявшихся в самые разные партийные и государственные инстанции с предложениями и оценками проекта. В общей сложности в ходе обсуждения было получено около 400 тыс. предложений, многие из которых были учтены при доработке Конституции.
Конституция 1977 г. существенно отличалась от всех предшествующих ей советских конституций. Впервые в практике советского конституционного права в Основной закон советского государства была включена преамбула. В ней в обобщенных, декларативных формах прослеживался исторический путь СССР. Его результатом провозглашалось построенное в Советском Союзе общество развитого социализма.
Содержание преамбулы предопределяло содержание всех остальных глав и статей Конституции. Так, новый Основной закон провозглашал основой социального строя, существующего в стране, общенародную собственность. Соответственно государство, существующее в СССР, определялось как социалистическое, общенародное, призванное выражать волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.
Нетрудно заметить, что, в определенном смысле, эти положения Конституции 1977 г. означали отход от провозглашенного Конституцией 1936 г. равенства всех советских граждан вне зависимости от их социальной и профессиональной принадлежности, и возвращали конституционную норму более раннего времени, когда конституционные права признавались только за трудящимися классами, а представители, так называемых нетрудящихся классов, были в своих правах ущемлены. Однако сами авторы Конституции вкладывали в принимаемую норму другой смысл — подчеркивание роли трудящихся в жизни советской страны должно было показать, что с переходом к развитому социализму нетрудящихся элементов в стране практически не осталось, что было очень далеко от истины.
Как и во всех предшествующих советских конституциях, Конституция 1977 г. в качестве политической основы государства закрепляла Советы, но теперь они получали название Советов народных депутатов. По мысли авторов новой Конституции, это название должно было символизировать построение в СССР общенародного государства. В отличие от предшествующей конституционной практики, новая Конституция более подробно показывала политическую систему советского общества, включавшую в себя теперь не только государственные органы и общественные организации, но и трудовые коллективы.
Определяла Конституция и устройство органов государственной власти и управления, а также основы построения республиканских и местных государственных органов. Высшим органом власти в СССР провозглашался Верховный Совет, состоящий из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти по Конституции 1977 г. оставался Совет Министров СССР.
В новом Основном законе продолжалась прежняя линия развития советского конституционного права на последовательное расширение прав граждан: в Конституции 1977 г. гражданские права были существенно расширены. К прежним правам были добавлены право на бесплатное медицинское обслуживание всех без исключения граждан СССР, право на предоставление бесплатного жилища, право на свободное пользование достояниями культуры, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы, свободно критиковать недостатки в их деятельности.
Впервые в практике советского конституционного законодательства в Конституции 1977 г. непосредственно закреплялся принцип социалистической законности в качестве одного из основных принципов деятельности не только самого государства и его органов, но и всех должностных лиц. В связи с этим, также впервые, новая Конституция предусматривала право граждан обжаловать действия любых чиновников, повинных в притеснении гражданских прав, через суд.
Вместе с тем важной особенностью Конституции 1977 г. стало существенное расширение пределов конституционного регулирования. В новом Основном законе рассматривались вопросы охраны природы, экологии, культурного строительства, внешней политики. Более широко, чем прежде, в Конституции трактовались обязанности граждан.
Гражданам СССР вменялось в обязанность соблюдать Конституцию и законы, добросовестно трудиться, блюсти дисциплину труда, оберегать интересы государства, способствовать упрочнению его могущества, укреплять дружбу между народами, беречь социалистическую собственность, бороться с расточительством, содействовать охране общественного порядка, оберегать природу и памятники культуры…
Таким образом, как и многое, что делалось политическим руководством СССР в 1970-е гг., принятие новой Конституции было подчинено логике «консервативного реформирования». В силу этого, многие историки отечественного государства и права отмечают ее крайнюю противоречивость. С одной стороны, вводились в новую Конституцию многочисленные нормы и положения, которые в старом Основном законе отсутствовали. С другой стороны, сохранялась формальная преемственность с прежним советским правом, а большинство нововведений носили умеренный, ограниченный характер даже по сравнению с наработками в области конституционного законотворчества хрущевской эпохи.
Хотя в Конституции 1977 г. и декларировалось расширение прав личности, но сохранявшаяся в ней тенденция усиления государственного вмешательства во все сферы жизни общества могла на практике привести к их существенному ограничению. Особенно острой критике сегодня подвергается 6 статья Конституции 1977 г., в которой КПСС провозглашалась ядром советской политической системы, чего не было даже в Конституции 1936 г. Вместе с тем, в основе деятельности самой КПСС, как общественной организации, лежал ее устав, а не Конституция страны. Конечно, устав партии должен был полностью соответствовать Конституции, но сама по себе возникавшая ситуация была чревата серьезными правовыми и политическими коллизиями.
Противоречивостью отличались и другие шаги брежневского руководства в социально-политической сфере. Постепенно груз ошибок накапливался, что приводило к росту в советском обществе противоречий. Население, особенно молодежь, критически относилось к происходящему, проникалось равнодушием к политике и официальной пропаганде. Разложение охватило верхи, живущие двойной моралью. Свое влияние оказывала и теневая экономика со своей криминализированной психологией, которая начинала все активнее проникать в общество.
Перемены отразились и в искусстве. В самых разноплановых художественных произведениях тех лет появляется совершенно специфический, уникальный в своем роде «герой своего времени», на пьедестал которого авторы вольно или невольно возводят проходимцев, вчерашних уголовников, обывателей. Эти социальные типажи теперь соседствовали с официальными «героями социалистических будней», все больше вытесняя их. Годы правления Брежнева, внешне наиболее спокойные и благополучные, тем не менее, отмечены ростом диссидентского движения.
Определенные сдвиги, породившие в обществе надежды скорых перемен, происходят после смерти Л. И. Брежнева (ноябрь 1982 г.), в период, когда Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Ю. В. Андропов. Находясь в прошлом на посту председателя КГБ, он немало потрудился над тем, чтобы создать в обществе благоприятное отношение к секретным службам, представить их как очаг чистоты и стабильности в подверженном порокам обществе. Эти усилия не прошли даром, и появление Андропова на высшей ступеньке власти большинством советских граждан было встречено одобрительно.
Деятельность Ю. В. Андропова (ноябрь 1982 — февраль 1984 гг.) и его преемника К. У. Черненко (февраль 1984 — март 1985 гг.) оценивается разными авторами крайне неоднозначно. Свою деятельность Андропов начал с наведения порядка в высших эшелонах власти. Постепенно борьба за дисциплину была распространена на все общество, подчас приобретая крайние формы. Начались сдвиги в идеологии, экономике, социальной сфере.
Позже, после прихода на пост Генерального секретаря ЦК КПСС Черненко, обновления замедлились, но и тогда руководство СССР инициировало различные широкомасштабные преобразования, в частности школьную реформу, ставшую последней крупной реформой советской эпохи. Вместе с тем, в 1982—1985 гг. механизм торможения преодолен не был. Сама частая смена высших лидеров партии и государства дискредитировала существовавший режим.
10.4. Курсом разрядки, «доктрина Брежнева», Афганистан…
Более стабильным, но в то же время, более консервативным, стал после 1964 г. и внешнеполитический курс советского руководства. Как и во внутренней политике, новые лидеры советского государства получили во внешнеполитической сфере в наследство множество самых разнообразных проблем, требующих срочного урегулирования. Отношения с Западом балансировали на грани разрыва, продолжал обостряться кризис в мировом коммунистическом движении, нестабильным было положение СССР в третьем мире. Все эти проблемы приходилось решать на фоне начавшегося замедления темпов развития экономики страны, и стагнации в социально-политической и духовной сферах.
Сотрудничество со странами третьего мира, а так же с социалистическими странами требовало от СССР существенных материальных затрат. Для поддержания своего геополитического положения, Советскому Союзу приходилось оказывать существенную помощь всем этим государствам. Переживаемые Советским Союзом трудности создавали стремление у некоторых его партнеров переориентироваться на Запад. Ярким проявлением новых тенденций стала политика, проводимая в 1968 г. руководством Чехословакии.
Перемены касались не только относительной демократизации режима, но и существенного расширения связей Чехословакии с Западом при одновременном ограничении сотрудничества с СССР. Проводимая в ЧССР политика тогда же получила название «пражской весны». Аналогичные процессы происходили в 1970 и 1981 гг. в Польше, где в качестве альтернативы местным коммунистам возник и быстро завоевал поддержку у населения независимый профсоюз «Солидарность», являвшийся зародышем политической оппозиции.
В ответ на это в СССР усилились охранительные тенденции. Л. И. Брежневым было сформулирована идеологическая установка, согласно которой СССР имел полное право защищать завоевания социализма в союзных государствах вооруженным путем, поскольку все попытки реформ в них были якобы спровоцированы западными спецслужбами и внутренней контрреволюцией.
Новая концепция взаимоотношений СССР с союзниками западной прессой была названа «доктриной Брежнева». Позже она приобрела еще более радикальное наполнение: советское руководство заявило о своем праве защищать завоевания социализма не только там, где они уже утвердились, но и в странах, только поворачивающих на путь социализма. Фактически это реанимировало идеологию мировой революции, свидетельствовало о готовности СССР на штыках нести свои порядки в другие страны.
Проявлением таких настроений стало вмешательство СССР в развитие революционных процессов в Афганистане. Советское руководство в 1979 г. ввело в эту страну так называемый «ограниченный контингент» своих вооруженных сил. Существовавший в Афганистане режим Х. Амина был свергнут. Сам Амин, который подозревался в симпатиях к Китаю, был захвачен в своем дворце спецподразделением КГБ и убит. К власти в Афганистане пришел Б. Кармаль, начавший проводить экономические и политические реформы по образцу СССР. Видя усиление позиций СССР в Афганистане, США начали снабжать оружием и деньгами афганскую вооруженную оппозицию.
Земля Афганистана стала ареной кровавой и продолжительной войны. Участие СССР в афганской войне стоило советскому народу более 12 тыс. жизней, обернулось внешнеполитической изоляцией и колоссальными военными расходами. СССР не удалось преодолеть трений в своих отношениях с Албанией, КНДР, Румынией, Югославией. Все они претендовали на сохранение своей самостоятельности от Советского Союза.
На грани войны и мира балансировали взаимоотношения с Китаем. Смещение Н. С. Хрущева, казалось бы, открывало дорогу к сближению между двумя ведущими социалистическими державами. Однако с середины 1960-х гг. в КНР начинает осуществляться «культурная революция» — перестройка общества по рецептам левацкой идеологии маоизма. Китайское руководство преднамеренно шло на ухудшение отношений с Советским Союзом. Между странами сворачиваются все культурные, гуманитарные, экономические и политические контакты.
В 1969 г. Великий кормчий, как величали в Китае Мао Дзэдуна, решил проверить на прочность рубежи своего северного соседа. Преследуя гегемонистские цели, Китай совершил крупномасштабные вооруженные нападения на СССР в районе острова Даманский на Дальнем Востоке и в районе Семипалатинска в Средней Азии. Получив достойный отпор, Китай на долгие годы умерил тон своих территориальных претензий к СССР. Только несколько десятилетий спустя, после прихода к власти М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина некоторые спорные территории (в том числе о. Даманский) были переданы китайской стороне.
Серьезные изменения в 1964—1985 гг. претерпевали отношения Советского Союза со странами Запада. Главным определяющим фактором во взаимоотношениях с ними стало достижение Советским Союзом военно-стратегического паритета. Это заставило западные государства смягчить свою позицию по отношению к СССР. Начинается разрядка международной напряженности. Зримым ее выражением становится серия международных договоренностей, заметно нормализовавших международную атмосферу.
В 1970 г. происходит подписание договора между СССР и ФРГ, по которому признавалась незыблемость послевоенных границ, и закреплялся принцип неприменения силы. В следующем, 1971 г. на тех же принципах было подписано четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину.
В 1972 г. впервые в истории взаимных отношений состоялся визит в Москву президента США Р. Никсона. В ходе него было подписано сразу несколько принципиальных документов: договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и Основы взаимоотношений между СССР и США. Важнейшим шагом, закрепившим достижения политики разрядки, стало подписание 1 августа 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Хельсинское соглашение предусматривало признание равенства стран-участниц, нерушимость послевоенных границ, мирное сотрудничество в Европе и во всем мире. Своеобразным символом той эпохи для современников стал совместный полет космических кораблей «Союз» и «Аполлон» успешно проведенный летом 1975 г.
Однако политика разрядки в дальнейшем начала подвергаться ревизии. Подписание Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе было использовано западными партнерами для усиления давления на СССР в области прав человека. Помимо усиления идеологического противостояния, США берут курс на техническое переоснащение стратегических и обычных вооружений. Еще в 1971 г. американским руководством была выдвинута стратегия «реалистического устрашения», не предусматривавшая сохранения паритета сторон.
Ставка делалась на достижение технологического превосходства. В США начинается создание нейтронного оружия, межконтинентальных баллистических ракет «МХ», подводных ракетно-ядерных систем «Трайдент», бомбардировщиков по технологии «Стелс», «Першингов» и крылатых ракет. Нарастала конфронтация между СССР и США в межрегиональных конфликтах. В частности, США стремились свергнуть дружественные Советскому Союзу режимы в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Афганистане и некоторых других странах. Такая политика проводилась администрацией Белого Дома под лозунгом сдерживания коммунизма. После прихода к власти президента Р. Рейгана, США начали создание принципиально нового типа оружия — космического.
Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) США, подрывала паритет сил, выводила гонку вооружений на совершенно новый уровень. Усилилось и пропагандистское давление на Советский Союз. Рейган провозгласил СССР «Империей зла» и объявил о начале крестового похода против него. В ответ на давление со стороны Запада, с 1977 г. на европейской части СССР, а с 1983 г. на территории ГДР и ЧССР началось развертывание новых советских ракет средней дальности РСД-10 (по терминологии НАТО — СС-20). Достижения предшествующих лет разрядки оказались под угрозой.