Правовое регулирование экономических отношений на современном этапе
Рыночная экономика опирается, прежде всего, на саморегулирующуюся систему отношений. В тоже время во всех высокоразвитых странах, таких как США, ФРГ, Япония Англия, Франция и других, государство стимулирует развитие экономики, обеспечивает сохранение социально- политической стабильности общества, повышение жизненного уровня народа. Поэтому государство защищает установившиеся порядки свободного предпринимательства, принимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни, росту и укреплению экономики на основе достижений науки, техники, новейших технологий. Используются такие рычаги как налоги, кредит инвестиции, другие средства экономического и государственно-правового характера. Показателем экономического благополучия общества и в то же время рычагом воздействия на его хозяйственную жизнь, социальную, культурную сферы является бюджет государства, закон о котором ежегодно принимается высшим органом государственной власти.
Современная история всех стран доказала, что полной свободы рыночных отношений не было нигде и никогда, что государство не может стоять в стороне при решении важнейших вопросов в сфере экономики. Даже Всемирный банк (его эксперты несколько лет тому назад изучали «взаимодействие» экономики и государства) пришел к выводу: хотя государство и не может непосредственно усилить экономический рост, но именно от него зависят правила игры, которые «позволяют рынку благоденствовать и каждому жить лучше». Отметим в связи с этим и многозначительный тезис, содержащийся в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (утверждена Указом Президента от 17 июля 2001 г.). В качестве основных направлений обеспечения безопасности личности, общества, государства в экономических отношениях указаны: усиление государственного регулирования в экономике, обеспечение перехода к высокоэффективной и социально ориентированной экономике; правовое обеспечение реформ и создание действенного механизма контроля за соблюдением законодательства.
В условиях развития рыночной экономики постепенно утверждаются саморегулирующие начала хозяйственной жизни общества, что означает повышение эффективности экономических законов и норм, но не устраняет воздействие государства и права на экономику. Об этом свидетельствует система мер, предпринимаемых в республике в последний период. Политика приватизации, налоговая и кредитная политика, совершенствование финансовой системы- все это свидетельствует об активной роли государства и права в устройстве новой хозяйственной жизни страны.
Конституция Республики Беларусь содержит ряд основополагающих узаконений экономической системы общества и политики государства, правительства в области экономики в современный период развития нашего общества. Республика Беларусь - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном Законе Беларуси подчеркивается, что в стране гарантируется единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Вместе с тем правовое поле экономики характеризуется неполнотой отдельных позиций. Во-первых, советская экономическая наука в силу своего идеологизированного характера не рассматривала конкретных проблем нормативного регулирования хозяйственной жизни, она определяла общую проблему правотворчества и не заботилась об анализе нормативных актов. Решение этой задачи частично было возложено на уголовное и административное право.
Во-вторых, жизнь показала - нельзя было одним скачком перевести народное хозяйство страны с рельсов государственной собственности, охватывающей практически все отрасли производства и оборота, на рельсы частной собственности, обеспечить расцвет предпринимательской инициативы. Провозгласив свободу частной собственности, государство должно было позаботиться о защите частного производства и собственности, о разумной системе налогообложения, об эффективном правовом регулировании. В результате и экономическая политика и обеспечивающее ее правотворчество «оторвались» от текущих интересов хозяйствующих субъектов.
Между тем соединение экономического и правового анализа (в англо-саксонской традиции Law and Economics) основано именно на оценке экономической эффективности действующих правовых норм. Критерий оптимальности - максимум полезности для хозяйствующих субъектов.
Для экономики важна стандартизация поведения хозяйствующих субъектов. В развитых обществах она должна обеспечиваться правом. Это дает возможность успешно прогнозировать поведение других участников рынка и тем самым снижать степень издержек, рисков, неопределенностью контрактов, и издержек по информации, связанных с ее неполнотой. Уровень доверия, достигаемый в той или иной национальной экономике, непосредственно опирается на собственную эффективность правовых механизмов и на органичность «мягких» институтов: обычаи, стереотипы поведения, традиционные формы организации бизнеса. Наша экономическая система, так же как и экономические системы других стран СНГ, претерпевала резкие изменения. При этом очевиден конфликт между нормативно-правовой базой и поведением экономических субъектов. С одной стороны, реализации ряда законов, поддерживающих рынок, часто препятствует объективное правовое положение предприятий. С другой стороны, хозяйствующие субъекты сами часто не исполняют правовые нормы. К сожалению, мы не только не избавились от этого застарелого порока, но в определенной мере и унаследовали его. На протяжении длительного времени право в обществе «реального социализма» умалялось, принижалось, в нем не видели истинно демократического и общепризнанного института, высокой социальной и культурной ценности. Вместе с тем из права максимально выжимали его «карательные» возможности. Как только люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. В чем причины? Проведенный анализ позволяет выделить наиболее очевидные и распространенные из них:
1. Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативно- правовых актов. Эти нарушения составляют огромный массив уголовно наказуемых деяний, а также административных, гражданских и дисциплинарных правонарушений.
2. Несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не согласуют свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить по «своим правилам».
Законы легко переступают, блокируют, с ними не считаются. Закон для некоторых стал весьма условным понятием. Расхожая мысль о том, что законы пишутся для того, чтобы их нарушать, нередко у нас, к сожалению, оправдывается. Некоторые лица и структуры весьма стесненно чувствуют себя в конституционных рамках, они постоянно пытаются выйти из них. Немалый вред экономике, интересам общества причиняет и обыкновенное воровство - застарелая черта нашего повседневного быта.
3. Издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Принимаемые в ряде случаев правовые нормы не стыкуются, плохо синхронизированы.
С другой стороны, имеются значительные пласты общественных отношений, не регулируемые правом, хотя объективно нуждаются в этом. Эта проблема пока не изучена ни юристами, ни экономистами. Дает о себе знать и перенасыщенная регламентация отдельных сторон жизни общества, субъектов хозяйствования, сохраняющаяся с прежних времен.
4. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных сил и групп на неправильное поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции Республики Беларусь. В принципе недопустимо, чтобы экономическая или политическая логика брала верх над юридической.
Вместе с тем на право нельзя возлагать завышенные, несбыточные надежды, оно не всесильно. Закон, как известно, есть официальное признание факта и не более того. Оно лишь оформляет, «протоколирует» реально сложившиеся отношения. Как ни избиты у нас слова классиков о том, что право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества, они верны. Ясно, что проводимые в нашем обществе экономические преобразования нуждаются в надежном правовом обеспечении, но оно не может быть чисто волевым. Бессилие законов порождает неверие в их способность изменять ситуацию.
Но подлинная беда состоит в том, что даже хорошие и нужные законы не работают. В одних случаях потому, что отсутствуют необходимые механизмы их реализации, в других (и это главная причина) из-за того, что экономические отношения находятся в состоянии ломки, неустойчивости, зыбкости, законы бессильны их упорядочить, стабилизировать, направить в нужное русло. В таких ситуациях право испытывает «перегрузки», оно не справляется со своими регулятивными и защитительными функциями.
Поэтому, если тот или иной закон не работает, это еще не означает, что он плох. Не все зависит от самого закона. Проблема сложнее. Определенные субъекты хозяйствования психологически не готовы к переменам, нередко сопротивляются им. Юридические нормы не могут развязывать тугие клубки возникающих противоречий, а в ряде случаев наталкиваются на противодействие.
Предписания органов государственного управления, в отдельных случаях, внутренне не воспринимаются теми, на кого они расчитаны. В этих условиях законы существуют как бы сами по себе, а экономические отношения развиваются сами по себе. Нередко наблюдается ситуация, когда нормативные акты либо забегают вперед, либо принимаются «вдогонку». Бывает и так, что нормативные акты издаются не в целях реального воздействия на общественные отношения, а для снятия определенной напряженности.
Несовершенство правового регулирования экономических отношений означат ситуацию, при которой субъекты хозяйствования могут с большой вероятностью игнорировать те или иные правовые нормы, соблюдение которых противоречит их интересам (например, не платить налогов или нарушать права акционеров). Причина, по которой предприятия или индивиды пренебрегают правом, лежит в неэффективности наказания (либо оно мало по сравнению с ожидаемой выгодой, либо низка вероятность его реализации).
Для переходной экономики характерна также относительная выгодность правонарушений. Если правовые нормы не поддерживаются моралью или обычаями, наказание за правонарушение не включает механизмов социального осуждения. Между тем именно угроза осуждения (что применительно к хозяйствующему субъекту означает исключение из круга возможных партнеров по бизнесу) предупреждает правонарушения и создает климат доверия в деловых отношениях.
В настоящее время пересмотрены позиции в отношении роли государства в сфере экономики, что является вполне оправданным. Любое государство должно в той или иной мере оказывать свое влияние на производство и распределение. Задача современного государства - использовать такие рычаги воздействия, которые бы активно помогали, а не мешали развитию рыночных отношений в Беларуси.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие основные выводы.
Во-первых, важнейшим моментом в законопроектной работе является целостное, системное представление об основных звеньях и институтах современной правовой системы и практики ее реализации. Конечно, для любого юриста этот вопрос связан с нормальным процессом систематизации и кодификации экономико-правового законодательства. В республике этот путь затруднен не только отсутствием достаточных сил и средств для непрерывной масштабной работы, но и противоречивостью существующих правовых конструкций. Оценка экономической и социальной эффективности норм может и должна служить важным дополнительным критерием при отборе этих норм.
Во-вторых, решение вопросов эффективности правовых актов, степени их результативности возможно лишь при условии скоординированности различных ведомственных позиций и господстве при этом надведомственного общегосударственного интереса. Целесообразно максимально использовать правовые нормы прямого действия, сужая поле свободы чиновников в ведомственной практике права. Закон должен работать в судебных инстанциях, в то же время создавать ориентиры для поведения субъектов хозяйствования.
В-третьих, в разработке экономической политики необходима более тесная координация экономистов и юристов. Только тогда основные модели и возможные средства воздействия и стимулирования наиболее эффективных вариантов социально- экономического поведения получают адекватную правовую поддержку.
Одно из важнейших требований к законодательству в условиях пока еще низкой правовой культуры хозяйствующих субъектов - относительная простота правовых норм как с позиции их усвоения участниками хозяйственной жизни, так и с позиции контроля. Например, на нынешнем этапе необходимо в основном идти по пути упрощения, даже примитивизации налоговой системы, полагаясь преимущественно на те налоги, которые наиболее легче собирать. Это главным образом косвенные налоги: НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.
В-четвертых, серьезной проблемой является создание эффективного рынка правовых услуг. Проблема правовой информации в формальном смысле решена - все правовые источники доступны. В этом большая роль отводится средствам массовой информации, особенно печатным изданиям. Но надо признать, что много пишут о криминале (хотя не всегда целенаправленно), редко - об ответственности, и часто далеко не профессионально. В условиях дефицитности квалифицированных юридических услуг большинство граждан и предприятий оказывается в зоне правовой неопределенности, где фактически господствует право сильного (точнее богатого). Экономистам и юристам вместе предстоит решить проблему количественного, качественного и ценового соответствия предложения правовых услуг их спросу.