Причины динамизма и пути изменения политических систем
Причины динамизма политических систем.
Сосуществование в рамках любого общества множества социальных групп и общностей, которым присущи несовпадающие, а иногда и противоположные интересы, является объективной основой динамизма самой политической жизни и изменений ее институционального механизма — политической системы. Государство, выполняя свою интегрирующую функцию, отнюдь не снимает полностью напряжение и конфликты в обществе, оно лишь поддерживает отношения между различными социальными группами в границах определенного «порядка». В реальной политической жизни ни одна из общественных групп не отказывается от своих интересов. Стремясь их реализовать, каждый из социальных субъектов использует для этого те средства, которые считает наилучшими. Достигнутые при этом результаты они стремятся закрепить в политической системе общества.
Стабильность и изменчивость политических систем, следовательно, напрямую зависят от стабильности и изменчивости в соотношении социально-политических сил в обществе. В частичных преобразованиях политических институтов закрепляются те или иные подвижки в расстановке социальных сил, достигнутые в ходе их политического взаимодействия. Существенные сдвиги в социально-классовой структуре общества влекут за собой и существенные изменения в политической системе. Длительные эволюционные или стремительно протекающие революционные процессы в обществе могут приводить к полному преобразованию прежней политической системы, фактически к замене ее принципиально иной.
Реализация политических целей, как известно, осуществляется в процессе политической деятельности. Исходным моментом в деятельности, объектом которой выступает политическая система, является неодинаковое отношение к ней различных социальных групп. Одни группы людей существующая политическая система полностью устраивает, так как она хорошо служит реализации их интересов. Другие, признавая в целом правильным сложившийся политический порядок, видят необходимость внесения в него определенных изменений. Третьих он полностью не устраивает, поскольку оставляет их наедине со своими интересами. Естественно, их отношение к существующей системе организации власти не всегда является терпимым. Скорее всего, они будут стремиться не только реформировать ее, но и заменить новой, которая обеспечивала бы им доминирующее положение в системе общественных отношений. В сущности, мы указали три возможные исходные позиции по отношению к политической системе общества: консервативную, реформистскую и революционную. Данные политические ориентации мы уже называли ранее, рассматривая проблему политического сознания и политической культуры. Конечно, такие позиции в первую очередь будут проявляться по отношению к политическим институтам. Охарактеризуем каждую из них подробнее.
Консервативная позиция заключается в принятии социально-политической действительности такой, какова она есть, в отказе внести в нее сколько-нибудь существенные изменения. Такая позиция чаще всего характерна для господствующих социальных слоев, для правящей политической группы. Именно их больше всего устраивает существующая система власти, и именно они менее всего заинтересованы в изменении существующего порядка. Конечное, в основе консервативной позиции лежит осознание того, что существующие институты власти в наибольшей мере приспособлены к интересам данной социальной группы. Однако люди, занимающие консервативную позицию, обосновывают ее иными аргументами: например, извечной неискоренимостью несправедливости, вредом произвольных вмешательств в общественный организм и т. п. Следует заметить, что консервативную позицию могут занимать не только узкая правящая группа и поддерживающие ее социальные слои. Зачастую она принимается и широкими социальными слоями, которых в силу различных причин устраивает существующий политический порядок. При широком распространении консервативных настроений в обществе политический процесс развивается в относительно стабильном ритме.
Реформистская позиция состоит в стремлении внести частичные изменения в различные стороны общественной жизни и организацию системы институтов власти, которые не затрагивают основ существующего социально-политического строя. Такая позиция обусловлена неудовлетворенностью народных масс своим положением и связанной с этим социальной напряженностью в обществе. В таких условиях на реформистские позиции могут переходить не только подчиненные слои общества, но и представители господствующих групп. Правящие слои соглашаются на реформы с тем, чтобы ослабить напряженность и сохранить свое господство. Оппозиционные политические силы, сознавая невозможность в данных условиях занять господствующее положение, требуют частичных социально-политических изменений, чтобы в какой-то мере реализовать свои цели.
Революционная позиция направлена на коренное, качественное преобразование всего существующего общественного строя, в том числе и на полную замену политической системы. Основой революционной позиции является оценка существующих общественных порядков как полностью себя изживших и не подлежащих никаким ре-фермам, никаким частичным усовершенствованиям. Такая позиция чаще всего характерна для социальных классов и групп, место которых в политической системе общества не соответствует их господствующему положению в реальной структуре экономических отношений. Эти слои и заинтересованы больше всех в сломе прежнего механизма политической власти и создании нового, в котором им было бы обеспечено доминирующее положение. Революционные позиции могут занимать и широкие социальные силы, когда они видят возможность выигрыша от коренных социально-политических преобразований,
Таким образом, динамизм политических систем обусловлен, главным образом, противоборством политических сил, занимающих различные позиции по отношению к существующей социальной действительности. Реальный характер развития политического процесса, направленность, темпы и глубина изменений в политической системе во многом определяются тем, какое соотношение сил складывается между группами людей, каждая из которых занимает одну из указанных трех позиций. Преобладание среди различных политических сил общества одной из позиций — или консервативной, или реформистской, или революционной — открывает и перспективу развертывания политического процесса по одному из трех возможных путей: 1) простое воспроизводство существующих социально-политических отношений; 2) изменение социальной системы путем реформ; 3) коренное преобразование всей системы общественных отношений путем революции.
Пути простого воспроизводства политических систем в той или иной мере уже нами рассматривались, и к ним мы еще не раз будем возвращаться. Здесь мы более подробно рассмотрим такие пути изменения социально-политических систем, как реформы и контрреформы, революции и контрреволюции.
Реформы и контрреформы.
Формально под реформой (от лат. reforme — преобразовываю) понимается нововведение любого содержания.
В политической теории и практике, как уже отмечалось, реформа означает изменение каких-либо сторон социальной жизни (порядков, институтов и учреждений), не уничтожающее основ существующего общественно-политического строя. Необходимость осуществления реформ встает на повестку дня политической жизни в условиях роста социальной напряженности в обществе. Реформы разрабатываются и проводятся в жизнь господствующими социальными группами, которые таким путем стремятся ослабить давление оппозиционных сил и тем самым сохранить свое господство. В сущности, реформы — это уступки, которые делаются правящей группой, поскольку в противном случае действия оппонентов могут выйти за рамки институтов и норм существующей политической системы.
Мы уже отмечали, что задачей правящей политической группы является поиск путей компромисса между конфликтующими сторонами. Формой такого компромисса и выступают реформы. Конечно, они в той или иной мере ограничивают претензии одной из сторон и частично удовлетворяют требования другой. Но реформы всегда нацелены на то, чтобы сохранить общественно-политическую систему как целое, изменяя ее отдельные части. Поэтому в большинстве случаев проводимые реформы вызывают недовольство, как консервативных групп, так и людей, занимающих революционные позиции. Первые оценивают осуществляемые нововведения как чрезмерные, вторые — как явно недостаточные.
Ход политики реформ определяется сложным переплетением объективных и субъективных факторов. Конечно, главным из них является соотношение социально-политических сил в обществе. Успех или неуспех реформ в значительной мере зависит от степени готовности правящей группы пойти на такие нововведения, которые действительно устраняют препятствия для нормального развития общества. Многое зависит также и от своевременности проведения необходимых преобразований. Как правило, запоздавшие реформы не приводят к желаемым результатам. Поэтому реформы следует проводить в надлежащее время и весьма умело, так как в противном случае они могут не только не снизить существующее напряжение, но и привести к революционным процессам, которых как раз и стремилась избежать правящая группа.
Классическим примером успешной политики реформ является «новый курс» президента США Франклина Рузвельта, который он осуществлял в период 1933—1938 гг. Заслугой Рузвельта является то, что он сумел выделить главное во всем комплексе проблем, стоявших перед его правительством, а именно: необходимость активного государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. Его реформы были направлены, с одной стороны, на государственную поддержку крупнейших монополий, а с другой — на создание системы социальной защиты широких слоев населения. В результате проведения такого курса Рузвельту удалось снять социальную напряженность и вывести общество на новый уровень развития. Этому примеру затем последовали правительства и других стран Запада, где опыт проведения аналогичных реформ оказался столь же успешным. При этом были сохранены в целом социально-экономические и политические основы общества, а положение господствующих социальных сил существенно не изменилось.
Есть все основания квалифицировать как успешную политику реформ, которую проводит с конца 70-х годов руководство Китая. Суть происходящих здесь изменений состоит в преодолении одноукладности экономической жизни. В ходе реформ государственный сектор хозяйства, который остается ведущим, дополняется индивидуальным и частным укладами, а также сектором, основанным на иностранном капитале. При этом основы общественно-политического строя в целом остаются неизменными. И напротив, неумело проводившаяся политика реформ руководством бывшего СССР не только не улучшила социально-политического положения в стране, но и обернулась распадом этого еще не так давно великого и могучего государства.
Контрреформы (от фр. centre — против и reforme — преобразовываю) — это частичный или полный отказ от общественных нововведений, которые были осуществлены в результате политики реформ. Причиной контрреформ могут быть «перегибы», которые были допущены в ходе реформ и которые правящая группа сочла впоследствии чрезмерными. Чаще всего в основе курса на контрреформы находится стремление политической элиты вернуть себе утраченное в результате уступок, которые она была вынуждена сделать ранее. Однако необходимость в контрреформах может возникнуть и в результате роста социальной напряженности, вызванной ранее проведенными реформами. Последние ведь не всегда осуществляются в интересах широких социальных слоев, они могут и ущемлять их интересы. Кроме того, реформы иногда приводят и к обратному эффекту: вместо ожидаемых положительных результатов, вызывают еще большее углубление социальных противоречий. Классическим примером политики контрреформ является деятельность в 1880-х гг. правительства русского царя Александра III, которое пересмотрело и упразднило целый ряд нововведений, осуществленных в 1860-х гг. Александром П.
Революции и контрреволюции.
В общенаучном смысле термин революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) означает глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. Социальная революция — это резкий, скачкообразный переход от одной общественно-политической системы к другой. Причем процесс этот осуществляется в ходе открытого столкновения противостоящих социально-политических сил, выходящего за рамки существующего институционального механизма передачи высшей власти. В результате революции господствовавшие прежде социальные группы, уже ранее лишившиеся экономической власти, теряют и свое привилегированное положение в системе политических отношений. При этом появляется новая правящая группа, которая начинает управлять обществом на основе других социальных ценностей и посредством другой системы политических институтов.
Причины социальных революций многообразны. В марксистской аналитической традиции в качестве объективной основы революций указываются противоречия между ростом производительных сил общества и существующими производственными отношениями, а также противоречия между складывающимся новым способом производства и прежней системой политических отношений. Проявляются эти противоречия через ухудшающееся состояние общественных отношений, которое ведет к обострению социальной напряженности, а при определенных условиях и к открытому противоборству между господствующими и подчиненными социальными группами. Среди этих условий далеко не последнее значение имеют такие факторы, как неспособность правящей группы прислушиваться к существенным требованиям своих политических оппонентов; радикальная критика со стороны идеологов революционных сил существующей несправедливости; возникновение вооруженных общественных групп, готовых использовать насилие, и другие.
Оригинальное объяснение причин революций дал известный русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889—1968), который родился в России, был здесь активным участником революционных событий и в 1922 г. выслан из страны. Исследованию причин революций он посвятил специальную работу под названием «Социология революции», которая издана на русском языке. Главный его тезис гласит: непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения. В качестве таковых инстинктов П. Сорокин рассматривает потребность людей в пище, жилище, одежде, самосохранении, продолжении рода, самовыражении, свободе, состязательности, творческой работе и другие. Еще одной предпосылкой революций ученый считает вырождение правящего класса, который ради сохранения за собой высоких общественных позиций возводит все новые и новые барьеры, препятствующие продвижению талантливых представителей нижних социальных слоев к управлению обществом. Рано или поздно чувство «подавленности» внизу переходит критическую черту, и эти барьеры, как пишет Сорокин, разрушаются одним революционным ударом [83. С. 272—292].
Современной политической наукой перечисляется ряд причин, порождающих революции. Однако главной или, во всяком случае, наиболее важной из них признается стремление людей к равенству. Многие исследователи подчеркивают несовместимость значительного неравенства в распределении благ со стабильным политическим процессом. Приведем высказывание на сей счет французского историка и политического деятеля Алексиса де Токвиля (1805— 1859), которое в той или иной мере разделяют многие современные авторы: «Почти все революции, изменявшие жизнь народов, совершались либо для того, чтобы укрепить, либо для того, чтобы уничтожить равенство. Удалите второстепенные факторы, рассматривая причины крупных волнений, и вы почти всегда обнаружите неравенство. Причинами волнений выступала то беднота, хотевшая захватить имущество богатых, то сами богачи, пытавшиеся поработить бедных. Поэтому, если бы вам удалось создать такое общество, в котором у каждого было бы что терять и не было бы особого соблазна кого-то грабить, вы бы многое сделали для установления мира на земле» (91, С. 4591.
В политической науке общепринятым сегодня является положение, что революции происходят при особом стечении исторических обстоятельств в развитии той или иной страны.
По мнению одних аналитиков, осуществлению революции предшествует продолжительный период ожиданий, связанный с удовлетворением основных потребностей, который затем сменяется резким разочарованием. В обществе, где имеются благоприятные возможности для удовлетворения растущих потребностей, осуществления новых надежд, революция считается маловероятной. По мнению других авторов, революции наиболее возможны в обществах, уже вступивших на путь модернизации, но еще не завершивших этого процесса. В таких условиях может сложиться неустойчивая ситуация, при которой появление элементов временного индустриального общества и рост уровня политического развития широких масс населения происходит при отставании процесса модернизации и демократизации политических институтов.
При всех недостатках данных концепций они помогают объяснить многие социально-политические механизмы как революций прошлого — от Французской революции 1789 г. до Октябрьской революции в России 1917 г. — так и революционных процессов самого последнего времени. Ошибочным было бы полагать, что революции являются результатом политического заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Как заметил американский публицист Уендел Филлипс (1811—1884), «революций не делают, революции наступают». Еще образнее эту мысль выразил русский философ Н. А. Бердяев: «Революция никого не спрашивает о своем праве, она стихийна и подобна геологической катастрофе» [11. С. 184]. Таким образом, революции вырастают как результат особого характера предшествующего общественного развития, имеют в своей основе ряд факторов объективного и субъективного порядка.
В своем зарождении и развитии революции подчиняются определенной логике, проходят через ряд этапов. В частности, в развитии социальной революции могут быть выделены следующие этапы:
1) вызревание революции;
2) революционный взрыв;
3) победа и консолидация революционных сил;
4) институционализация новой системы власти.
Этап вызревания революции характеризуется нарастанием противоречий во всех сферах общественной жизни, ростом социальной напряженности и разочарованием масс существующим общественным порядком. Одновременно происходит расстройство функционирования политической системы; легитимность существующего режима ставится под сомнение. Правящая группа все большим числом людей рассматривается как паразитический слой, безразличный к проблемам всего общества. Как итог данного этапа выступает социально-политическая обстановка, непосредственно предшествующая революционному взрыву. В политической науке она получила название революционной ситуации.
В настоящее время среди политологов нет общепринятой точки зрения относительно особенностей революционной ситуации. Например, интересные и, может быть, парадоксальные суждения на сей счет высказал Алексис де Токвиль. С его точки зрения, революция наступает не в момент наиболее жестокого угнетения народных масс, не во время перехода от плохого к худшему в их жизни, а в период ослабления деспотизма власти. «Чаще всего случается, — писал он, — что народ, переносивший без жалоб и как будто нечувствительно самые тягостные законы, буйно сбрасывает с себя их бремя, как только оно облегчается. Порядок вещей, уничтожаемый революцией, почти всегда бывает лучше того, который непосредственно ему предшествовал, и опыт показывает, что для дурного правительства наиболее опасным является обыкновенно тот момент, когда оно начинает преобразовываться» [90. С. 196—197]. Именно в такой ситуации массам кажется невыносимым все еще остающееся зло, и они стремятся скорее покончить с его носителями решительными революционными действиями. Только гениальный ум, считает Токвиль, может спасти государя, задумавшего облегчить участь своих подданных после долговременного угнетения.
В отечественных источниках чаще всего приводится характеристика революционной ситуации, данная В. И. Лениным в работе «Крах II Интернационала». Исходя из опыта революций XIX и начала XX в., Ленин указал на три главных признака революционной ситуации: 1) невозможность для господствующего класса сохранить в неприкосновенности свое господство, «кризис верхов», когда «верхи» уже не могут сохранить свою власть, а «низы» не хотят жить по-старому; 2) обострение выше обычного нужды и бедствий угнетенных классов; 3) значительное повышение активности масс, их готовности к самостоятельному историческому творчеству. Сами по себе эти предпосылки, считает Ленин, не ведут автоматически к революции. Она возникает лишь из такой ситуации, когда имеется способность масс на революционные действия, достаточно сильные, чтобы сломить или надломить старое правительство [52. Т. 26. С. 248—249].
Многие исследователи полагают, что указанные признаки революционной ситуации не являются универсальными. Одни авторы считают, что такие признаки были характерны для ситуаций, предшествовавших лишь некоторым революциям прошлого. Другие упрекают Ленина в преувеличении значений субъективного фактора революции. Третьи указывают на отсутствие в данной характеристике ряда других существенных предпосылок революции. Видимо, определенные основания для таких замечаний имеются. С нашей точки зрения, основными признаками революционной ситуации являются кризис политики господствующих в обществе социальных сил, невозможность для правящей группы сохранять в неизменном виде свою власть, явный отказ масс повиноваться данной власти. Что касается других, менее существенных признаков революционной ситуации, то вряд ли возможно дать их исчерпывающий перечень. Каждой революции предшествует неповторимое стечение обстоятельств самого различного характера: объективных и субъективных, внутренних и внешних.
Вторым этапом революционного процесса, если таковой не был резко пресечен политическим действием господствующих групп, является революционный взрыв. Он представляет собой открытое столкновение между правительственными силами и вышедшими из повиновения массами. Итогом его может быть или победа или поражение восставших. Победа означает, что социально-политический переворот стал свершившимся фактом, в результате чего власть перешла в руки лидеров восставших. В случае равновесия сил противоборствующих сторон время открытых вооруженных столкновений между ними может оказаться довольно продолжительным. В этих условиях предугадать итог революционного процесса практически невозможно. Впрочем, как показывают политические события, произошедшие в ряде стран в последней четверти XX в., революционный переход государственной власти от одних политических сил к другим может быть осуществлен и без применения средств насилия. Это зависит от соотношения социально-политических сил в стране и на международной арене, доступа революционеров к рычагам власти и средствам массовой информации. Такие революции в политической публицистике получили название «бархатных».
Если революционное движение побеждает, сразу же уничтожаются институты прежней политической системы. Этим открывается третий этап революции — этап консолидации новых политических сил. Данный этап является одним из самых сложных в развитии революции. Новое политическое руководство, чтобы закрепиться у власти, стремится осуществлять меры по реализации лозунгов революции. Однако при этом оно сталкивается со сложнейшими, трудноразрешимыми проблемами в экономической, социальной и административной областях жизни. В это же время, как правило, осложняется и международное положение государства. Главная задача, которую приходится решать победившей группе, — это овладение всеми рычагами управления, создание нового административного аппарата. В этот период между руководителями революции почти неизбежно возникают разногласия относительно дальнейшего политического курса. Нередко судьба творцов революции оказывается трагичной: одни уходят в безвестность, другие оказываются в ссылке, третьи расстаются с жизнью, четвертые начинают борьбу против нового режима.
Период консолидации сменяется четвертым этапом революционного процесса, который Л. С. Санистебан называет институционализацией. Этим термином она обозначает процесс создания новых экономических, политических, культурных и иных социальных структур, которые будут определять облик общества в целом. Составной частью данного процесса является конституирование новой политической системы общества, институты которой призваны служить интересам победивших социально-политических сил. Созданные в ходе революционного процесса политические институты затем становятся объектом защиты со стороны новой правящей группы, в том числе и с применением средств физического насилия.
Необходимо подчеркнуть, что революции предполагают не только отрицание прежнего социально-политического строя, но и утверждение отличного от него общества будущего. Это порождает большие надежды у широких социальных слоев населения, которые устремляют свои взоры на общественный идеал, провозглашенный революцией. Однако в действительности наблюдается большое расхождение между идеалами революции и их конкретным воплощением. Со временем становится ясно, что их реализация, преобразование общества в целом являются чрезвычайно трудной задачей, которая может быть решена лишь в течение длительного исторического периода.
Как же ведут себя после победы революции отстраненные от власти социально-политические силы? Как показывает опыт всех революций, эти силы редко смиряются с потерей своего прежнего положения. Поэтому революционный процесс сопровождается, как правило, контрреволюционными выступлениями. Контрреволюция (от фр. centre — против и revolution — революция) — это политическое движение отстраненных от власти социально-политических сил, ставящее своей целью свержение установившегося в результате победы революции общественно-политического строя и возвращение себе прежних позиций в обществе.
Контрреволюция может осуществляться в таких формах, как вооруженное сопротивление, гражданская война, мятежи, заговоры, акты диверсий, иностранная интервенция, блокада и т. п. До начала своих выступлений организаторы контрреволюции решают проблемы финансирования, набора, подготовки и материального снабжения своих сил. С этой целью они стремятся мобилизовать свои внутренние ресурсы, привлечь своевременно переведенные за границу денежные средства, а также использовать поддержку государств, заинтересованных в ликвидации революционного режима. Для всего этого требуется определенное время, поэтому наступление контрреволюции начинается не сразу после победы революции, а через некоторый период после нее.
Исход контрреволюционного движения может быть различным. В одних случаях оно стимулирует консолидацию широких социальных слоев вокруг революционной элиты, чтобы не допустить возврата прежних общественных порядков. При таком повороте событий наступает быстрое поражение контрреволюции. В других случаях противоборство революции и контрреволюции оказывается затяжным, исход которого неясен. В третьих случаях это противоборство может привести к поражению революции. Если контрреволюция берет верх, то сразу же начинается этап открытой реставрации власти ранее свергнутых групп. Конечно, контрреволюционные движения, если они возникают, стремятся представить себя выразителями народного протеста против жестокостей революции. Однако реставрация старых порядков, как правило, уже не может полностью устранить преобразований, осуществленных революцией.
Одной из форм контрреволюционной власти является бонапартизм. Этот термин появился во Франции в период буржуазной революции конца XVIII в. и употреблялся первоначально для обозначения военной диктатуры Наполеона и диктатуры Луи Бонапарта. В дальнейшем он стал распространяться на любую контрреволюционную диктатуру, опирающуюся на военщину и лавирующую в условиях неустойчивого равновесия социально-политических сил. Подобная диктатура стремится представить себя «надклассовой», «надпартийной» силой, однако фактически она проводит линию на реставрацию разрушенных в ходе революции порядков. Для бонапартизма характерны маскировка контрреволюционной политики, создание видимости реформ, многообещающие заверения, оборачивающиеся, как правило, обманом революционных масс.
Таким образом, политический процесс, ход изменения политических систем может характеризоваться самой различной динамикой. Скорость и размах этих изменений варьируются в весьма значительной степени. На одних этапах исторического развития общества на протяжении продолжительного времени видимых изменений в политической жизни почти не наблюдается. Такой режим функционирования политических систем характерен, как правило, для обществ, находящихся на низкой ступени экономического развития, для так называемых традиционных обществ. На других этапах развития общества при переходе от одной стадии экономической зрелости к другой политический процесс развивается чрезвычайно высокими темпами, социальные изменения приобретают революционный характер. Поразительной особенностью современных политических систем является то, что почти все они возникли именно в результате социальных или национально-освободительных революций. На третьих этапах общественного развития политический процесс осуществляется в режиме модернизации, совершенствования политических институтов путем реформ. Этап политической модернизации ныне характерен для многих развивающихся молодых государств. Однако мы полагаем, что через фазу модернизации и не единожды проходит в своем развитии каждая политическая система.