Тема 5. Многообразие политических систем и политических режимов

План

1. Политическая система, ее сущность, содержание, функции

Типы политических систем. Политический режим

Политические режимы

1. Политическая система, ее сущность, структура, функции

Термин «политическая система» имеет два значения:

1. Политическая система – это любое политическое явление, рассмотренное как совокупность взаимосвязанных элементов, с точки зрения системного подхода. Политической системой может быть государство, партия, политическая культура и т.п.;

2. Политическая система – это механизм формирования и функционирования политической власти в обществе.

В данном случае термин «политическая система» будет использоваться в его втором значении.

Основными компонентами содержания политической системы являются:

1) институциональный(государство, политические партии, социально-экономические и другие общественные организации, СМИ, церковь, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) нормативно-регулятивный – политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур, регулирующих политическую жизнь;

3) функциональный (формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способы и методы осуществления власти);

4) информационно-коммуникативный, охватывающий всевозможные формы взаимодействий как внутри политической системы, например, между партиями и государством, так и между политической и экономической подсистемами, а также между политической системами разных стран;

5) политического сознания (идеология, политическая психология, политическая социализация личности).

Функции политической системы – это, по существу, функции политики. Они были рассмотрены в предыдущей лекции. При более подробном анализе этих функций можно опереться на идеи американского политолога Г.Алмонда. Вслед за Д.Истоном он разделил функции политической системы на функции при «входе» и при «выходе», однако при этом уточнил их содержание и распределил их между различными элементами политической системы.

«Входные функции» осуществляют неправительственные организации: политические партии, независимые СМИ, группы интересов. К функциям на «входе» относятся:

-политическая социализация. Это процесс освоения политики как особой сферы деятельности;

-политическое рекрутирование – заполнение ролей в политической системе (выборщик, депутат, министр, президент и т.п.);

-артикулирование интересов. Это выражение интересов различных слоев населения. Этим заняты группы интересов;

- агрегирование интересов. Это обобщение, систематизация интересов, оформление их в заявления, программы, законодательные инициативы. Эту функцию выполняют, в основном, политические партии;

- политическая коммуникация – обеспечивает связь между элементами политической системы и средой, т.е. обществом в целом. Этим, прежде всего, заняты СМИ.

«Выходные функции» осуществляют государственные структуры. Это следующие функции:

- нормотворчество – выработка законов, общих целей и стратегии их достижения;

- применение правил и норм;

- контроль над соблюдением правил и норм;

Две последних функции выражаются в повседневной практической деятельности государства по реализации общих целей, и обеспечению должного порядка.

Объектами управления политической системы являются общество и его сферы, отрасли экономики и культуры, регионы, социальные общности, а также процессы их развития. Для этого политической системой осуществляются основные функции управленческого цикла: обрабатывается и используется информация, делаются прогнозы, составляются планы, принимаются и реализуются постановления, решаются кадровые вопросы, осуществляется контроль.

Эффективность политической системы определяется успешным выполнением ею своих функций, когда она не разделяет и не раскалывает общество, а способствует его интеграции и развитию.

Типы политических систем.

Многообразие конкретных обществ, предопределяет многообразие их политических систем. Нет двух реальных политических систем, полностью совпадающих друг с другом. Однако у них имеются общие черты, что позволяет эти конкретные политические системы описывать, сравнивать, классифицировать с помощью различных типологий политических систем.

Тип политической системы – это идеальная теоретическая модель, где представлены в обобщенном виде какие-то важные для исследователя свойства политических систем.

Типология политических систем имеет разные критерии и подходы, поэтому, отличается бывшим многообразием. В качестве этих критериев могут выступать: характер общественного строя, политический режим, форма государства, господствующая в обществе идеология, географическая, национальная, религиозная, принадлежность и др.

Марксисты опирались на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры. Соответственно в историческом плане выделяли рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы.

В зависимости от культуры общества, которая отражена в формах организации власти, говорят об англо-американском, континентально-европейском (отличающемся сильной ролью государства), восточно-азиатском (отличающемся определенной совокупностью политических норм, основанных на морали и философии конфуцианства) и т.п. типах политической системы.

Политологи нередко осуществляют типологизацию политических систем, которая основывается на таких ее признаках как соотношение различных ветвей и институтов власти и территориальное устройство государства. В соответствии с первым признаком современные политические системы делятся на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские, президентские). Согласно второму признаку политические системы дифференцируются на унитарные, федеративные и конфедеративные

Широкую известность получила типология современных политических систем, базирующихся на учете практики формирования правительства политическими партиями. При таком подходе выделяются однопартийные, двух партийные и многопартийные политические системы.

В зависимости от степени политических изменений различают политические системы традиционные и модернизированные. Для первых характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость гражданского общества, форм политического поведения, консерватизм в осуществлении назревших структурных изменений. Традиционные системы отличаются также слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим способом обновления власти. Модернизированные системы современности наоборот, провозглашают в качестве своей основной цели модернизацию важнейших экономических и социальных организаций и учреждений. При этом ставятся задачи по сглаживанию глубоких социальных контрастов, противоречий между элитой и массами.

Близки к модернизированным системам системы трансформирующиеся. Такие системы динамичны, ориентированы на проведение реформ. Исходя из этого, современную Россию можно отнести к политической системе трансформирующегося типа.

Упрощенным вариантом предыдущей типологии является типология, когда говорят о таких двух типах политической системы, как тип политической системы традиционного (рабовладельческого, феодального, раннекапиталистического) и современного общества. Если политическая система традиционного общества сравнительно проста, то политическая система современного общества отличается дифференцированностью, многообразием элементов и связей между ними.

Политические системы бывают открытыми, имеющими динамичную структуру и широкое взаимодействие со сферой, и закрытыми – с жестоко фиксированной структурой и слабыми контактами с внешним окружением, они не поддаются влиянию извне, слабо реагируют на сигналы социальной среды. Закрытые политические системы характерны для развивающихся стран.

В зависимости от централизации власти выделяют централизованную и децентрализованную политические системы. В демократических системах власть разделена и рассредоточена, децентрализована, в автократических – централизована, сконцентрирована в руках одного субъекта, чаще всего президента.

На основе использования разных критериев, исследователями выделяется также конкурентная, полуконкурентная, авторитарная, диктаторская, олигархическая, косвенно-представительная, прямая представительная и др. системы.

Возможны и другие типологии политических систем

Однако наиболее известна типология по политическому режиму. В соответствии с этим выделяют тоталитарные, авторитарные, демократические политические системы.

Политические режимы.

Политический режим – функциональный аспект политической системы. Политический режим характеризуется методами, способами осуществления власти.

Существует множество типологий политических режимов. Первые попытки в этом направлении были сделаны еще в период античности (Сократ, Платон, Аристотель). Наиболее распространена на сегодняшний день классификация, когда выделяются следующие политические режимы:

а) Тоталитарный;

б) Авторитарный;

в) Демократический.

Выделяются также различные промежуточные типы, например, авторитарно-демократический режим. Иногда говорят о разновидностях режимов. Так, разновидностью демократического режима является либерально-демократический или либеральный режим.

а) Тоталитарный политический режим

Термин «тоталитаризм» (от лат. totalitas – полнота, цельность, totalis – весь, полный, целый) в политический лексикон ввел в 1925 году Муссолини для характеристики своего режима (в позитивном смысле). В конце 20-х гг. о тоталитаризме стали говорить в либерально-демократических странах как о негативном политическом явлении.

Характеристика тоталитарного режима вызывает сложности, ибо здесь речь идет не только об изменении в политической системе, но и психологическом перерождении всего общества.

В литературе выделяют следующие основные черты тоталитарного режима:

- признание руководящей роли одной партии и осуществление ее диктатуры;

- господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание ее всем членам общества;

- существование всеобщего контроля над поведением индивидов и применение репрессивных методов;

- всеобщий контроль над СМИ;

- централизованное управление экономикой.

Концепции о тотальной управляемости общества, о превращении его в нечто цельное, где индивид полностью растворен в нем, существуют более 2 тысяч лет. С подобными концепциями выступали Платон, Т.Мор, Кампанелла и др. В этих духовных истоках тоталитаризма лежит стремление реализовать некую социальную утопию, но это еще не тоталитаризм. Для тоталитаризма важно провозглашение утопии в качестве абсолютной истины и подавление при этом всякого инакомыслия.

Как реальный политический режим тоталитаризм возник в 20-м веке. Исследователи выделяют три вида тоталитарного политического режима:

1) коммунизм;

2) фашизм;

3) национал-социализм.

Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие выражает сущность тоталитаризма, ибо, уничтожая частную собственность, он добивается абсолютной власти над личностью.

Классическая форма фашизма – итальянский фашизм. Фашизм претендует на очищение народной души, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической, «почвенной» основе, стремится к ликвидации массовой преступности.

Национал-социализм (Германия, 1933-1945 гг.) имеет родство с фашизмом, но имеет много общего и с советским коммунизмом: социалистические моменты в организации экономики и общества в целом. Интересно, и в национал-социалистической Германии, и в Советском Союзе было принято обращение «товарищ».

Можно говорить и тоталитарных теократических режимах. Примером являлся режим талибов в Афганистане, политический режим в Иране при аятолле Хомейни.

Тоталитаризм опирается не только на насилие, в определенные периоды своего существования тоталитарные режимы достаточно легитимны. Это вызвано следующими моментами:

1. Культ харизматических личностей (Сталин, Муссолини, Гитлер);

2. Наличие привилегий у определенных групп лиц. Например, в СССР при Сталине в привилегированном положении находились ученые, военные, рабочие высокой квалификации и др.;

3. Осуществление массовой восходящей социальной мобильности. Это достигалось устранением старой элиты, место которой занимали выходцы из низов, а также прогрессивным изменением социально-профессиональной структуры. Так, вследствие индустриализации миллионы крестьян в Советском Союзе стали рабочими, многие выходцы из рабочих и крестьян, получив образование, пополнили интеллигенцию.

4. Тоталитарный режим придавал жизни личности большую надличностную цель, наделял ее высоким смыслом жизни. Период существования тоталитарного режима был своего рода героическим периодом;

5. Этот режим, лишив личность свободы, обеспечил устойчивость и гарантии ее существования;

6. Достигалась психологическая комфортность путем снятия с личности ответственности за происходящее в обществе и ответственности за свою судьбу.

Тоталитаризм не есть некое случайное явление. Это есть определенный, но тупиковый способ разрешения социальных противоречий.

б) Авторитарный политический режим

Авторитарному (от лат. autoritas – власть, влияние) политическому режиму присущи следующие черты:

1. Автократия (от греч. autokrateia) – самодержавие, монархия, самовластие или небольшое число носителей власти (тирания, хунта, олигархическая группа);

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких кругов населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы принудить при необходимости граждан к повиновению;

4. Монополизация власти в политике, недопущение политической оппозиции и конкуренции;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполитические сферы, прежде всего, в экономику;

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения, сверху, а не на основе конкурентной политической борьбы.

Исходя из перечисленных признаков, можно дать следующую интегральную характеристику данного режима: авторитарный политический режим – неограниченная власть одного или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономность личности в неполитических сферах.

Авторитарные политические системы очень разнообразны: монархии, диктаторские режимы, военные хунты и др. Большую часть политического периода своего существования человечество прожило в условиях авторитарных режимов. И в настоящее время значительное число государств, особенно молодых, существуют при авторитарном политическом режиме.

В) Демократический политический режим

Понятие демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) впервые употреблено историком Геродотом (V в. до н.э.). Оно широко использовалось позднее Платоном, Аристотелем.

Существует множество определений демократии, ее концепций. . Широко известна следующая характеристика демократии, данная А.Линкольном: «Правление народа посредством народа и для народа» (Governement of the peopl, by the people, for the peopl).

В настоящее время демократию рассматривают:

1) как форму устройства любой организации, как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятия решения большинством;

2) как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантии прав меньшинства, народном суверенитете, гласности, плюрализме;

3) как тип политического режима.

Минимальными признаками демократического политического режима являются:

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета власти народа;

2. Периодическая выборность органов власти;

3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством;

Наши рекомендации