Система управления устойчивым развитием республики беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ
предисловие................................................................................................................................................................................ 4
1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ............................................................................................................................................. 11
2. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ…………...
2.1. ДОЛГОСРОЧНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ …………………………………….
2.2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
2.3. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
2.3.1. Условия и задачи формирования идеологии белорусской государственности.
2.3.2. Кризис старых глобальных идеологических догм.
2.3.3. Новые устремления мирового сообщества.
2.4. ОСНОВНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
3.1. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
3.2. МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
3.3. МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.
3.4.ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.
3.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.6. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ НА ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.
3.7. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
3.8. СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ.
I. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Идеология – стройная теоретическая система взглядов, отражающая коренные интересы и ценности индивидов, социальных групп и других сообществ.
2. Идеология (государственная) – ценностный консенсус в государстве и обществе, сфера базового согласия граждан по основным вопросам жизнедеятельности общества и государства.
3. Идеология государственного строительства – совокупность основополагающих принципов, которыми руководствуются власти по обеспечению устойчивого развития государства и общества.
4. Республика Беларусь как организованная система (или организация) – это совокупность людей, природных, материальных и нематериальных (интеллектуальных) ресурсов, интегрированных в единую социальную систему и объединенных разработкой и реализацией целей, которые достигаются с помощью ряда последовательных взаимодействий ее элементов.
5. (Национальная) государственность– способность определенного народа (нации) к самоорганизации и самоуправлению, реализуемая через создание суверенных институтов государственной власти и управления на основе и с учетом глубинных интересов народа, его исторических и культурных традиций, менталитета, геополитического положения, природной среды обитания, национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
6. Цели организации – это желаемое состояние системы (прежде всего ее выходных параметров), которое должно быть достигнуто с помощью внутренних и привлекаемых ресурсов в процессе ее функционирования.
7. Государственное управление – совокупность действий по планированию, контролю, прямому и косвенному регулированию, координации и мониторингу функционирования системы в процессе достижения государственных целей и стратегий на основе принципов разделения полномочий между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти.
8. Система управления – это совокупность центров принятия решений, действующих в соответствии с принятыми процедурами и правилами, имеющая определенную структуру и реализующая задачи государственного управления с помощью информационных сетей.
9. Планирование – разработка целей и задач государственного развития с определением достигаемых параметров, а также методов достижения планируемых результатов и потребных ресурсов.
10. Контроль – сбор и обобщение информации о динамике изменения плановых параметров в процессе реализации целей и задач социально-экономического развития.
11. Прямое регулирование – анализ отклонений контролируемых параметров от плановых заданий, принятие решения о средствах и методах ликвидации негативных последствий выявленных отклонений и воздействие на объекты управления на основе принципа власти.
12. Принцип власти –безусловное право субъекта управления давать указания и обязанность объекта управления их выполнять.
13. Косвенное регулирование – воздействие на объекты управления путем создания для них необходимых и достаточных условий с целью обеспечения заданных параметров функционирования системы.
14. Координация – процедура согласования и принятия решений, выходящих за пределы компетенции субъектов управления, в процессе реализации государственных целей и стратегий, в том числе решение конфликтных ситуаций, возникающих между центрами принятия решений.
15. Мониторинг – сбор и обобщение информации о динамике изменения состояний социально-экономической системы, выявление и анализ негативных последствий, возникающих в результате реализации государственных целей и стратегий, а также разработка предложений по совершенствованию форм и методов государственного строительства.
16. Политическая деятельность – выявление тенденций общественного и духовного развития, формирование предложений по развитию общества, пропаганда выработанных подходов, борьба за завоевание мест в представительных органах власти с целью реализации стратегических направлений выработанной политики на принципах многопартийности.
17. Политическое руководство системой государственного управления – принятие решений, направленных на реализацию политических устремлений с сохранением преемственности ранее принятых основополагающих норм государственного функционирования.
18. Воспроизводственная деятельность – хозяйственная деятельность, связанная с созданием (реконструкцией) производственных мощностей, подготовкой и переподготовкой кадров.
Энергия
Значимость этой проблемы измеряется рядом обстоятельств.
Во-первых, энергетика – основная предпосылка функционирования промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры. Огромно ее значение и в обеспечении повседневной жизни граждан по критериям установившихся стандартов.
Во-вторых, подавляющее большинство используемых энергоносителей основано на невозобновляемых источниках. По самым благоприятным расчетам, их осталось лишь на несколько десятилетий: газа – на 55 лет, нефти – на 65 лет, угля – на 110 лет.
В-третьих, разрыв в уровне потребления электроэнергии на душу населения между развитыми и развивающимися странами превышен в 5 раз. Попытки развивающихся стран увеличить потребление традиционной энергии могут иметь катастрофические последствия.
В-четвертых, традиционная энергетика и использующее ее народное хозяйство дают колоссальную нагрузку на окружающую среду.
С учетом перечисленных факторов традиционный сценарий может привести к следующим результатам:
а) потребление первичной энергии будет расти, сбережение будет незначительно;
б) применение первичной энергии незначительно влияет на сохранение ископаемых источников. Доля атомной энергии будет составлять примерно 20 %. Доля регенеративных (возобновляемых) источников энергии будет уменьшаться;
в) нагрузка на среду почти не уменьшится из-за сохранения эмиссий тепла и отравляющих веществ. Увеличится опасность от атомных электростанций. Свалки атомного мусора будут расти до уровня гор;
г) энергетическое хозяйство будет оставаться централизованным и крупным. Будет и далее проводиться консервативная стратегия обеспечения энергией с преимущественной ориентацией на предложение, непрозрачной политикой и чрезмерным планированием энергетических потребностей граждан;
д) в области международного сотрудничества по вопросам электроэнергии сохранятся большая значимость и притязания энергетических рынков, особенно в отношении конечных энергоносителей, развитие атомных технологий, уменьшающаяся возможность развития производства энергии в странах третьего мира.
Альтернативный сценарий:
а) применение первичной энергии уменьшается, потенциал сбережения исчерпывается;
б) применение ископаемых источников энергии уменьшается, атомная энергия не применяется; возобновляемые источники энергии внедряются во все большей степени;
в) нагрузка на природу нынешней эмиссии тепла и отравляющих веществ уменьшится, потенциал угрозы со стороны АЭС станет равным нулю из-за их замораживания. Производство атомного мусора останется на сегодняшнем (докритическом) уровне;
г) введение децентрализованных структур, инновационная стратегия энергетических услуг, собственное производство и экономное использование энергии, демократизация энергетической политики;
д) разгрузка международных рынков энергии; увеличение регенеративных источников энергии; развитие технологии использования атомной, тепловой, биогенеративной энергии; новые возможности производства энергии в странах третьего мира.
Окружающая среда
Традиционный сценарий:
а) положение с информацией об окружающей среде будет оставаться неудовлетворительным;
б) методы согласования и одобрения мероприятий по охране окружающей среды будут по-прежнему несистемными, несвязанными между собой; решение этих проблем будет долгим и в альтернативных случаях будет учитываться только польза производителей;
в) в отношении традиционного сырья экспертиза останется неэффективной и тайной;
г) на проблемное сырье будут следовать или частичный запрет, или ограничения;
д) что касается оборудования и продуктов, то возможны частичные улучшения в некоторых сферах, добровольные соглашения с индустрией, но оптимизации производства не произойдет;
е) по отношению к отходам предполагается повышение квоты рециклинга, приоритет сжигания мусора, что создаст новые проблемы;
ж) политические меры будут предприниматься в основном после скандалов по поводу загрязнения среды. Внутренние и внешние трудности будут выступать как предлог для оправдания минимальных изменений в экологической политике, существенного сдвига в области охраны окружающей среды со стороны управляющей системы не произойдет;
з) повышение чистоты воды и воздуха при сохранении традиционных технологий возможно только при проводке новых линий. А в целом качество воды и воздуха будет ухудшаться, поскольку будет ухудшаться состояние окружающей среды;
и) умирание лесов при традиционном развитии будет продолжаться;
к) состояние морей при существующих тенденциях будет ухудшаться, особенно Балтийского, Черного, Средиземного и Северного;
В целом сохранение нынешних тенденций приведет к климатическим катастрофам и разрушению озонового слоя земли.
Альтернативный сценарий:
а) возможно улучшение состояния окружающей среды; информация об этом станет более полной и достоверной;
б) обязательное и общее одобрение мероприятий по охране окружающей среды; в случаях сомнения решение будет приниматься в пользу потребителей и окружающей среды;
в) проверка будет эффективной и открытой;
г) предусматривается запрет всех видов проблемного сырья;
д) осуществляется общая оптимизация оборудования и продуктов;
е) произойдет минимизация отходов, сжигание мусора будет иметь место лишь в исключительных случаях;
ж) многосторонние международные соглашения, в том числе и с целью уменьшения влияния химического производства на человека и окружающую среду;
з) существенное улучшение качества воды и воздуха при оборудовании новых водопроводов и вентиляционных систем воздуха;
и) сдержать умирание существующих лесов не удастся, но этого можно избежать в новых посадках;
к) состояние морей начнет медленно улучшаться.
При реализации альтернативного курса может произойти поворот, ухудшение климата прекратится, озоновый слой разрушаться не будет.
Труд
В этой чрезвычайно важной области развитие также возможно по двум сценариям.
Традиционный сценарий:
а) основным средством экономического роста выступит максимизация валового внутреннего продукта;
б) индикатором роста станет повышение валового внутреннего продукта на 1,5 % в год;
в) рабочее время, как предполагается в экстраполяционном прогнозе на ближайшие 20 лет, сократится до 32 часов в неделю, а отпускной период увеличится до 37 дней в году;
г) на рынке труда будут доминировать уже имеющиеся тенденции обостряющейся конкуренции между сложившимися и новыми коллективами, традиционное разделение ролей в процессе труда;
д) в профсоюзной деятельности будет продолжаться децентрализация тарифной политики, отказ от традиционных договоров;
е) тенденции развития предприятий, на которых сегодня существует диагональная конкуренция, усиленно создаются малые и средние предприятия, а также альтернативные предприятия под контролем холдингов, будут сохраняться;
ж) в экономике будет продолжаться индустриализация третичного сектора и тертиоризация (перенесение принципов третичного сектора) индустриального сектора;
з) технологическое развитие будет предусматривать, как и ныне, усиленное государственное стимулирование новых технологий.
Альтернативный сценарий предусматривает:
а) концепцию валового нетто-продукта (определяемого как ВВП за вычетом оборонных расходов) в улучшившейся окружающей среде;
б) уменьшение оборонительных расходов на 2 % в год;
в) сокращение работы в народном хозяйстве до 20 часов в неделю, а кроме того, увеличение работы на дому и общественной работы;
г) более гибкие формы занятости, равноправие слоев в сфере общественного и домашнего труда, участие коллективов в процессах принятия решений на предприятиях;
д) реализацию регулирования рабочего времени и доходов;
е) более строгую антимонопольную политику, создание товариществ и альтернативных предприятий;
ж) устранение традиционной секторной модели и переход к системной модели функционирования экономики, первичным звеном которой является местное самоуправление;
з) прежде всего проверку новых технологий с точки зрения оценки последствий их применения для окружающей среды.
. 4. Сельское хозяйство
Традиционный сценарий:
а) цели сельского хозяйства состоят в обеспечении населения питанием и промышленности сырьем;
б) применяемая техника выглядит следующим образом. Сельскохозяйственное предприятие является звеном в цепи: производственное оборудование – производство сельхозпродукции – переработка – продажа на рынках. В растениеводстве и животноводстве начинают господствовать биотехнологии. Происходит автоматизация отдельных сфер сельскохозяйственного производства по промышленным образцам. В большом объеме применяются химические вещества для защиты растений, препараты для увеличения скорости достижения необходимых кондиций животных;
в) продукты сельскохозяйственного производства представляют собой средства питания для людей и сырье для промышленности, в первую очередь пищевой;
г) формой предприятия останется большое капиталоемкое предприятие, основанное на организации по типу промышленного предприятия с разделением растениеводства и животноводства;
д) сегодня доминирует и в будущем может сохраниться сбыт сельхозпродукции для оптовой торговли и перерабатывающей промышленности;
е) сохранится сильная нагрузка сельского хозяйства на окружающую среду, увеличится ее загрязнение и эрозия почв, ухудшится качество ландшафта;
ж) сохранится ориентация на заказы промышленности и торговли на продукты питания, в них повысится содержание химических веществ, продукты будут продаваться в основном в переработанном виде;
з) с точки зрения соотношения сельского хозяйства и экономики сохранится объемное рыночное регулирование, за стабильные потребительские цены будут выплачиваться большие дотации, сохранятся и выплаты нерентабельным хозяйствам.
Альтернативный сценарий предполагает:
а) производство качественно более ценных продуктов питания, защиту природы, сохранение ландшафтов, сохранение рабочих мест, улучшение инфраструктуры сельской местности;
б) целостный подход, основанный на достижении замкнутого цикла его производства, применение малогабаритной техники, отказ от химических средств, борьба с вредителями с помощью биологических методов, лучшее использование органических веществ для повышения плодородия и энерговооруженности;
в) в качестве основной товарной продукции – продовольствие и продукты для своего замкнутого цикла производства;
г) создание предприятий с полным использованием всего производимого и ориентацией на обслуживание местных рынков с адаптацией к окружающему пространству;
д) сохранение части сбыта в нынешних формах, но с усилением возможностей влияния и участия сельскохозяйственных производителей на оптовую торговлю, развал товариществ и прямых связей производителя и потребителя;
е) отказ от выброса вредных веществ, улучшение качества почв, сохранение видов растений, животных и насекомых. Становление аграрных экосистем потребует новых механизмов регенерации воды и воздуха;
ж) производство продуктов питания будет ориентироваться на физиологические критерии при недопустимости в продуктах химических веществ. Сами продукты питания будут подаваться в свежем виде;
з) большие торговые ограничения; к примеру, запреты на ввоз скоропортящихся продуктов, регионализацию рынка, более высокие потребительские цены как плату за экологическую чистоту, особые налоги на рост издержек производства, верхние границы в потреблении продуктов животноводства.
Социальное обеспечение
Эта сфера обеспечивает социальную защиту граждан. В этом ее особая значимость для развития общества. Здесь также возможны расходящиеся линии развития.
Традиционный сценарий:
а) с точки зрения функций социального обеспечения оно остается эрзац-зарплатой, связанной с доходом;
б) при финансировании социального обеспечения сохраняются два источника: собственные выплаты и выплаты государства;
в)базой расчетов социального обеспечения является трудовой доход;
г)соотношение демографического фактора (средний возраст общества) и социального обеспечения сопровождается одновременным увеличением взносов и сокращением уровня достижений, что ведет к увеличению государственного долга;
д) социальное обеспечение и индивидуальное достижение состоят в прямой связи и влияют на величину взносов в систему социального обеспечения;
е)форма финансирования зависит от индивидуальных взносов и государственных выплат;
ж) имеющаяся система социального обеспечения будет сохранена и далее;
з)с точки зрения необходимых экономических и общественных предпосылок функционирования системы социального обеспечения социальный продукт должен расти быстрее, чем производительность труда, пенсионный возраст и взносы будут увеличиваться;
и) продолжает существовать неравенство в первичном распределении, что отражается в неравенстве располагаемых доходов.
Альтернативный сценарий:
а) социальное обеспечение приобретает функцию всеобщего обеспечения для недопущения бедности;
б) социальное обеспечение осуществляется за счет выплат из добавленной стоимости;
в) базой социального обеспечения является уровень минимальных потребностей для недопущения бедности;
г) не предусмотривается ни повышение взносов, ни сокращение достижений. Акцент делается на изменение ключа распределения через налоговую систему;
д) конечным принципом развития социального обеспечения является ненужность любой системы социальной помощи;
е) размер социального обеспечения будет состоять из базового обеспечения плюс независимые от взноса выплаты;
ж) система социального обеспечения реконструируется и связывается с индивидуальными выплатами, перераспределением на уровне доходов и отказом от перераспределения в процессе первичного распределения;
з) система социального обеспечения будет вмонтирована в новую концепцию социального страхования;
и) социальный продукт на душу населения не должен уменьшаться. Даже при незначительном росте социального продукта при отсутствии роста населения потенциал распределения увеличится;
к) происходит уменьшение неравенства в сфере располагаемых доходов.
Демократия
Традиционный сценарий:
а) благами демократии будут пользоваться в основном лишь развитые страны, не более 1 млрд. человек. Остальные 5-7 млрд. во все большей степени будут испытывать давление авторитаризма и даже тоталитаризма;
б) распространение институтов демократии не сопровождается ростом уровня и качества жизни широких слоев населения;
в) усиление бюрократических тенденций сужает жизненное пространство, свободу выбора и сферу самоопределения индивида, отводит гражданину роль только адресата решений бюрократии;
г) сохраняющаяся и усиливающаяся централизация в принятии политических решений;
д) сужение форм и методов прямого волеизъявления граждан, совершенствование методов делегации и представительства;
е) акценты на совершенствование процедур делегирования, представительства и выборов;
ж) преимущественно количественные, формальные критерии демократии: конкуренция политических элит в борьбе за власть, демократия как метод завоевания большинства и формирования правительства посредством конкурентной борьбы за голоса народа, антагонистическая кооперация;
з) усиление роли наднациональных институтов, прежде всего в региональном плане, с потенциалом превосходства над не вошедшими в них национальными государствами;
и) существование и господство политических и экономических элит. Ведомая роль неэлитных слоев населения.
Альтернативный сценарий:
а) плоды демократических свобод будут распространяться во все страны и регионы;
б) развитие демократических институтов сопровождается уменьшением нищеты;
в) усиливается участие граждан в процессе выработки и принятия основополагающих решений;
г) постепенная децентрализация процесса принятия политических решений, сосредоточение полномочий принятия решений по основным проблемам жизнедеятельности у органов местного самоуправления. Нахождение оптимального соотношения централизации и децентрализации;
д) расширение форм и методов прямого волеизъявления;
е) акценты на содержании и результаты демократического процесса;
ж) преимущественно качественные и содержательные критерии демократии: полнота жизненного пространства личности и народа, демократия как образ и стиль жизни, неантагонистическая кооперация.
з) усиление роли наднациональных институтов при условии ненанесения ущерба ни одному из имеющихся национальных государств;
и) повсеместное принятие критерия ответственности всех перед всеми.
Мир
В этой области сейчас наблюдается относительно контролируемый рост вооружений. Некоторое уменьшение военных расходов сверхдержав сопровождается ростом расходов на вооружение других стран, а также увеличением числа локальных военных конфликтов. Поэтому и в сфере мира возможны два сценария.
Традиционный сценарий:
а) продолжение политики устрашения, недостаток взаимного доверия, спирали роста вооружения, эскалация конфликтов и т.д;
б) господство протоколов, недостаток практических действий. Далее развиваются новые технологии вооружений, вводятся новые виды конвенционального (не запрещенного международными соглашениями) оружия;
в) переход на профессиональную армию, удлинение срока военной службы, усиленная подготовка резервистов, привлечение в армию женщин, рост военных расходов;
г) не исключается отрицание атомного оружия значительной частью населения;
д) продолжается сохранение военного противостояния, блока НАТО и даже его расширение. Европа остается одной из несущих колонн блока НАТО.
Альтернативный сценарий:
а) наличие больших зон, свободных от атомного оружия, переход к политике безопасности, не имеющей компонента угрозы;
б) принимаются во внимание прежде всего не слова, а действия, политическое взаимопонимание, а не ставка на оружие;
в) акцентуация на оборонительный характер военной доктрины, сокращение армии, замораживание военных расходов (1 шаг), их сокращение (2 шаг), уменьшение исследований в области вооружений (3 шаг), запрет особо вредоносных видов оружия (4 шаг), сокращение конвенционального оружия (5 шаг), ликвидация атомного оружия (6 шаг);
г) предусматривается демократизация политики безопасности;
д) развиваются общеевропейские перспективы демократической и экологически чистой Европы, в том числе и за счет ликвидации всех военных блоков и создания системы общеевропейской безопасности, дополненной системой безопасности Север –Юг.
О том, что человечество способно избежать негативных и утвердить позитивные сценарии развития, свидетельствует ряд уже имеющихся объективно прогрессивных тенденций общественного развития.
Рис. 1. Схема цикла процесса социального проектирования
Фаза 3. Реализация
На этой стадии происходит “приспособление” проекта к реальным условиям жизни. Сложность этапа реализации обусловлена тем, что ни один проект не в состоянии предусмотреть все разнообразие конкретных событий социальных систем, которые по своей природе имеют стохастический (вероятностный) характер. Отсюда возникает необходимость в определенной доработке частных проектных решений. При этом необходимо решать следующие проблемы:
- оптимизации – определения наилучших решений;
- субоптимизации – выбора удовлетворительного решения из нескольких возможных вариантов ответа на противоречивые задачи;
- конфликтов, разумного урегулирования, управления ими;
- критической оценки результатов, получаемых от внедренного проекта системы;
- обобщения полученного опыта и возврата к началу цикла, независимо от успеха или неудачи в получении ожидаемых результатов.
Наиболее ответственным моментом социального проектирования является использование тех или иных моделей. Модель следует рассматривать как определенную формализацию проблемы. Она может состоять лишь из списка рекомендаций, а может содержать и абстрактные математические построения. С использованием моделей как методики поиска решений связано опасение, что проектировщики и лица, принимающие решения, могут полностью заменить реальность моделями. Модель – всего лишь суррогат реального мира, она не способна воспроизвести реальность во всех ее элементах и деталях.
Тем не менее использование моделей оправдано и необходимо для того, чтобы создать общий язык понимания происходящих явлений и событий. Применительно к социально-экономическим системам они призваны создать некоторый обобщенный “идеальный” образ функционирования народного хозяйства, установить определенные закономерности отношений между правительством и субъектами хозяйствования, а также между различными сферами деятельности. Поэтому проблема создания моделей функционирования высокоэффективной экономики находится в центре внимания теории организационного проектирования.
Рынок Рынок
Денег товаров
Рынок Рынок
Труда ценных бумаг
Рис. 2. Классическое представление о рыночной экономике
Предполагается, что на каждом из рынков действуют свои равновесные цены, а взаимодействие между рынками обеспечивается группами посредников при определенном участии государственных органов.
На основе таких представлений Д.М. Кейнс сформулировал свою экономическую теорию, согласно которой функционирование рыночной экономики можно свести к взаимодействию агрегированных величин, каждая из которых отображает состояние того или иного рынка (процентные ставки, объем выпуска продукции, уровень безработицы, биржевой курс облигаций). Из его теории следует, что, управляя денежно-кредитной и налогово-бюджетной политиками, правительство в состоянии регулировать уровень занятости, инфляции и экономического роста.
С учетом кейнсианских взглядов модель рыночной экономики должна иметь следующий вид:
|
|
Объём производства
Курс облигаций
деньги
Рис. 3. Кейнсианская модель рыночной экономики
Однако в последующем исследования экономистов опровергли кейнсианский идеал полной занятости без инфляции. Оказалось, что стабильность цен и безработица являются несовместимыми, конфликтующими целями: уменьшение безработицы достижимо только ценой ускоренной инфляции, а уменьшение инфляции обычно предполагает увеличение безработицы. Установленные закономерности чрезвычайно усложняют экономическую политику и уводят от упрощенных экономических рекомендаций, типичных для времен кейнсианской революции. Кроме того, как это следует из теоретических воззрений кибернетики, несовместимость целей системы может иметь место только в связи с неправильным выделением ее существенных переменных (неправильным ОПРЕДЕЛЕНИЕМ системы).
В этой связи лауреат Нобелевской премии М. Фридмен высказал предположение, что ДОЛГОСРОЧНАЯ траектория роста производства и занятости в экономике определяется наличием ресурсов, технологиями и предпочтениями потребителей, а деньги – всего лишь вуаль, скрывающая реальные экономические процессы. На основе его взглядов сформировалась концепция “рациональных ожиданий”, получившая название “новой классической макроэкономики”.
Сторонники теории рациональных ожиданий выдвинули пять основных тезисов монетаризма.
1. Деньги – фактически единственный систематический нарушитель экономического равновесия.
2. Деньги и цены всегда изменяются почти пропорционально, так что деньги не просто нейтральны, они супернейтральны.
3. Переходные периоды между состояниями денежного равновесия мгновенны.
4. Денежное предложение может эффективно контролироваться, а обратное влияние изменений цен и номинального дохода на изменение денежного предложения ничтожно.
5. Дискреционное управление предложением денег не оказывает заметного влияния на производство, занятость и реальную ставку процента и поэтому должно быть заменено управлением, ориентирующимся на определенные правила роста денежной массы
(Блауг М. “Экономическая мысль в ретроспективе”. М. Дело ЛТД. 1994г.).
Согласно взглядам М.Фридмена и сторонников концепции рациональных ожиданий кибернетическая модель рыночной экономики имеет следующий вид:
|
|
Рис. 4. Монетаристская модель рыночной экономики
Из модели следует, что можно выделить три ключевых направления правительственной политики:
1. Ресурсная, частью которой является денежная и которая в свою очередь разделяется на денежно-кредитную и налогово-бюджетную.
2. Маркетинговая, направленная на изучение и удовлетворение предпочтений отечественных и зарубежных потребителей.
3. Научно-техническая (технологическая), призванная обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных производителей и сохранность окружающей среды.
В развернувшейся полемике между “кейнсианцами” и “монетаристами” во многом преобладали и преобладают вульгарные искажения позиций сторонников концепции рациональных ожиданий, которые резко отвергались самим М. Фридменом. Он считал, что деньги имеют ключевое значение для изменения реального дохода на КРАТКОСРОЧНЫХ временных интервалах и что существенным искажением его взглядов является утверждение: “деньги – это единственное, что имеет значение”. М.Фридмен выступает за максимальную свободу субъектов хозяйствования в принятии ими хозяйственных решений, что вовсе не исключает определенных административных действий правительства для реализации долгосрочных стратегий.
Для реализации этих устремлений правительство должно иметь соответствующую инфраструктуру, позволяющую ему осуществлять регулирующие функции в области изучения и удовлетворения предпочтений потребителей, развития наиболее перспективных технологий и использования тех или иных ресурсов. Можно отметить, что на начальном этапе перехода к рыночным отношениям правительства стран с переходной экономикой не уделяли должного внимания проблемам формирования подобной инфраструктуры. Этим во многом объясняются и возникшие трудности с реструктуризацией основной промышленности.
Подобная инфраструктура должна учитывать использование как внешних факторов, так и основных внутренних источников экономического роста народного хозяйства.
Традиционно выделялись два производственных фактора – социальный и технический. Вместе с тем постоянно возрастающие сложность и скорость производственных процессов остро поставили вопрос о необходимости синхронизации элементов, фаз и стадий решения стратегических производственных задач. Фактор целевого планирования и синхронизации процессов стал важнейшим источником экономического роста национальных экономик.
Структура внутренних факторов экономического роста народного хозяйства может быть представлена следующей мо