Тест I. Предмет и методология исторической науки. Киевская Русь.
1. Сгруппируйте под цифрой «1» письменные исторические источники, под цифрой «2» – вещественные:
1) летописи;
2) археологические находки;
3) надписи на стене, посуде, бересте (граффити);
4) монеты;
5) газеты;
6) архитектурные памятники.
2. Какие функции исторической науки вы считаете наиболее важными для общества, объясните свою точку зрения:
1) познавательная;
2) воспитательная;
3) накопление и сохранение практического опыта прошлых поколений?
_________________________________________________________
3. Соотнесите названия и области изучения вспомогательных исторических дисциплин:
1) историография; А) изучает монеты и денежные знаки;
2) палеография; Б) изучает гербы;
3) нумизматика; В) изучает историю письма;
4) источниковедение; Г) историю исторической науки;
5) геральдика. Д) приемы и методы исследования источников.
4. Определите авторов теории и подходов в изучении истории России:
1) теория государственности; А) В.О. Ключевский;
2) психологический анализ деятельности;
выдающихся личностей; Б) С.М. Соловьев;
3) социально-экономический анализ. В) Н.М. Карамзин.
5. Подберите доказательства в пользу и против «норманнской теории»:
1) слово «Русь» скандинавского происхождения;
2) славяне призвали варягов-русов на княжение, т.к. «не было порядка на их земле»;
3) призвание иностранцев на княжение было обычным явлением в этот период истории;
4) образование государства – результат внутренних социально-экономических процессов у славянских племен;
5) призвание новгородцами варягов положило начало новой правящей династии.
ЗА | ПРОТИВ |
6. Все части исторического знания связывает наука о законах развития человека и человеческого общества:
1) философия истории;
2) естествознание;
3) историография.
7. Со второй половины ХХ века в исторических исследованиях преобладает:
1) формационный подход;
2) хронологический подход;
3) цивилизационный подход.
8. Расставьте в хронологическом порядке пять основных общественно-экономических формаций:
1) феодальная формация;
2) рабовладельческая формация;
3) первобытнообщинная формация;
4) коммунистическая формация;
5) капиталистическая формация.
9. Определите лишний этап в цивилизационном подходе:
1) период дикости;
2) период варварства;
3) период феодализма;
4) промышленная цивилизация;
5) постпромышленная цивилизация.
10. Расположите в хронологической последовательности имена российских историков:
1) Н.М. Карамзин;
2) В.О. Ключевский;
3) С.М. Соловьев;
4) М.В. Ломоносов;
5) М.Н. Покровский;
6) Б.А. Рыбаков.
11. Какие занятия славян можно назвать основными, а какие – подсобными промыслами?
1) рыболовство;
2) охота;
3) земледелие;
4) скотоводство;
5) бортничество.
ОСНОВНЫЕ | ПОДСОБНЫЕ |
12. Чем являлись города для восточных славян, прежде всего? Объясните свою точку зрения:
1) местом проживания князя, знати;
2) центром сбора дани;
3) центром ремесла и торговли;
4) административным и политическим центром?
_______________________________________
13. Иностранные авторы называли предков славян (вычеркните лишнее):
1) анты;
2) венеды;
3) сколоты;
4) скифы;
5) вандалы.
14. Соотнесите богов славянского языческого пантеона и их «сферы влияния»:
1) Велес; А) покровитель князя и дружины;
2) Перун; Б) покровитель скотоводов и торговцев;
3) Сварог; В) покровительница земледелия;
4) Макошь. Г) старший бог, символ неба.
15. Что из перечисленного относится к предпосылкам образования Древнерусского государства:
1) великое переселение народов;
2) крещение Руси;
3) подсечно-огневое земледелие;
4) переход от родовой общины к соседской?
16. Расставьте в хронологической последовательности правление первых киевских князей:
1) Олег;
2) Владимир Святой;
3) Игорь;
4) Ярослав Мудрый;
5) Святослав;
6) Ольга;
7) Рюрик.
17. Соотнесите события (явления) и имена:
1) крещение Руси; А) Кирилл и Мефодий;
2) создание славянской азбуки; Б) Борис и Глеб;
3) первые русские святые. В) Владимир.
18. Соотнесите термины и определения:
1) смерд; А) раб, полностью зависимый от хозяина;
2) холоп; Б) свободный крестьянин-общинник;
3) рядович. В) временно зависимый крестьянин, заключивший договор на определенных условиях.
19. Выберите основную причину ослабления южной Руси в середине XII в.:
1) спад экономического развития региона в связи с ухудшением плодородности земель;
2) массовый отток населения на северо-восток в связи с набегами кочевников;
3) развитие феодальных отношений.
20. Соотнесите термины и определения:
1) уроки; А) сбор дани с зависимых племен;
2) погосты; Б) норма дани, собираемая с территории;
3) полюдье. В) место, куда свозили всю дань жители данной земли.
21. Выберите три важнейших направления политической деятельности первых киевских князей:
1) борьба за выход к морю;
2) защита границ от нападения степных кочевников;
3) завоевание новых территорий и объединение племен под властью Киева;
4) превращение свободных общинников в феодально-зависимых людей;
5) приобретение иностранных торговых рынков и охрана ведущих к ним путей.
22. Соотнесите события и имена:
1) объединение северной и южной Руси; А) Рюрик;
2) основание новой княжеской династии; Б) Олег;
3) создание «Русской правды»; В) Нестор;
4) написание «Повести временных лет». Г) Ярослав Мудрый.
23. Какие главные направления деятельности были характерны для перечисленных ниже князей:
1) Владимир; А) законодательные преобразования;
2) Ярослав Мудрый; Б) распространение христианства;
3) Святослав; В) административные преобразования;
4) Ольга. Г) военные походы, расширение территории.
24. Соотнесите события и даты:
1) крещение Руси; А) 882 г.;
2) объединение северной и южной Руси; Б) 945 г.;
3) гибель князя Игоря. В) 988 г.