Теория и методология исторической науки
ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.
План
1. Объект и предмет науки истории, ее место в системе исторических наук.
2. Теория и методология исторической науки.
3. Принципы изучения исторических фактов.
4. Сущность, формы и функции исторического познания.
5. Этапы развития исторической науки. Основные направления современной исторической науки.
6. Варианты периодизации истории.
Ключевые понятия и термины: история, гуманитарные дисциплины, этнография, археология, вспомогательные исторические дисциплины (хронология, палеография, дипломатика, нумизматика, метрология, флаговедение, геральдика, сфрагистика, эпиграфия, генеалогия, топонимика, краеведение, источниковедение, историография), специально-исторические методы исследования, письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные исторические источники, методология, принцип историзма, идеалистическое и материалистическое понимание истории, цивилизация.
Лекционный материал
Объект и предмет науки истории, ее место в системе исторических наук.
Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ.
История– это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно:
· истории экономической;
· политической;
· социальной;
· гражданской;
· военной;
· государства и права;
· религии и т.д.
К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и т.д., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.
История подразделяется и по широте изучения объекта:
· история мира в целом (всемирная или всеобщая история);
· история континентов (например, история Азии и Африки);
· история отдельных стран и народов или группы народов (история России).
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом:
· хронология – изучает системы отсчета времени;
· палеография – рукописные памятники и старинное письмо;
· дипломатика – исторические акты;
· нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
· метрология – систему мер;
· флаговедение – флаги;
· геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;
· сфрагистика – печати;
· эпиграфия – надписи на камне, глине, металле;
· генеалогия – происхождение городов и фамилий;
· топонимика – происхождение географических названий;
· краеведение – историю местности, региона, края;
· источниковедение – значительная вспомогательная историческая дисциплина, исследующая исторические источники;
· историография – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
История не только одна из 15-ти тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием и литературоведением. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. На современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки – такие, как историческая география, историческая геология и др.
Теория и методология исторической науки
Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах.
Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более 2-х тысячелетий назад возникли 2 основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне:
1. Идеалистическое понимание истории. Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.
2. Материалистическое понимание истории.Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для российской школы – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественный исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.
Существуют специально-исторические методы исследования:
- хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;
- синхронный – предполагает одновременное изучение различных событий, происходящих в обществе;
- дихронный – метод периодизации;
- историческое моделирование;
- статистический метод.