Глава 1. Предмет, методология, задачи исторической науки и курса «Отечественная история»

План

1.1. Место Отечественной истории в подготовке специалистов высшей квалификации и ее социальные функции.

1.2. Предмет, принципы, методы исторической науки и учебного курса «Отечественная история».

1.1. Место Отечественной истории в подготовке специалистов высшей квалификации и ее социальные функции

Задача высшей школы – готовить высококвалифицированных специалистов, имеющих не только профессиональные знания, но и обладающих широтой кругозора, научным мировоззрением, духовно-нравственными качествами. Вышеперечисленные черты личности будущего специалиста формируются в вузе в ходе изучения гуманитарных дисциплин, среди которых курс «Отечественная история» занимает особое место.

Изучение истории в вузе – это социальный заказ государства, которое ставит перед высшей школой определенные цели. Первая цель – усилить гуманитарную подготовку студентов. Вторая цель – дать студентам определенный минимум исторических знаний в соответствии с государственным стандартом. Последний предполагает изучение истории на более высоком, чем в средней школе, уровне. В содержании госстандарта внимание акцентируется на выяснении причинно-следственных связей исторических событий; изучении закономерностей, тенденций, альтернатив исторического процесса; осмыслении исторического опыта и вытекающих из него уроков истории. Студенты также получают знания о методологических основах исторической науки. Третья цель изучения истории в вузе – воспитание молодого поколения в духе патриотизма и гражданственности, уважения к демократическим ценностям.

Знакомясь с историческими событиями, мы можем испытывать чувства гордости или сожаления, делать определенные выводы, извлекать уроки из прошлого, следовать национальным традициям предков. Весь данный комплекс чувств, знаний оживляет в человеке лучшие его качества.

Изучение истории обогащает духовный мир человека, повышает уровень его сознания, в том числе и исторического. Под историческим сознанием понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности о своем прошлом и прошлом всего человечества. Составными частями, компонентами исторического сознания являются историческая память народа, его ментальность, мораль, искусство и другое. Один из важнейших компонентов сознания – историческая память – может включать в себя как объективные факты, события, так и иллюзии, элементы приукрашивания прошлого, героизацию отдельных личностей. Объективное изучение истории помогает разобраться в произошедших событиях.

Изучением истории во всей конкретности и многообразии занимается историческая наука. Термин «история» ведет свое начало от древнегреческого слова «historia», что в переводе означает – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что исследовано. Таким образом, еще в далекие времена зарождаются зачатки профессионального изучения истории.

В России история как наука сложилась в XVIII веке. Начало ее становления связано с преобразованиями Петра I, когда был взят курс на развитие светского образования и науки.

За последние три столетия отечественная историческая наука достигла значительных результатов. Сложились целые отрасли науки: гражданская, военная, экономическая, социальная, интеллектуальная история. Получили свое дальнейшее развитие такие исторические дисциплины, как историография, источниковедение, археология, палеография, нумизматика. Появились новые методы в исследовании истории. В историческом процессе выделены крупные периоды: история первобытного общества, история древнего мира, история средних веков, новая и новейшая история.

Историческая наука выполняет в обществе определенные функции. Среди них важнейшие: познавательная, воспитательная и прогностическая. Познавательная функция определяется потребностью общества в осмыслении своего прошлого. Прогностическая функция истории состоит в том, что, изучая прошлое, человек, общество лучше понимают настоящее и более четко представляют будущее. Это тем более важно, что многие проблемы современности имеют исторические корни. Так, тяга российских людей к сильной и твердой власти уходит во времена Московского государства. Неразвитое в общей массе населения правовое сознание также имеет свои исторические корни: в течение долгого времени на Руси, в России слабо было развито законодательство. Вместо законов на практике чаще всего применялись религиозно-нравственные нормы.

Обозначенные выше проблемы подтверждают высказывание выдающегося историка XIX века В.О. Ключевского о том, что прошлое надо изучать не потому, что оно уходит, а потому, что, уходя, оно не устраняет своих последствий.

Воспитательная функция исторической науки многогранна. Ее назначение – формирование человека как личности, которая обладает гражданскими качествами, имеет национальное достоинство и чувство патриотизма. Таким образом, история как наука занимает важнейшее место в подготовке специалистов.

Наши рекомендации