Культура поведения на практических занятиях
Внимательно выслушать вступительное слово преподавателя, уяснить цели и задачи семинарского (группового) занятия, основные вопросы, выносимые на обсуждение, и порядок их обсуждения. Активно включиться в обсуждение поставленных проблем, внимательно следить за ходом дискуссии. Строго соблюдать порядок и дисциплину в аудитории, уважительно относиться к выступлениям своих товарищей.
Методика выступления на семинаре
Доклад по форме: «Товарищ преподаватель, товарищи студенты! Докладывает студент Иванов. Тема моего выступления «Правовая система Русского централизованного государства».
Структура выступления:
· указать цель выступления;
· изложить тезисно суть обсуждаемой проблемы;
· обосновать выдвигаемые теоретические положения конкретными фактами из источников права и изученной литературы;
· определить значение данной проблемы для становления квалифицированного юриста МЧС России;
· подвести итог и сделать общий вывод.
Выступающий излагает свой ответ кратко, чётко и по существу проблемы. Не следует забывать о методической стороне выступления: для активизации познавательной деятельности аудитории следует подготовить презентацию, широко использовать классную доску, технические средства обучения, в т.ч. ПК и мультимедийный проектор, подготовить выставку литературы.
Критерии оценки выступления:
· научно-теоретический уровень выступления;
· степень творчества и самостоятельности в подходе к раскрытию обсуждаемого вопроса;
· доказательность и убедительность;
· культура речи, жестов, мимики;
· умение анализировать и делать выводы;
· связь с деятельностью специалиста МЧС России.
Отчётность по практическим занятиям
Обучаемые обязаны отчитаться за все темы семинарских и групповых занятий. Если обучаемый по какой-либо причине отсутствовал на занятии, а также если он получил оценку «неудовлетворительно», то он обязан не позднее семи дней после этого занятия прибыть с конспектом к преподавателю на индивидуальное собеседование, отчитаться по теме и получить положительную оценку.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Тема 2/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя.
Русская Правда» — основной памятник юридической мысли
Древней Руси.
Учебные вопросы:
1. Происхождение и характеристика древнерусского юридического памятника.
2. Общественный и государственный строй «Киевской Руси» в «Русской Правде».
Методические указания
Изучение данных вопросов следует начать с чтения рекомендованной учебной литературы. Затем следует обратиться непосредственно к тексту «Русской Правды», который целесообразно изучать по следующим изданиям:
Инв. № 1554у. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век – 1917 год). Сост. В.А. Томсинов. М., 2004. С. 7-20.
Титов Ю.П. Хрестоматия по истории отечественного государства и права России. М., 2004 и др. издания.
В ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя необходимо в полном объёме отработать 1-й и 2-й вопросы. При изучении первого вопроса обратить внимание на исторические условия, время создания, списки и редакции «Русской Правды». Уяснить, чем обусловливались изменения в содержании правовых норм. Затем дать общую историко-юридическую характеристику памятника права. При рассмотрении второго вопроса найти в «Русской Правде» правовые нормы, отражающие явления родового строя и быта, проанализировать социально-правовое положение классов и социальных групп древнерусского общества. Подробно и обстоятельно изучить нормы уголовного права и процесса. При конспектирование обязательно указывать на полях (в скобках) соответствующие статьи «Русской Правды», с указанием и наименованием страниц литературного источника. Результаты работы нужно предоставить в письменном виде (конспект).
Вопросы для самоконтроля:
1. В каких исторических условиях и когда создана «Русская Правда»?
2. Что представляют собой списки и редакции «Русской Правды»?
3. Какова общая историко-юридическая характеристика памятника?
4. Какие статьи «Русской Правды» отражают явления родового строя и быта? О чём они повествуют?
5. Какие статьи «Русской Правды» раскрывают социальную структуру общества, правовое положение классов и социальных групп древнерусского государства? Что говорят данные статьи об общественном строе Киевской Руси?
6. Что представляло собой уголовное право в Древнерусском государстве? Какие явления уголовно-процессуального права отражены в «Русской Правде»?
Рекомендуемая литература:
История отечественного государства и права: учебник /(Под ред.)
Р.С.Мулукаева.М.,2012.703с.эл.Ресурс . http://www.knigafund.ru/books/106682
История отечественного государства и права: учебное пособие //Под ред. Г.Ю. Курсковой, А.В. Давиденко. М., 2014. 423 с. (эл. ресурс). http://www.knigafund.ru/books/172355
Инв. № 1554у. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век – 1917 год). Сост. В.А. Томсинов. М., 2004. С. 7-20.
Инв. № 1963у. Кузнецов И.Н. История государства и права России. М., 2009. Гл. 2, с. 74-77, 89-99.
Инв. № 1963у. История отечественного государства и права. Под ред. О.И. Чистякова. Ч.1. М., 2004. Гл. 2, с. 57-60, 66-76.
Тихомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. М.-Л., 1941.
Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, её значение. М., 1950.
Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. М., 1988.
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н\д, 1995.
Занятие 2/3.Семинар