Ключевые слова: текст, коммуникация, тема, микротема, основная мысль, абзац, компоненты, ССЦ.

Признаками текста являются единство темы, основная мысль, относительная законченность высказывания, связность и целостность.

Заголовок отражает тему или основную мысль текста.

Любой текст выражает содержание высказывания на определенную тему. Тексты различаются объемами информации. В тексте большого объема тематическое единство проявляется в виде иерархии тем. В нем ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем, подтемы членятся на более дробные, микротемы. Микротема считается минимальной единицей речевого смысла.
Связность как характеристика текста соотносится с таким его признаком, как членимость, которую можно обнаружить только в сложном объекте, состоящем из нескольких компонентов, т.е. членимом. Он состоит из речевых отрезков, совпадающих или не совпадающих с предложениями, связанных между собой по смыслу и грамматически в структурно-смысловые блоки. Основу связности составляет коммуникативная преемственность предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. С точки зрения коммуникативного синтаксиса в предложении выделяется две части: относительно известная, которую называют данным или темой, и новая – она называется ремой или новым. В теме повторяется часть информации из предыдущего предложения, и это повторение выполняет функцию связующего звена. В реме содержится новая информация, которая развивает, обогащает смысл высказывания, движет мысль вперед.

Говоря о такой сущностной характеристике текста, как смысловая цельность, следует отметить следующие признаки:

1) текст – это высказывание на определенную тему;

2) в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль);

3) текст любого размера – это относительно автономное (законченное) высказывание;

4) к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль высказывания;

5) правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.
Тексту присущи:

1.Тематическое единство,которое выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой говорящего (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.

Тематическое единство текста находит выражение в заголовке, который обозначает предмет высказывания или коммуникативную установку автора. Важным признаком текста является и его завершенность. Она проявляется в соотнесенности содержания текста, в частности его концовки, с заголовком.

Обозначение темы нередко содержится в начальном предложении текста. Дальнейший отбор языковых средств связан с развитием мысли, выраженной в первом предложении, Т.е. обусловлен темой текста и коммуникативной установкой автора – задачей общения, сообщения, воздействия, основной мыслью (идеей) высказывания.

Коммуникативная установка предопределяет и стилевую тональность текста.

Таким образом, текст – целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое.

1. Наличие взаимообусловленных частей (компонентов).

В тексте – в зависимости от его величины – можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое, абзац. В письменной речи части текста, как правило, графически выделяются. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами.

В сложном синтаксическом целом обычно выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Все части текста соотнесены друг с другом, так как в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. Части текста следуют в определенной логической последовательности друг за другом.

Частями текста именуются различные объединения предложений, проведенные по определенным принципам. Одно из таких объединений – абзац. Абзац– это часть текста, заключенная между двумя отступами.
В абзаце раскрывается микротема. Абзац, как и сложное синтаксическое целое, имеет зачин, основную часть – развитие мысли, концовку.

Границы абзаца и сложного синтаксического могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение (и даже часть предложения; например, в официально-деловом тексте: в тексте законов, уставов, дипломатических документов и др.). В одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических целых, когда отдельные микротемы связываются друг с другом.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое текст?

2. Каковы компоненты текста? (дать определение компонентам текста)

3. Что такое ССЦ?

Практические задания.

Задание 1. Прочитайте пример.

Одно сложное синтаксическое целое – четыре абзаца:

Всякая любовь прекрасна. И только она одна и прекрасна.

Потому что на земле единственное «в себе самом истинное» – это любовь.

Любовь исключает ложь: первое «я солгал» означает: «я уже не люблю», «я меньше люблю».

Гаснет любовь – и гаснет истина. Поэтому «истинствовать на земле» значит постоянно и истинно любить (В.В. Розанов. Уединенное).

Задание 2. Прочитайте текст. Выделите слова и обороты, посредством которых читающий или слушающий чувствует себя «включенным» в разговор.

Каждый из нас знает слово «здоровье», но далеко не все могут дать ему четкое определение. Давайте разберемся с этим понятием вместе.

Здоровье – это, прежде всего, наше психическое, физическое и социальное благополучие.

Психическое состояние человека основывается на эмоциях, которые зависят от того, что именно происходит в нашей повседневной жизни. То есть это все то, чему мы с вами радуемся, о чем мечтаем, все то хорошее, что происходит с нами в настоящее время.

Социальное состояние - это сфера, в которой мы находимся: люди, которые нас окружают (общество), жилье, в котором мы живем, и, конечно же, наше материальное благополучие.

И, наконец, физическое состояние - это непосредственно наше внутреннее самочувствие. Под ним подразумевается, есть ли у нас заболевания, оказывающие, в свою очередь, влияние на психическое и социальное благополучие, или же они отсутствуют.

Из всего вышесказанного следует вывод, что мы столкнулись с так называемым в медицине порочным кругом, когда каждая составляющая оказывает влияние на другую.

Задание 3. Прочитайте текст со следующей установкой: Вы отвечаете на вопрос «От чего зависит здоровье?». Подумайте, какие слова Вы можете использовать для привлечения внимания к Вашему выступлению.


Существуют четыре составляющих здоровья, которые мы рассмотрим по степени их значимости и влияния на человека.

Способ жизни (51-52%). И тут всем становится понятным, что именно я имею ввиду. Это, прежде всего, вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение), занятия спортом, правильное питание, режим дня.

Экологическое состояние окружающей среды (20-21%). Тут все ясно и без слов. Влияние окружающей среды на свое здоровье каждый человек сможет улучшить если будет совершать элементарные действия - убирать за собой мусор, не сорить, озеленять территорию, на которой он живет, жить в стороне от экологически небезопасных объектов (заводов, химических предприятий, угольных шахт и т.п.).

Биологические факторы (19-20%) - это наша с вами наследственность и предрасположенность к заболеваниям (например, таким как сахарный диабет, гипертоническая болезнь и др.).

Вам наверняка известно, что соблюдая соответствующие мероприятия предрасположенность ко многим заболеваниям можно предупредить.

Объем и качество медицинской помощи (8-9%).

Эта составляющая напрямую зависит от знаний врача, наличия соответствующего оборудования и финансовых средств.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на 91-92% наше здоровье зависит от нас самих, так как именно мы и только мы самостоятельно управляем своим способом жизни и оказываем на него огромнейшее влияние.

Задание 4. Прочитайте анекдот. Сделайте вывод об образе жизни последнего героя анекдота.

Идет журналист из «Здоровья» по деревне, ищет долгожителей.
Встречает старого деда:
- Дедушка, в чем секрет Вашего долголетия, что вы едите?
- На завтрак чечевичку, на обед чечевичку и на вечер чечевичку!
- И сколько же Вам лет?
- Девяносто пять!
Встречает другого деда.
- А Вы, дедушка, что едите для долголетия?
- На завтрак капустку, на обед капустку и на вечер капустку!
- И сколько же Вам лет?
- Сто десять!
Смотрит: идет совсем старый дед:
- А Вы, дедушка, что едите для долголетия?
- На завтрак водочку, на обед водочку и на вечер водочку!
- И сколько же Вам лет?
- Сорок два!

Задание 5. Прочитайте тексты. Что в них высмеивается?

***

Тост: «Глядя на вас, хочется еще раз пожелать вам здоровья!»

***

Тост в честь именинника:
«Желаю здоровья, удачи и денег. Остальное у тебя есть ...»

***

Это ж сколько здоровья надо потерять, чтобы получить справку, что ты здоров...

***

У стоматолога.

- Простите, но я удалил вам здоровый зуб. Придется теперь удалить еще и больной.
- Ничего-ничего. Хорошо, что вы не окулист!

Задание 6. Прочитайте диалоги о здоровье. Ведущий задает вопросы, участники отвечают.

***

- Чем верблюд отличается от человека?

- Верблюд не может наплевать на свое здоровье.

***

- Что может быть дороже здоровья?

- Только современные импортные лекарства.

***

- Стоит ли обращаться к врачу за рецептом вечной молодости?

- Не стоит, ведь если он его и выпишет, то неразборчивым почерком.

***

- Почему многие из нас не думают о своем здоровье?

- Потому что все время думают о своих болезнях.

***

- Что такое лечение смехом?

- Это когда смеешься над рецептом врача, вместо того чтобы пить назначенные им лекарства.

***

- Способен ли вегетарианец съесть своего ближнего?

- Ну, если тот - ни рыба, ни мясо.

***

- Почему раньше мужчины предлагали своим избранницам руку и сердце, а теперь - дом и машину?

-Так ведь донорские органы очень подорожали.

***

- Что общего у человека со льдом?

- Человек тоже может растаять и тронуться.

***

- Неужели любой человек может оставить свой след в истории?

- Конечно, хотя бы - в истории болезни.

***

- Почему не все садятся на диету?

- Видимо, боятся, что она не выдержит их вес.

Знаете ли Вы, что…

В Древнем Египте, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.

В XV веке считали, что красный цвет лечит. Больные надевали красное и окружали себя красными вещами.

Ваш желудок производит новый слой слизистой оболочки каждые две недели, иначе он переварит сам себя!

Домашняя пыль на 70% состоит из сброшенной нами кожи.

.

Задание 7. Прочитайте текст. С какими мыслями автора Вы можете согласиться? Аргументируйте свой ответ.

Наши рекомендации